Часть 1 .
Часть 2 .
Часть 3 .
Часть 4 .
Часть 5 .
Часть 6 .
Часть 7 .
Часть 8 .
Часть 9 .
Часть 10 .
Часть 11 .
Часть 12 .
Часть 13 .
Часть 14 .
Часть 15 .
Часть 16 .
Часть 17 .
Часть 18 .
Часть 19 .
Часть 20 .
Часть 21 .
Часть 22 .
Часть 23 ...
(перевод Cергея Торонто)В 2004 – 2008 годах Чак Паланик на официальном сайте своих фанатов ежемесячно публиковал эссе о литературном мастерстве, основываясь на методах, выработанных личным опытом. Все эссе находятся в свободном доступе, но на русский язык никогда не переводились._______________________
ОСНОВЫ ОСНОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВВ этот раз мы начнем с реальной истории – истории из жизни Трумена Капоте. После того, как Трумен, будучи еще молодым человеком, переехал в Нью-Йорк, чтобы жить и писать, его давно пропавший отец Арчи Пирсон внезапно вышел на связь. Он пообещал прислать своему сыну семейную реликвию – перстень, который передавался по наследству. Капоте был взбудоражен: после стольких лет получить столь ценный дар от отца, человека, которого он никогда по-настоящему не знал…
Как вспоминали друзья Капоте, перстень он действительно получил, но это был хлам. Безделушка. Мусор. Цитирую: «Оно было похоже на одно из тех колец, которые попадаются в коробках со сладким попкорном "Крекер Джек"[1]». Капоте был удручен, но смог быстро оправиться. Он взял перстенек – свое «наследство» – и немедленно заложил его, истратив все деньги на мартини и сэндвич с индейкой.
Кольцо – само по себе – уже потеряно для нас, но забавно, как часто оно всплывает…
В книге Капоте «
Завтрак у Тиффани» старый, давно брошенный муж героини находит кольцо в коробке «Крекер Джек». И когда он уже почти отвергнут и вновь готовится стать покинутым старым человеком – он передает кольцо молодому писателю, состоящему на тот момент в приятельских отношениях с героиней. Юноша кладет кольцо в карман и забывает о нём.
Когда же они становятся близкими друзьями (а в фильме – любовниками), герой и героиня обнаруживают себя в ювелирном магазине «Тиффани». И тут наш писатель вспоминает о дешёвом кольце и просит сделать на нём гравировку, чтобы подарить его героине. Он оставляет кольцо в магазине, и о кольце снова забывают.
В момент кризиса, когда Холли Голайтли спасается от ещё одной разрушенной связи, герой приносит кольцо с гравировкой – теперь это символ их дружбы. В фильме кольцо объединяет их. В книге это символ окончательного предательства и нравственной гибели.
Каждый раз, когда появляется кольцо, оно, подобно снежному кому, все больше и больше прибавляет в эмоциональном весе. Появляются новые слои ассоциаций, кольцо пробуждает всё больше воспоминаний и фактически воплощает в себе всю предыдущую историю. Вся предыстория романа заключена в едином символе. Вот что такое эффективное использование объекта. Стремитесь, обнаружив условное «кольцо» в своем романе, передавать его от персонажа к персонажу, накапливая символическое значение и позволяя героям взаимодействовать с этой «основой».
Теперь рассмотрим другие функции символических объектов:
–
Напоминание: подобно рефренам, объект может эхом отобразить прошедшую сюжетную точку и воссоздать все эмоции/весь прожитый опыт.
–
Заряженное ружьё: остается скрытым до момента, пока не потребуется усилить определенную часть сюжета.
–
Проходящее изображение: вновь появляется только для того, чтобы добавить еще один элемент непрерывности в истории.
А сейчас несколько примеров.
– Предмет в качестве «напоминания».
Подумайте о большом синем камне в кольё, о котором вспоминает старушка в «
Титанике». Подумайте о распятье, пробуждающем воспоминания о сцене самоубийства в «
Охраннике». Это всё стандартно. Музыкальная шкатулка с обезьянкой в «
Призраке Оперы»[2].
– Предмет как «заряженное ружьё».
Подумайте о санках в «
Гражданине Кейне».
– Предмет в качестве основы для какого-либо действия.
Вспомните сцену в «
Гарольд и Мод»[3], когда Бад Корт даёт Рут Гордон кольцо (жест объединения), а она выбрасывает украшение в океан (жест неприсоединения). В такие моменты жесты обладают гораздо большей силой, нежели это может быть показано в диалоге. И обратите внимание, как в таких историях происходит смешение жестов и диалогов.
– Предмет как проходящее изображение.
Вспомните зеленую мраморную пепельницу, появляющуюся в каждом сегменте фильма «
Калейдоскоп Ужасов»[4], снятого по сценарию Стивена Кинга. Иногда эта пепельница просто находится там в качестве детали сцены. Иногда она является основой сцены. Но всегда её появление добавляет странную скрытую непрерывность в разрозненные истории.
Смысл этого эссе – заставить вас осознать важность использования символических объектов в своей работе. Если вы определите задачу каждого объекта, вы сможете использовать их для достижения лучшего эффекта. Вместо того, чтобы вводить в историю непрерывный поток запоминающихся предметов, вам следует научиться повторно использовать старые, передавая их от персонажа к персонажу, умножая их символическую ценность.
Такими объектами могут быть наркотики («
Невидимки»), или драгоценности («
Дневник») или пластиковый идентификационный браслет («
Удушье»), но каждый объект должен работать настолько эффективно, насколько это возможно.
*
Для выполнения домашней работы сначала взгляните на важные для вас объекты. Что это за предметы и почему они так важны? Это инструменты? (ваш компьютер или трубка для курения марихуаны). Памятные вещи? (семейные фотографии). Они символизируют обязательства или контракты? (обручальное кольцо или диплом). Если у вас дома начнется пожар, какие вещи вы броситесь спасать? Почему именно эти вещи?
Какая вещь постоянно находится с вами (или с вашим персонажем)?
Затем взгляните на ваши любимые фильмы или книги и попытайтесь определить важные для повествования предметы. У большинства главных персонажей такие объекты-символы обязательно найдутся. Например, поскольку актёры не могут сыграть мысли персонажа («…парень, мне нужно выпить виски…»), им потребуется некий предмет, например бутылка скотча, на которую они смогут беспрестанно смотреть.
Лично я имею склонность трансформировать значимые для повествования объекты по ходу истории. В «
Бойцовском Клубе» жир пресыщенного общества становится мылом, а затем превращается в нитроглицерин. В «
Невидимках» наркотики крадут не только ради денег, но и ради изменения пола. Каждый раз, когда появляется объект, он может превратиться в другой символ. Дешевое кольцо Капоте, появившееся в начале в качестве ненужного приза, вынутого из коробки с конфетами «Крекер Джек», становится подарком при ухаживании, а затем оно превращается в гравированное обязательство. В своего рода контракт.
В этом месяце постарайтесь ограничить в тексте количество особых предметов, учитесь повторно их использовать, найдите способ трансформировать эти символические объекты. Поработайте над жестами, которые бы помогали персонажам выразить себя и ассоциировались с определенным объектом.
Если вы поместили объект на страницу – используйте его.
Если вы не собираетесь использовать объект – не загромождайте им страницу.
_____________________________
[1] Американский бренд, известный тем, что в каждой коробке его товара (смесь попкорна и арахиса, покрытые черной патокой и карамелью) есть небольшой сувенир.
[2] Американский музыкальный фильм, снятый режиссёром Джоэлом Шумахером в 2004 году по одноимённому мюзиклу Эндрю Ллойда-Уэббера, который в свою очередь поставлен по мотивам одноимённого романа французского писателя Гастона Леру.
[3]Чёрная кинокомедия американского режиссёра Хэла Эшби (1971 год) по одноимённой пьесе Колина Хиггинса.
[4] Кинофильм 1982 года, снятый режиссером Джорджем Ромеро по мотивам комиксов 50-х годов. Лента из 5 коротких киноновелл. Продолжение >
скачать dle 12.1