Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие авторы и читатели Лиterraтуры! Поздравляем с началом весны! Представляем вашему вниманию 178 номер! Фото обложки - Светлана Хромова. Увидеть фотографию целиком можно
здесь.
____________________________________________
АКТУАЛЬНОЕ:Кирилл Николаев. ВЫЙТИ ИЗ ПУСТОТЫО фильме Гаспара Ноэ «Lux AEtherna» («Вечный свет»), в котором ведьминский шабаш современного кинопроизводства – читаем шире – современного искусства – включает в себя нарциссическое сожжение ведьм, организованное самими ведьмами и ведьмаками, и других его фильмах.
Светлана Васильева. КТО ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТИ КНИГИ…О книге: Евгений Попов. В поисках утраченной духовности. Рассказы, очерки, портреты, случаи, эссе и другие художественные произведения. Санкт-Петербург, изд-во «ПАЛЬМИРА», 2021.
____________________________________________
Иван Полторацкий (редактор Отдела поэзии):Канат Омар. WHERE COULD YOU KEEP A COUPLE OF BABY ZEBRASмэр нью-йорка призвал горожан не выходить на улицу
жуткий мороз ужасается блазио
просто наижесточайший
ну куда в такие холода
да и на кой
по какой такой необходимости
всё же и так чики-чики уоки-токи и трали-вали
Юрий Смирнов. НОВЫЙ МАРТКак ты змеишься под моими руками,
Как серебришься черно,
Как поет белое знамя кожи,
Как глаза барабаны
Ресничным ударом бум бум бум,
Как любой скайп или зум
Превращается
В веселый клеточный смерч...
Олег Панфил. СНЕГ НАД КИШИНЕВОМ (18+)не спи! скоро придут собаки.
собаки любви
спасут нас собственной шкурой
Валерия Яковлева. БЫЧЬЕ СЕРДЦЕлюби меня такой
как я
меняюсь
_________________________________________________________
Женя Декина (редактор Отдела прозы):Мария Захарова пробует себя в разных жанрах – от реализма, где встреча с бездомным котом становится избавлением от одиночества до фентези в рассказе
«Тринадцать».
Ксюша Вежбицкая в рассказе
«Когда-то человек» исследует границы асоциального поведения и находит в людях тот гуманизм, которого мы все так хотим.
Эллина Савченко (
«Калитка») рассказывает о старости двух людей, которые уже почти утратили связь с реальностью, но при этом сохранили любовь и привязанность.
И рассказ
«Яма» Антонины Салтыковой, который сначала кажется типичной социально-общественной сатирой, но автору удается обновить жанр, вводя символический обряд, наполняющий происходящее философским смыслом.
____________________________________________
Кристина Кармалита (редактор Отдела драматургии):На злобу дня в номере представлено две пьесы политического (или антиполитического) содержания:
«Папаня» Ольги Степновой – о том, что делает с людьми мэрское кресло, и
«Кастрюля особого режима» Дмитрия Рябова и
Александра Духнова – о том, как в государственных интересах можно использовать то, что некоторые считают свободой. Полубезумная история взросления рассказана в пьесе
Екатерины Галямовой «Очищение». В пьесе
«День рождения» Даниил Кайгородцев размышляет на вечную тему конфликта поколений. Все авторы новосибирцы, за исключением девятнадцатилетнего Даниила – начинающего драматурга из Бийска.
____________________________________________
Юрий Угольников (редактор Отдела нон-фикшн):В этот раз отдел нон-фикшн вышел довольно актуальным, хотя, казалось бы, как может быть актуален текст, написанный два или три года назад? А вот может.
В мае 2019 года
Аленка Зупанчич подготовила для конференции «По ту сторону смешного: психоанализ и комедия» доклад
«Stand Up за комедию» – о культурной войне, которая не думает прекращаться, наоборот, она в самом разгаре… При чём тут комедия, и как она может помочь нам разобраться в данной ситуации, узнаете, прочитав доклад в переводе Юлии Лукашиной и Жюли Реше. Текст публикуется с разрешения «Fallsemester» – портала, на котором впервые был опубликован доклад Аленки Зупанчич.
В этом году в издательстве «НЛО» вышел перевод книги
Ульрике Мозер «Чахотка. Другая история немецкого общества» (пер. А. Кукес). Пандемия сделала литературу об эпидемиях и заболеваниях необычайно актуальной. Однако, даже на этом фоне, работа Мозер выглядит особенно интересной. Это не книга не столько о болезни, сколько о людях. «Чахотка» – это рассказ о том, как социум меняется, взаимодействуя с болезнью. И как создается мифология болезни и, если можно так сказать, её поэтика. С разрешения издательства мы публикуем главу, посвященную, самому известному произведению, центральным образом которого является чахотка – «Волшебной горе» Томаса Манна (глава «На волшебной горе»).
Колонки наших постоянных авторов на этот раз посвящены восприятию Европы, можно сказать они представляют два крайних полюса отечественного отношения к западу. Если
Анна Аркатова в тексте
«Посещение Европы» говорит о ней как о мире распорядка, спокойствия, о скоромном очаровании заурядности, обыденности, можно сказать буржуазности современной Европы, то
Валерий Бочков в колонке
«Дамы Амстердама» максимально едок, максимально ироничен и максимально же отчужден.
____________________________________________
Ольга Девш (редактора Отдела критики):Юлия Подлубнова. В РЕЗЕРВУАРЕ ЖИЗНИ(О книге: Диана Арбенина. Снежный барс. М.: Бомбора, 2020.)
— взгляд специальный, всматривающийся в «феномен» благосклонности литературного бомонда к книге солистки рок-группы «Ночные снайперы» Дианы Арбениной.
Ольга Балла-Гертман. ВИДЕТЬ ВЕЩИ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ(О книге: Когда мы были шпионами: Шпион как культурный феномен – поэтическая рефлексия. Поэтическая антология / сост. М. Галина. – Екатеринбург – Москва: Кабинетный учёный, 2020.)
— на сей раз колонка библиофага возмещает незаслуженно недоданное критиками внимание «поэтической антологии, посвящённой шпиону как культурной фигуре и шпионажу как культурному феномену».
Татьяна Риздвенко. ПЕВЕЦ СТРАСТЕЙ(О книге: Владимир Тучков. Протяжные песни Среднерусской возвышенности. М.: Городец, 2021.)
— энергичный отклик на свежую книгу рассказов Владимира Тучкова, где автор представляется рецензенту и «новым Шекспиром, певцом страстей», и «дачником среди сельских жителей».
Дарья Лебедева. «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ НЕОПИСУЕМО»(О книге: Набоков В. Письма к Вере / ст. Б. Бойда, коммент. О. Ворониной и Б. Бойда. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2019.)
— о письмах классика к жене с любовью — весьма лично, но объективно о том, что все имеет значение, если это касается Набокова.
____________________________________________
Марина Яуре (редактора Отдела фантастики):Анастасия Горбатова. БЫЛИ ЛИ У НИХ НАШИ ИРИСЫ?Анастасия Горбатова переосмысливает эпистолярный жанр в разрезе посткиберпанка, размышляя, применимы ли универсальные ценности для человека будущего. «Были ли у них наши ирисы?» — трогательное и немного тоскливое письмо на историческую родину.
_________________________________________________________
P.S. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.html скачать dle 12.1