* * *
Час за часом разворачивается роза
медлительнее, чем стрелки, и все больней
для немигающих глаз барбоса,
с утра наблюдающего за ней.
Есть нечто музыкальное в том порядке –
завораживающий струнный лад! –
как над перегнойным воздухом грядки
лепестки раздвигает слабый аромат.
У барбоса текут и слюни, и слёзы;
ему докучают то муха, то оса...
И весь день хозяин подсматривает метаморфозы
пластмассовой розы и гипсового пса.
* * *
У ведьмы всегда чисто в доме,
светло выскоблен липовый стол,
кот улыбается в полудреме, но зол –
зашипел и скрылся в печном проёме.
У ведьмы всегда в глазах пламя
костра, на котором её сожгли,
русалочий парик до земли,
кожа – рубцами, узлами.
У ведьмы всегда под рукой отвары
забвения... Глоток взахлёб из котла –
и готова к взлёту вторая метла...
А ворон все требует кары, кары.
* * *
В гости пришла – ешь гороховый суп.
Трепать мочало – начинай сначала.
А впрочем, к кому бы ты ни постучала...
– Здесь холодно что-то – нейдёт зуб на зуб.
Дай прикурю... У брата Ивана
сестрица Алёнушка упала в прорубь.
Ему, дураку, похмелиться в пору б, –
пошел на танцы, ни стрезва, ни спьяна.
Стемнело, подрался, до смерти избит
вернулся под утро. Кажись, полегчало.
Он письма писал, она – не отвечала...
Согрей мне чаю, а то знобит.
Спасибо. Как сам? Я к тебе ничего...
Тепло у тебя, вот и гайка с винта.
Пришла беда – отворяй ворота.
Ворота откроешь – там нет никого.
ЦЫГАНОЧКА И я вытягивался в пытке небывалой...
К. Случевский
Пять висельников выстроились в ряд,
и будто не висят, а впрямь стоят.
Чуть в стороне, их возглавляя строй,
тугой струною выгнулся шестой.
Итак, всех шесть. Шесть мертвецов, шесть струн,
и каждый сам игрец и сам плясун.
Эоловой гитары страстный звон.
Цыганочку напой нам, Аполлон,
венгерочку для тела, для души...
С последним лишь припевом не спеши,
когда ко мне, мертвец за мертвецом,
те повернутся пятеро лицом.
* * *
Пролетала по небу заводная петушка
после дождичка в четыре так, в полпятого...
Ай, живая пролетала неощипанная тушка,
пером павлиньим покряхтывала!
Ах, поджаристо, жирно, на ощупь, в натуре –
от окна до калитки в озоновом слое –
аки посуху шла по лазури на курьих!
Дзинь!.. Уронила яйцо золотое.
– Почем? – спросила ряба старушка, –
сия, заводная да с песнями?
– Петушка? бери – не хочу, – полушка!
– И возьму, а что? Нынче пенсия!
Да и грех это нынче на небо-то смотреть:
показуха всё, обманки-душегубки.
Надо дело делать: терпеть-вертеть –
полетят в корыто золотые скорлупки!
МОЛЕНИЕ О СЛОВЕГоре мнѣ бѣдну, горе окаянну,
Сущу безкровну, беспомощьну, странну.
Симеон Полоцкий
«Комидия притчи о блуднѣм сыне»
Ты, кто столь к избранным щедр, будь милостив снова,
истцу дай приблудному единого слова!
Как воды, дай и мёртвого, и слова живого,
подай безъязыкому слова хоть какого.
Сам бо слабенек телом, пуще слаб душею,
куда же поплетуся за нуждой своею?
Магомета ль щедрого умолять я буду?
Вопрошать ли буду безмолвного Будду?
Из времен в трудном слове днесь явленный, о, не
остави мя в темени, отче Симеоне!
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,помилуй мя грешного!» – бо аз есмь хороший,
аз есмь телок заблудший, в бездумье стоящий
ста дорог на стеченье, о кнуте молящий.
Дай же путеводного беспутному слова –
опричь слова нет в свете ничего иного.
ПЛАЧ ПО ДЕРЕВЛЯНАМ
|
|
|
Мужа твоего убихомъ, бяше бо мужь твой аки волкъ восхищая и грабя... |
Плачьте по деревлянам, |
|
по щепке, летящей |
славы для вящей, |
|
для непреходящей, |
по кричащей пламенной |
|
воробьиной почте... |
Вести зловещей |
|
торжество отсрочьте. |
|
|
|
Плачу по деревлянам, |
|
по скошенной чаще. |
Плачу не прячась, |
|
чтобы плакать слаще, |
по цели величайшей, |
|
по срезам, что мнози... |
Плачу по малой |
|
молящей занозе. |
|
|
|
Муж, кто дань дважды сбирал, |
|
не добил, не дограбил, |
по хрупким слезам |
|
злым жеребцом правил, |
плачешь ли по древлянам, |
|
птенцам, старцам, жёнам, |
намертво затоптанным, |
|
заживо сожжённым? |
|
|
|
Плачу по деревлянам, |
|
по малой гордыне... |
Мало ей было Мала, |
|
немстящей княгине, |
вечно им будет мало! |
|
А то ли нам, людям? – |
поплачем-забудем |
|
да малыми будем. |
|
|
|
Плачьте по деревлянам |
|
... |
МАСТЕР ПЕНИЯ
Егору Даниловичу Резникову
Когда мастер пения входит в храм,
с ним в придел возвращается тишина.
Это чувствует дискант-послушник, посматривает по сторонам:
чудно легче стало вытягивать, а причина-то не ясна.
И никто не приметит из братии, как никто не подслушал досель,
миг, когда мастер пения вступает в общий хор.
А уже на голос единственный откликнулась каменная свирель —
отзвуков радугой многолиственной зацветает собор.
И хор восходит звучания лествицей, сливаясь в единый глас,
и из каждого сердца — как к солнцу лучи! — тянется серебряная труба,
выводя
аллилуйя и
радуйся, и
молись за нас...
Когда мастер пения выходит из храма, его встречает толпа.
И к нему подводят для исцеления от рожденья глухих,
запущенных,
му-му мычащих, кому и
ма-ма не суметь.
И вот все зеваки разинут рты, будто каждому дали поддых...
Он руку кладет на грудь — человек начинает петь.
И все начинают петь, и волю дают слезам,
и слышат, что с ними согласно поют в Везеле, в Фонтене, в Тороне...
Это мастер возводит пения чистого храм
от пределов земли на западе и востоке, на юге и там — в родной стороне.
_________________________________________
Об авторе:
ДМИТРИЙ ПОЛИЩУК
Московский поэт, автор книг стихов «Петушка» (1995), «Страннику городскому. Семисложники. Четырнадцать страниц из дневника путешествий по странному нашему городу да пять песенок старинными семисложными стихами с прибавлением книжицы из трех стихотворений, сочиненных на том пути иными силлабическими же размерами» (1999), «Гиппогриф и сборно/изборно все предыдущие, последующие и сопутешествующие химеры» (2002), «Мастер пения» (2014), публикаций в периодике и коллективных сборниках.
скачать dle 12.1