Не прикасайся – всё это улетит
в сонную синеву и оставит тяжесть
бедного остова, грусть, ощущенье кражи,
старость и смерть, и всякий такой утиль.
Эту музейную редкость – прикосновенье
и фотовспышка испортят и повредят.
Можно использовать только печальный взгляд
долгий и откровенный.
* * *
поезд поезд скоро ли я тронусь
что там ест похрустывая Хронос
где-то на границе с темнотой
плачут дети жалобно и громко
что же я как мне спасти ребенка
каждого кого окрикнуть стой
ой-ёй-ёй охотники и зайцы
раз два три увы не хватит пальцев
сосчитать грядущих мертвецов
у тебя щека в молочной каше
не умри женился бы на Маше
Вере с Петей сделался отцом
не стреляй у мальчика Миколы
скрипка он идет домой из школы
повторяя мысленно стихи
Пушкина все взрослые остались
теми же и даже тетя Стася
добрая и нет вообще плохих
положи на тумбу пистолетик
посиди немного в туалете
никого не следует убить
луковое горе наказанье
я же десять раз уже сказала
выбрось пульки постарайся быть
Дмитрий Артис – «поэт-театр», как метко охарактеризовала его рецензент в годы учёбы в Литинституте. Поражает количество оснований для такого сравнения: бывший директор Театрального особняка, внешне похожий на Высоцкого, актёр в каждом художественном жесте, развивающий и в стихах тему мучительной раздвоенности. Слушая эти стихи, думал, как же трагически подслеповато его будут не понимать и считать простоватым, тогда как это поэтика имплицитных, почти акварельных художественных средств, где от читателя требуется почти невозможная тонкость слуха (вот, например, чтобы в этом перечислении «четвёртого» и «пятого» дня расслышать библейскую аллюзию, ухищрённо маскируемую под вялое бормотание обывателя):
* * *
Четыре дня. За ними пятый.
Без изменений. Хорошо...
Идёшь ни разу не помятый
вдоль по квартире нагишом.
Не преисполненный отваги,
но будто бы навеселе.
Белее сна листы бумаги
лежат на кухонном столе.
Как за покойником помыты
полы, повсюду тишь да гладь,
и если пишешь слово мытарь,
то лишь бы рифме подыграть.
Перерабатываешь вроде
страстей вторичное сырьё -
почти приравнено к свободе
всё одиночество твоё.
Тебе ни голодно, ни тошно,
совсем расслабленный, пустой,
и никакого смысла в том, что
за пятым днём идёт шестой.
* * *
Ничего не бывает вдоволь,
даже морю не хватит пены,
и когда отходили воды
у жены моей самой первой,
я держал на одной ручище
эту влагу любови дольней,
и, казалось, не будет чище,
и не будет меня довольней.
Вот и проза
совместной жизни,
разлагающая на числа:
там дружили и там дружили,
тут лечился и тут лечился,
на волну набегали волны,
и бросали детей на скалы –
не бывало то море вольным,
пока руки мои ласкало.
Только ночи царили в доме,
и волна поднималась выше,
округляя мои ладони
водопадами белой вишни,
и меняли друг друга жёны –
от предвечных
до первых встречных –
будто множили отражённых
в отражениях бесконечных.
Анастасия Строкина в стихах говорит со слушателями через развёрнутую сквозную метафору, кажущуюся на первый взгляд поверхностной, самоочевидной, однако сквозь неё мерцает собственный голос. Кажется, голосу Строкиной легче пробиться через плёнку этой метафоры – будь то монолог сумасшедшего деда Арсения, становящегося провозвестником главной, страшной правды – будучи «пассионарно неуместным», как сказала бы Татьяна Бек, чьей традиции воспевания блаженных, юродивых наследует Строкина, выпускница её литинститутского семинара; или метафора менее явная – взгляд в прошлое через зрачки пойманного лосося; или голоса мёртвых, которых «много на улицах, в остановках, в метро», или просто живые, осязаемые фигуры отсутствия. Каждое стихотворение кажется просто устроенным, каждая комната – знакомой, но в итоге уводит далеко по лабиринту до полной невозможности выбраться. Этот голос, чуть сомнамбулический, сомневающийся, иногда удивляет нотой внезапной, спокойной жёсткости: констатация («Времени много») или наказ: «Не встречайся со мной». Именно то, что Анастасия открывала вечер, с самого начало создало определённую энергию сопротивления голоса (тут уже не столько о языке, сколько о манере исполнения): надрывного, чуть болезненного, словно пытающегося прервать вынужденную темноту, в которую погружён был поэт в этот вечер. И именно её строки как нельзя лучше передают атмосферу прошедшего вечера (из стихотворения «Воспоминание о том, как мы слушали пластинку с записью стихотворения Беллы Ахмадулиной «Сказка о дожде»):
Черное солнце пластинки рифленой.
Слушаем быль про поэта и дождь.
Ты, говорят, не по детству смышленый,
Мне, говорят, – ничего, дорастешь.
Я в эти звуки врываюсь с разбега,
В сказочный дождь из обычного дня.
Только звучи, неумолчная «Вега»,
Тонкой иголкой царапай меня.
Тонкой иголкой – до боли, до жжения,
Тон-полутон – до головокружения,
Тон-полутон
И чужого слова
Робко во мне поднимается колос.
Тон-полутон
И понимаю,
Что
Человек – это голос.