Редактор: Иван ГобзевМы продолжаем публикацию результатов нашего небольшого исследования писательского сообщества. С предыдущими материалами, опубликованными в «Лиterraтуре» NN 151-153 можно познакомиться в архиве:
«ПАССАЖИРЫ ЗЕМЛЯНЫХ САМОЛЕТОВ» (постановка проблемы и предварительные рассуждения) и
«ДОБРОЕ СЛОВО ДА МЕДНЫЙ ГРОШ: ПИСАТЕЛИ О ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЯХ» (писатели о литературных премиях).
На этот раз речь пойдёт о так называемых литературных семьях – союзах, закрепленных официально или нет, в которых муж и жена (как вариант – партнеры) принадлежат к литературному сообществу. Феномен этот абсолютно не изучен (в отличии от тех же премий). А явление крайне распространено, что в прошлом, что в настоящем.
При этом социологи оценивают современные семьи в целом как образования по преимуществу рационалистические. Люди во всем мире объединяются для достижения каких-то совместных целей. А традиционные причины образования семей, вроде давления общественной морали, бытовых удобств совместного проживания и т. п. все больше отступают на второй план.
Любить друг друга можно и без брака – как справедливо заметил один из наших респондентов (женщина).
То есть, в прагматических причинах создания брачных союзов (зарегистрированных или нет) нет ничего особенного, это общая практика. Но вот можно ли, создав такой союз, добиться успеха именно на литературном поприще, увеличить свой символический капитал в писательском сообществе?
Если да, то что для этого нужно? Какой тип семьи больше подходит для успешной литдеятельности – «свободная» или «иерархичная»?
Мы спросили об этом экспертов - представителей литературного сообщества, жителей Москвы и регионов, мужчин и женщин, тех, кто состоял или состоит в литературных семьях (ЛС) и те, кто наблюдал литературную семейную жизнь со стороны. Всего нами было получено 98 заполненных анкет.
СЕМЬЯ КАК СЕМЬЯ. ТОЛЬКО ПИСАТЕЛЬСКАЯУ некоторых респондентов «писательский брак» - не первый, причем вторая семья также создается в рамках писательского сообщества (здесь и далее суждения наших экспертов даны курсивом).
И прежняя, и нынешняя жены занимаются литературой. Бывшая пишет стихи, нынешняя в основном пьесы и сценарии. Для некоторых респондентов иной вариант трудно представим
мне сложно представить семьи, где супруги работают в совершенно разных сферах. В чем тогда заключается их общение, кроме бытовых вопросов?При этом практика существования ЛС расценивается опрошенными достаточно трезво.
Большая часть известных мне «союзов» рано или поздно распадалась — не всегда хорошо.Стоит сказать, что среди ответов на вопрос о том,
что изменилось за время «писательского брака» встречались самые разнообразные варианты. Внутренняя динамика – одной из свойств всякой семьи, в том числе и «литературной». Некоторые, вступив в брак, бросали писать, оставляли литературную карьеру – некоторые стали писать ещё больше, приобрели бо́льшую литературную известность. Наконец, некоторые супруги нашли себя в соавторстве. А некоторые – наоборот,
в соавторстве уже не очень получается, слишком сильно разошлись наши внутренние компасы как авторов. В любом случае, в рамках ЛС. Причины изменений могли быть и вполне бытовыми.
С рождением ребёнка жена стала писать намного меньше (раз в десять) … Сейчас ситуация чуть полегче, и она вроде бы стала писать побольше.Многие респонденты так или иначе солидаризуются со следующим суждениями:
Писательская семья – это, прежде всего, нормальная человеческая семья с совместными радостями и с обязательной поддержкой друг друга в преодолении трудностей;
Если писатели решили создать семью друг с другом, в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы партнеры не были гнилыми людьми;То, что рядом находится человек, говорящий с тобой на одном языке, интересующийся тем же, что тебя интересует — большое благо;Доводилось зреть и трагедии (когда один впрямь подавлял другого), и счастливые обоюдополезные союзы.Вместе с тем, ЛС все же обладает рядом специфических особенностей, которые наши эксперты оценивают по-разному
. В обычной семье никто не работает круглосуточно и вряд ли использует партнера в качестве источника/материала для своего творчества.Идеальный вариант для ЛС вкратце таков:
не просто любящая пара, семья, а союз единомышленников. Но союз, добавляет один из респондентов,
не лишенный соперничества и зависти. Даже с такими ограничениями этот вариант оценивается рядом респондентов как маловероятный. Не поэтому ли многие высказываются против ЛС в принципе?
Нет, ни в коем случае не стал бы жить с партнером-литератором.Соавторство еще допустимо, но точно не семья или близкие отношения.Я сожалею, если кому-то из литераторов выпало несчастье вступать в половые сношения друг с другом.У писателей, а особенно поэтов – дурные характеры, и переживать такое взаимное проживание с другим тарантулом – мучительно и не имеет смысла.Таким образом, для наших респондентов
образование ЛС это естественный процесс, почти неизбежно происходящий в профессиональной среде. С одной стороны,
сближает сам род деятельности (рассматриваемый респондентами с разной долей романтичности – и как творчество, и как «волчье одиночество»):
Это похоже на теорию видов: музыканты с музыкантами, скульпторы со скульпторами, поэты с поэтами, совершенно естественно, но гибриды бывают тоже; Им (писателям) проще найти общий бескорыстный и нежный язык друг с другом, чем с обществом, рассчитанным на результат и достижение;Причиной создания писательских «семей» (я бы всё-таки употреблял термин «союзов») является профессиональное одиночество. Литература ведь по своей природе — дело волчье, одинокое. А быть услышанным и понятым — ну очень хочется.С другой –
логика тесного околопрофессионального общения, логика общих интересов (как и у представителей других профессий, опять-таки):
Семья живет общими интересами, что уже хорошо;Общность интересов, круг общения, взаимопонимание в таких союзах – прекрасный бонус;Самое главное – общность интересов, да и наличие хороших поводов для знакомства. Чем более будет замкнута тусовка, тем больше будет браков внутри нее. Роль любви тут как и у прочих людей – кому-то ее в браке достается больше, кому-то меньше.
Ну и не поспоришь со следующим суждением относительно ЛС:
Как минимум, каждому гарантирован хотя бы один профессиональный и доброжелательный читатель.
И еще одно чеканное определение, которое оставим без комментариев:
Писательская семья - это союз людей с идентичными интересами, общими друзьями и глубоким взаимопониманием - но с другой стороны, это союз двух психов, как правило, нищих.КОМУ ВЫГОДНО?Респондентам был задан прямой вопрос: помогает ли членам писательских семей семейное положение в приобретении литературной известности, ускорении литературной карьеры?
Как и следовало ожидать, респонденты отрицают полезность такого рода механизмов продвижения для роста «внутренних», собственно литературных достоинств, но признают, что карьерно такой союз может быть успешен:
Если член писательской семьи пишет скучно и коряво, это поможет ему издаться, но не более. Заставлять себя читать современная публика не будет. От чьих-то рекомендаций зависят только продажи.
Если писатели условно ремесленники с устойчивой психикой, то вдвоем прорываться лучше.Семейное положение не может никому помогать, кроме тех случаев, когда один из супругов является донором символического капитала.Впрочем, есть мнения, что участие в ЛС идёт не на пользу и в отношении карьеры:
Если автор пишет лучше известного родственника, такая известность будет ему только мешатьПри этом случаи, когда ЛС используется в «карьерных целях» нашим респондентам хорошо известны, что показывает приведенный ниже рейтинг.
Требовалось оценить по степени правдоподобности ряд утверждений о ЛС.
Утверждение | Коэффициент правдоподобности утверждения (максимум 5) |
Членам писательской семьи вместе легче «пробиваться», делать литературную карьеру | 3,4 |
Писательская семья ничем не отличается от прочих | 3 |
Писательские семейные союзы заканчиваются несчастливо, иногда трагично | 2,6 |
В писательской семье обязательно один доминирует над другим | 2,6 |
Писательские семьи строятся не на любви, но на деловых и иных соображениях | 2,3 |
Писательская семья это миниатюрная модель всего писательского сообщества со всеми его проблемами | 1,9 |
Как видим, несмотря на все оговорки утверждение «Членам писательской семьи вместе легче «пробиваться», делать литературную карьеру» признано наиболее правдоподобным.
При этом считать ЛС моделью большого писательского сообщества респонденты отказываются – видимо, не хотят чувствовать себя частью воображаемой конструкции. Хотят иметь ничем не отличающуюся от прочих семью – но понимают, что нередко все кончается трагично: если любовь замещается расчетом и личными амбициями, то, после краткосрочных успехов, почти неизбежно возникает настоящий ад как для самих супругов, так и для окружающих.
При этом доминирование одного из членов семьи – то есть, семейная иерархия – по мнению респондентов, вполне сохраняется в литературных семьях.
СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ (И ВЫЖИВАНИЯ)
Каковы же успешные стратегии жизни в ЛС? Наши респонденты делятся своим удачным и неудачным опытом. Его можно обобщить по нескольким направлениям.
А. Существовать в литературной среде отдельно друг от друга, не мешая, «умаляясь» в случае необходимости:
Муж мой известный поэт, а меня практически никто не знает. Ему неловко было меня “продвигать”: он слишком интеллигентен для этого, поэтому мы выработали функционирование в режиме комплементарной дистрибуции, ходим на литературные вечера по очереди, появляемся редко вместе. Я пишу тихонечко сама по себе, под разными псевдонимами издаюсь, чтобы в уголочке было и незаметно.
Б. Поддерживать друг друга лишь на стадии создания текстов, но не продвижения их:
Он мой всегдашний первый читатель, что, может быть, если бы не было у меня такого собеседника и читателя, все было бы по-другому! Уже сложно представить.
В. Участие в отдельных литературных и окололитературных проектах:
Работаем над одним литературным проектом как профессиональные редакторы. Писательски у каждого своё.
Г. Работать в разных жанрах/родах литературы:
Двух поэтов в одной квартире мне лично сложно представить. А если муж и жена пишут в разных родах литературы, это, кажется, не очень мешает их честолюбию.
Д. Наконец, просто уйти от некоего стандарта литературной семьи, оставив литературную деятельность за порогом: «минимизировать дома любые параллели с лит. обществом».
Таким образом длительные, семейные отношения между писателями, с огромной вероятностью возникающие внутри писательского сообщества, для наших респондентов это прежде всего семья. Хотя со своими особенностями – к которым относится взаимная профессиональная поддержка. Но в долговременность ЛС, построенных только на прагматике, жестком расчете, респонденты не верят. Хорошие отношения, возможность иметь рядом единомышленника и первого читателя (и любовь как неожиданный бонус) – вот что главное в писательских семьях. Ну а дальше – есть ряд стратегий совместной жизни, перечисленных нами, со слов экспертов, выше.
Отдельно следует сказать о семейной иерархии. По мнению современных исследователей, семья хоть и потеряла свой «консервативный» уклад – с жесткой, однозначной иерархией, но остановилась на пороге «смесительного уравнивания», его не переходя. Потому что полное отсутствие иерархии означает исчезновение семьи как ячейки общества, малой группы. Семья без иерархии просто лишается возможности выполнять свои функции – и теряет тем самым привлекательность. Иерархия в семье может быть сложной, даже причудливой - особенно в писательской (в случаях союзов писателя и издателя, прозаика и критика, известного и начинающего поэтов и т. п.). Но она должна существовать в виде определённого набора семейных правил, своего рода внутрисемейного устава: Если в семье два литератора, один из них может быть сильнее и талантливее другого. Но это не значит, что этот человек будет обязательно доминировать над вторым. Наоборот, он как раз может помочь, подсказать, подтолкнуть…
Да и как быть без иерархии в ситуации, когда, как заметил один из респондентов, с годами все писатели начинают состоять друг с другом в отношениях, которые основаны на сходстве взглядов, этакая суррогатная семья. Еще раз повторим: сохранять свою «особость», отдельность настоящая ЛС может, опираясь на свои, «несуррогатные» правила.
А мы идем дальше – и следующий тур нашего исследования будет посвящен особенностям издательской деятельности и взаимоотношениям писателей и издателей.
_________________________________________
Об авторе: МИХАИЛ ГУНДАРИН
Гундарин Михаил Вячеславович (1968 г.р.) Закончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова в 1991 г. С этого года преподает в вузах. В настоящее время заведующий кафедрой рекламы в РГСУ (Москва). Кандидат философских наук, доцент. Автор нескольких десятков работ по теории и практике коммуникаций. Выпустил несколько книг стихов и прозы. Как поэт, прозаик, эссеист публиковался в журналах «Знамя», «Новый Мир», «Дружба народов», «Урал» и мн. др. Член Союза российских писателей.
_________________________________________
Об авторе: ГАННА ШЕВЧЕНКО
Ганна Шевченко – поэт, прозаик. Публиковалась в журналах «Арион», «Дружба народов», «Новая Юность», «Октябрь», «Сибирские огни», «Интерпоэзия», и других изданиях, а также в сборниках и антологиях поэзии и короткой прозы. Лауреат премии Gabo Prize Winners (Великобритания) за переводные стихи и Международной премии имени Фазиля Искандера за книгу стихов «Обитатель перекрестка». Автор книг «Подъемные краны», «Домохозяйкин блюз», «Обитатель перекрестка», «Форточка, ветер», «Забойная история, или Шахтерская Глубокая», «Путь из Орхидеи на работу». Член Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра.
___
Автор фото Александр Барбух
скачать dle 12.1