ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор литературной периодики от 12.08.15

Обзор литературной периодики от 12.08.15

Юлия Подлубнова

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, заведующая музеем "Литературная жизнь Урала ХХ века", доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета. Публиковалась в журналах "Урал", "Октябрь", "Новый мир", "Новая реальность", "Новые облака" и других. Автор сборника стихов "Экспертиза" (Екатеринбург, 2007). Живёт и работает в Екатеринбурге.

Начать обзор хотелось бы с пропущенного и не осмысленного ранее интервью, взятого в январе 2014 у Ольги Седаковой Ириной Чечель и Александром Марковым для журнала «Гефтер» и перепечатанного не так давно (25 июля 2015) «Частным Корреспондентом». В интервью представлен глубокий анализ того, как были стерты из общественного сознания в России интеллектуальные поиски 1970 – начала 1980-х. «Для меня граница между 60-ми и 70-ми – не хронологическая. Потому что шестидесятники начали до 60-х, в конце 50-х, и некоторые так и продолжали всю жизнь оставаться в этом состоянии. Для меня граница здесь проходит по тому, что мы называли тогда контркультурной революцией, или культурной контрреволюцией – то есть с преодолением последствий культурной революции, понятой в широком смысле». «Чем отличались 70-е? Это был выход из социалистического культурного гетто не только в узком смысле (политического устройства), а уже как способ мыслить. И к этому было сделано много шагов в 70-е и в ранние 80-е. И это совсем не было усвоено, это было не нужно в 90-е». Седакова проговаривает и ключевую для нынешней эпохи, но абсолютно неотрефлектированную идею о тоталитаризме, базирующемся на принципе эффективности, откуда растет весь современный прагматизм, – очевидно несовместимый с запросом на интеллектуальное развитие и не всегда совместимый с представлением об общечеловеческих ценностях (как их формулируют в рамках христианской гуманистической культуры, которой является европейская культура). Противовес видится в персональном самостоянии, как например, в случае Бродского, которого Седакова не оценивает с точки зрения отдельных частных поступков. Выход подобного, настроенного на рефлексию и авторефлексию, сознания в общественную плоскость означает именно выход в плоскость, потерю третьего измерения, которое и делает человека носителем гуманистических ценностей. Интервью – безусловная веха, знаменующая начало нового этапа внутренней эмиграции в России.

35 лет со дня смерти Владимира Высоцкого, конечно же, не остались не отраженными в прессе. Одним из самых интересных материалов и точно самым нетривиальным стало эссе Марии Степановой, опубликованное на сайте «Коммерсант.ru» (24 июля). Еще одна показательная реплика в сторону 1970-х. «Высоцкий – своего рода сноска к основному тексту эпохи; что-то вроде яркого анекдота, рассказанного на ходу». Степанова довольно точно определяет место Высоцкого в литературе: «У него, по сути, нет литературного послесмертия: его нет ни там, где Слуцкий и Самойлов, ни там, где Сатуновский и Вс. Некрасов. Он находится на нейтральной полосе, ничьей земле, на которую, кажется, редко заходят практикующие литераторы, охотно сдавшие его на руки поп-культуре. Его место ничье, его территория нейтральная – и все это очень напоминает его способ жить: проходя сквозь стены, игнорируя советскую реальность». Очень продуманно, без привычных клише, представлен сам феномен Высоцкого: «Странным образом, здесь исподволь реализовался советский проект, осуществилась мечта о праве голоса: о неизбирательной, равной для всех возможности быть услышанным, замеченным, принятым во внимание». Эссе – не просто попытка портрета на фоне эпохи, но в том числе и попытка проекций: «Полный корпус песен Высоцкого замещает собой эпос второй половины ХХ века, его окопы Сталинграда и красные колеса, и заезжает далеко в нашу сегодняшнюю повседневность». (О Владимире Высоцком см. также: Ярослав Солонин. Обзор литературно-музыкальных событий от 28. 07. 15. // Лиterraтура, № 57. – Прим. ред.)

Проект Arzamas проанонсировал большую публикацию дневников Георгия Эфрона, сына Марины Цветаевой, более известного под домашним именем Мур, на сайте prozhito.org. Всего сайт представил 304 записи за 1940–1941 годы. Об эпохе и репрессиях: «Примут ли завтра передачу денег для папы? Судили ли его уже? Я склонен думать, что да. А вот Эйснер тоже получил восемь лет. Это-то меня больше всего поразило, не знаю почему. Митя говорит, что он объясняет всю эту историю очень просто: все, кто арестован или сослан (папа, сестра, Нина Николаевна, Николай Андреевич, Миля, Павел Балтер, Алеша Эйснер, Павел Толстой), были как-то связаны с людьми из народного комиссариата внутренних дел, а народным комиссаром был Ежов. Когда Ежова сменил Берия, говорят, что его обличили как врага народа и всех, кто более или менее имели непосредственно с ним и комиссариатом дело, арестовали. Так как вся компания была связана с коммиссариатом только стороной, естественно, что их арестовали позднее остальных. Я же всю эту историю вовсе не объясняю – слишком много в ней фактов и торопливых выводов. А какие сволочи наши соседи». О пребывании в Елабуге (за день до гибели Цветаевой): «Мое пребывание в Елабуге кажется мне нереальным, настоящим кошмаром. Главное – все время меняющиеся решения матери, это ужасно. И все-таки я надеюсь добиться школы. Стоит ли этого добиваться? По-моему, стоит». О феномене Мура см. статью Сергея Белякова «Парижский мальчик Георгий Эфрон между двумя нациями» («Новый мир», 2011, № 3).

Портал «Мегалит» выложил новый номер журнала «Дон» (2015, № 3), который, как бы оправдывая название, публикует статью Николая Ушакова, посвященное поиску рукописи «Тихого Дона». Об авторе, автопрезентация: «Немного о себе: я, донской казак – Ушаков Николай Васильевич, родился в станице Вёшенской в 1951 году. С 1969 года проживаю в Москве, окончил исторический факультет, срочную службу проходил на флоте, 25 лет работал в органах КГБ-ФСБ, дослужился до звания полковника и вышел на пенсию». В статье подробно излагаются факты, как Н. Ушаков вместе с Е. И. Левицкой и при содействии Ф. Кузнецова, нашли рукопись «Тихого Дона» у Н. Кудашевой, которая и хранила ее долгие годы, и договорились о покупке у ее наследницы. Статья ценна именно фактологической стороной, ибо оценки писателей, литературных деятелей и самой находки здесь немного наивны. «На этом заканчивается мой рассказ о том, как два обычных человека стали причастны к тому, чтобы убедить мировую общественность в подлинности писательского таланта Михаила Александровича Шолохова и воздать ему должное как величайшему литературному гению современности».

«Кольцо А» (2015, № 84) и статья Михаила Бондаря «Филологический аспект противостояния на Юго-Востоке Украины» – интересный, хотя и в определенном смысле тенденциозный анализ неологизмов, наполнивших русскую речь в связи с событиями последних лет. «Еще одно лексическое значение, не зафиксированное ранее в толковых словарях, слово «майдан» приобретает в 2014 году после отстранения от власти Виктора Януковича. В этом значении в России и на юго-востоке Украины слово «майдан» означает захват власти неконституционным путем».

«Польский дневник» Александра Зорина: «Я могу сравнить Польшу конца восьмидесятых с нынешней. Изменилось многое. На русском никто не говорит. Раньше русский язык обязывали учить в школе с начальных классов. Теперь на выбор: немецкий, английский, русский. Я как-то спросил молодого человека: «Do you speak russion»? (Вы говорите по-русски?) – «What for?» (А зачем?) – ответил он. Правда, отделение русистов в Варшавском Университете не упразднено и набирает достаточное количество студентов».

На книжной полке «Духовной жаждою томимы» И. А. Кресиковой, «Страна стрекоз» Ирины Ковалевой, «Свет и тьма» Галины Нерпиной, «Стометровка» Татьяны Риздвенко.

Немного лирики. Елена Дорогавцева:

Мне теперь тридцать третий, а маме уже шестьдесят. Нет ни папы, ни бабушки. Но над Удельной висят все такие же дни, только ниже стригутся газоны и другие дома. Я не верю пророческим снам. Там красивые дети гуляют по нашим местам, и какая-то бабка им носит большие бидоны.

Мегалитовский дебют – альманах литературного и художественного авангарда «Другое полушарие» (2015, № 24, ред. Е. Харитонов). Стихи и опыты Ильи Фонякова, Александра Бубнова, Елены Кацюба, Валерия Кислова, Сергея Федина, Майи Шереметевой, Дмитрия Чирказова, Екатерины Али, Татьяны Виноградовой и др. Среди «Поэтов Петербурга» Арсен Мирзоев, Борис Констриктор, среди «Поэтов Москвы» Денис Безносов, Евгений Харитонов, Анна Голубкова и др.

Константин Кедров:

Остров Патефон
в океане музыки
сладкощемящее
кружение
пластмассовое око
граммофонной пластинки
круглый зрачок в середине
музыкальный глаз Полифема
И кол наружу
По волнам звуковых дорожек
приплыл Улисс
На волнах звуковых дорожек
уплыл в Итаку


Интервью с прозаиком и литературным критиком Татьяной Михайловской по поводу выхода в свет альманаха «Клуб N»: «По настоящему к независимым сегодня относятся те авторы, которые продолжают главную традицию самиздата: не оглядываться на того, кто будет тебя читать, и не задумываться о том, кто будет тебя печатать. Это и есть независимая литература».

На книжной полке «Сто стихотворений» Михаила Зенкевича, «Глина» Юрия Казарина, «Кандидат в Будды» Сергея Летова и др.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 308
Опубликовано 12 авг 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ