ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Наталья Захарова. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛЮБВИ (II часть)

Наталья Захарова. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛЮБВИ (II часть)

Редактор: Наталья Якушина


(рождественская история в двух актах, 2-й акт, 1-й акт в № 192)



Действующие лица: 

ФРАНСУА ДЮРОК – журналист, ведущий политического ток-шоу, 50 лет.
СОФИ – жена Франсуа, 48 лет.
ДОМИНИК ДЮРОК – младший брат Франсуа, издатель. 
ЕЛЕНА КУТУЗОВА – мать Михаила, 43 года.
МИША – сын Елены в возрасте 10 лет и 19 лет.
ЖАНИН – секретарь Франсуа, 70 лет.
УЧИТЕЛЬ ПЕНО – 40 лет.
ПРОКУРОР ДЮБРЕЛЬ – 60 лет.
СУДЬЯ.
АДМИНИСТРАТОР В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ.
ДВЕ СОТРУДНИЦЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. 
ЧЕРНОКОЖИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ В СУДЕ.
ПАПАРАЦЦИ ЖУРНАЛА «ТЕТЮ».
ДИКТОР НОВОСТЕЙ. 


ВТОРОЙ АКТ 

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Дорогой номер отеля в Венеции. В центре диван, на столике бутылки с напитками, телефон. На стене, с канделябрами по бокам висит копия картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. В глубине большой балкон с видом на канал. Справа входная дверь, Поздний вечер. Входят Елена и Франсуа, оба в черных, карнавальных плащах, с масками в руках. 

ФРАНСУА. Входи! (Зажигает свет, снимает с Елены плащ, бросает на диван.)
ЕЛЕНА. Какой фантастический карнавал! Я чувствовала себя маленькой девочкой на волшебном празднике!
ФРАНСУА (снимает плащ). Сейчас во всех итальянских городах проходят карнавалы и ни один не похож на другой! А завтра я покажу тебе Тициана в Галереи Академии. Благодаря Наполеону, в ней собраны произведения искусства, которые находились в итальянских монастырях, которые он закрыл и создал эту галерею.
ЕЛЕНА. Итальянцы вас прекрасно принимали, месье Дюрок!
ФРАНСУА. Элен, можешь называть меня Франсуа? (Набирает номер телефона.) Добрый вечер, это Франсуа Дюрок, соедините меня с рестораном, хочу заказать ужин. (Читает этикетки на бутылках.) Вот хорошее вино: «Амароне», провинции Венето! (Разливает по бокалам.) Ресторан? Скажите, что можете предложить на ужин? Отлично, да на двоих.
ЕЛЕНА (сбрасывает туфли, забирается с ногами на диван). Ах, хорошо!
ФРАНСУА (протягивает бокал). Устала? Ты молодец: была сегодня с журналистами на высоте, откровенна, говорила по сути!
ЕЛЕНА. Старалась усвоить ваши уроки, но куда мне до вас, вы звезда!
ФРАНСУА (присаживается рядом). Звезда… Нынешние звезды это те, у кого больше «лайков» в соцсетях, кто сидит на пошлых шоу и рассказывает желтой прессе про своих любовниц! Я начинал курьером в «Фигаро» и учился. Потом писал везде, где мог, на любые темы за небольшие гонорары. А нынешним молодым хочется быстрых денег, быстрого успеха, быть на виду, на слуху! А в мое время надо было работать. Выпьем, за роман! (Шутит.) Не за наш роман, прекрасная женщина, о чем ты подумала, за мой! Двадцать тысяч экземпляров неплохо для начала, а там посмотрим… (Пьют.)
ЕЛЕНА. Я ни о чем не подумала! Сижу в Венеции, с известным писателем, журналистом и пью прекрасное вино! Почему мадам Дюрок не поехала с вами? Это же приятно – иметь такого известного мужа!
ФРАНСУА. У нее открытие выставки собак, а потом, Софи не читала ни одного моего романа!
ЕЛЕНА. Не может быть! Как вы с ней познакомились?
ФРАНСУА. Я пришел брать интервью у ее матери, она была министром по связям с общественностью. Оно ей понравилось, и она предложила мне работать корреспондентом на телевидение. Потом она нас познакомила с Софи, это было двадцать пять лет назад, а женитьба на ней мне открыла многие двери и предоставила возможности, которыми я сполна воспользовался!
ЕЛЕНА. Вы… любили ее?
ФРАНСУА. Я был молод, Элен, и меня интересовал успех, а Софи была частью этого успеха!

Подходит к балкону, распахивает его, мимо проплывает гондола, слышна популярная итальянская песенка.

ФРАНСУА. Я родился в Марселе и детство провел у моря. Мой отец был моряк, часто уходил в плаванье, я скучал по нему, ждал его, а когда мне было 12 лет, случилось несчастье и его не стало! Когда я на яхте ухожу в море, чувствую, что отец рядом. И не хочется возвращаться на берег…
ЕЛЕНА (подходит к балкону, смотрит на канал). Красиво Почему вам не хочется возвращаться на берег?

Франсуа берет Елену за руку, они танцуют.

ФРАНСУА. Потому, что гавань одна и та же…
ЕЛЕНА. Что же вас заставляет в нее возвращаться?
ФРАНСУА. Привычка!
ЕЛЕНА. Привычка свыше нам дана, замена счастию она…
ФРАНСУА. Каждый носит ту маску, которая ему удобна.
ЕЛЕНА. И вы ее носите?
ФРАНСУА (шутит). Зависит от обстоятельств!
ЕЛЕНА (серьезно). А сейчас вы в маске?
ФРАНСУА (смотрит на Елену долгим взглядом). Сейчас, нет!

Обнимает ее, поцелуй. Над решеткой балкона внезапно появляется голова папарацци, он фотографирует их.

ФРАНСУА. Что такое? (Папарацци снимает Франсуа и Елену в разных ракурсах.) Что ты делаешь?! (Хватает папарацци за грудки.) Убирайся!
ПАПАРАЦЦИ. Это ваша новая пассия? А мадам Дюрок в курсе?
ФРАНСУА (нокаутирует папарацци). Пошел вон!
ПАПАРАЦЦИ (исчезает с балкона). А! Вы мне разбили нос! Ну, вы об этом еще пожалеете! Поезжай скорее! (Слышен рев удаляющейся моторной лодки.) 
ФРАНСУА (потирает ушибленную руку). Ублюдок!
ЕЛЕНА (смотрит с балкона вниз). Как он сюда залез?
ФРАНСУА. Нанял моторку и влез, здесь не высоко!
ЕЛЕНА (восхищенно). Вот это был удар!
ФРАНСУА (набирает номер). Это месье Дюрок, почему ко мне через балкон лезут папарацци? Откуда им известно, где я остановился? Мне плевать на ваши видеокамеры! Если вы не знаете, то кто знает? (Бросает трубку.)
ЕЛЕНА. Действительно, как он нас выследил?
ФРАНСУА (закрывает балкон). Это его профессия! Я узнал его, это корреспондент журнала «Тетю».
ЕЛЕНА. Что за журнал?
ФРАНСУА. Журнал сексуальных меньшинств.
ЕЛЕНА. А зачем им наши фотографии?
ФРАНСУА. Устроить скандальчик! Им не нравятся темы моих передач, моих книг! Я регулярно получаю от них то звонки, то письма с угрозами. Вот придумали очередную пакость: испортить мне чем-нибудь презентацию.
ЕЛЕНА. Что будем делать?
ФРАНСУА. Он теперь не отстанет! (Набирает номер.) Это Франсуа Дюрок, скажите, когда ближайший рейс на Париж? (Смотрит на часы.) Через сколько? Закажите мне два билета и приготовьте счет за два номера.
ЕЛЕНА. Мы сейчас улетаем?
ФРАНСУА. Самолет через несколько часов, а сейчас пойдем ужинать и гулять по ночной Венеции!
ЕЛЕНА. А маску я возьму с собой на память! (Надевает маску.)
ФРАНСУА. И пусть папарацци с разбитым носом нас завтра весь день караулит!

Обнимает Елену за плечо, берет плащ, кейс, уходят. Свет гаснет, в канделябрах возле «Тайной вечери» мерцают свечи. 


СЦЕНА ВТОРАЯ

Утро. Кабинет Франсуа. Он спит на диване, укрытый карнавальным плащом. На стене висит маска, на полу мобильный телефон, на столе галстук. Звонит телефон. 

ФРАНСУА (сонным голосом). Алло, привет Доминик, да я на работе. Конечно, заходи!

Входит Жанин с лейкой в руках.

ЖАНИН (удивленно). Доброе утро! Извините, не знала, что вы уже прилетели!
ФРАНСУА. Привет, который час?
ЖАНИН. Восемь утра. Кофе будете? У меня есть свежий круассан, купила по дороге.
ФРАНСУА (садится на диване). Буду и кофе и круассан!
ЖАНИН (поливает цветы). Как прошла презентация?
ФРАНСУА. Отлично, итальянцы будут печатать 20 000 экземпляров! (Подходит к шкафу, надевает свежую рубашку.) Сейчас Доминик зайдет.
ЖАНИН. Пойду, сварю и ему кофе!

Сталкивается в дверях с Домиником.

ЖАНИН. Доброе утро, месье Дюрок! Кофе будете?
ДОМИНИК. Спасибо, уже пил…

Снимает пальто, бросает на диван, журналы на стол. 

ФРАНСУА. Привет, старик! Что так рано?
ДОМИНИК. Здравствуй! (Кивает на журналы.) Ты уже в курсе?
ФРАНСУА (берет журналы). Что новенького?

На обложке он целует Елену.

ФРАНСУА (читает). У известного журналиста новая пассия! Франсуа Дюрок разводится с женой! Что за бред?! (Смотрит другой журнал с такой же фотографией.) Что пишет – «Тетю»? Любовь в Венеции! Месье Дюрок после презентации своего нашумевшего романа против сексуальных меньшинств, напал на корреспондента нашего журнала и разбил ему лицо! Редакция журнала подает на телеведущего в суд! (Бросает журналы на пол.) Да…Зашибись! Утро началось с прекрасных новостей!
ДОМИНИК. Почему ты не поехал в Венецию с Софи?
ФРАНСУА. У нее была выставка собак.

Входит Жанин с кофейником, чашками, круассаном на подносе, бросает взгляд на обложки журналов, уходит, оставив дверь полуоткрытой.

ДОМИНИК. А зачем ты поехал с этой русской?
ФРАНСУА. Ты меня второй раз спрашиваешь! Чтобы знала, как представлять свою книгу, а заодно показал ей прекрасный карнавал!
ДОМИНИК. Какой карнавал, это же скандал!
ФРАНСУА. А я здесь при чем? (Ест круассан.) Черный пиар – тоже пиар!
ДОМИНИК (садится на диван). Я тебя не понимаю! Зачем надо было брать любовницу с собой?
ФРАНСУА. Какую любовницу?! Мы утром прилетели в Венецию, а ночью вернулись в Париж! (Смеется.) Я с ней даже не переспал!
ДОМИНИК. А что за история с папарацци?
ФРАНСУА. Он залез в мой номер и стал нас снимать, ну и получил по морде! Послушай, я спал всего четыре часа, давай, по-быстрому, поговорим о контракте, о предисловии к повести Элен, а то у меня вечером эфир.
ДОМИНИК (перебивает). Подожди Франсуа с твоей Элен, ты сначала разберись с Софи! Ты сказал ей, что случайно встретил в Венеции знакомую или что-то в этом роде?
ФРАНСУА. Нет!
ДОМИНИК (кивает на журналы). А как ты ей это объяснишь?
ФРАНСУА. А что тут объяснять?! У нас с ней ничего не было! Скажи, ты прочел повесть Элен?
ДОМИНИК (раздраженно). Адвокат прочел!
ФРАНСУА. Я уже написал предисловие.
ДОМИНИК (перебивает). Да, при чем тут твое предисловие, не будет издательство печатать ее повесть!
ФРАНСУА. Почему?!
ДОМИНИК (достает из портфеля папку). Потому! Вот заключение адвоката, который по всей рукописи написал: искажение действительности!
ФРАНСУА. Искажение чего?
ДОМИНИК. Действительности! Адвокат пояснил, что есть решение суда, вынесший учителю оправдательный приговор. Возможно, не ее вина в том, что она проиграла процесс, но то, как она описывает судей, прокуроров, учителей, это месть и карикатура на юстицию! У нас могут быть серьезные неприятности!
ФРАНСУА. Элен пишет о судьбе своего сына, события произошли восемь лет назад! Она убрала все имена и фамилии!
ДОМИНИК. Это не меняет сути дела; ее повесть документальна! Она пишет от своего лица, приводит заключения психологов о своем сыне и об учителе, дело происходит в суде ее округа, лица все узнаваемы, они работают до сих пор, поэтому я не буду рисковать из-за какой-то повести неизвестного автора! (Достает из кармана чековую книжку.) Вот, чек адвокату на пять тысяч евро!
ФРАНСУА (свистит). Пять тысяч евро за 300 страниц?
ДОМИНИК. Зато я спокойно сплю. Вот послушай, как это можно сейчас публиковать? (Читает.) Как информирует ассоциация «Буклиер», еще в 1998 году 108 французских парламентариев были заподозрены в распространении порно-продукции в социальных сетях. Каждый восьмой ребёнок во Франции подвергся сексуальному насилию и, несмотря на это, со стороны правительства не было принято никаких мер! Президент Республики отказался принять представителей ассоциации, премьер-министр вовсе оставил без ответа многочисленные обращения ассоциации в его адрес. Что касается сотрудников социальных служб, занятых проблемой педофилии, то одни нуждаются в материальных средствах, а другим не хватает профессиональной честности и человеческого участия к судьбам детей.
ФРАНСУА. Я знаю, читал! И что тут секретного? На жизнь президента этой ассоциации неоднократно покушались, значит, его информация достоверна! (Ищет в ящиках стола.) Куда подевались сигареты?
ДОМИНИК. Ты же бросил курить!
ФРАНСУА (наливает в стакан воды). Сегодня какой-то безумный день… Доминик, Элен написала правду, она проиграла суды, потому что у нас такая судебная система! Вспомни, в истории мальчика с мэром, отец тоже проиграл процесс! Поверь, что в ее повести нет никакого искажения действительности! Ты знаешь, что после суда сотрудники соцслужб отняли у нее сына прямо в зале суда, увезли его на каком-то корабле, с такими же ребятами. Год она не имела о нем новостей, оббивала пороги судов, а через год мальчишку привезли, он был, как зомби и настроен против матери! Не желал ее видеть, с ней жить, говорил только по-французски. У нее из-за этого умер отец. Представь, пять лет мать ничего не знает о сыне!
ДОМИНИК. Но дело прекращено, учитель не виновен! По-человечески я ей сочувствую, но обязан учитывать мнение адвоката! Я не могу это напечатать, да и никто не будет печатать! Ей поэтому все издательства и отказали! Ей не надо было приезжать жить во Францию!
ФРАНСУА (кричит). В таком случае, всем неграм и арабам тоже нечего делать в нашей стране! Однако они здесь живут, мы их учим, лечим, содержим, а они жгут наши автомобили, громят полицейские участки, детские сады, и наша юстиция к ним толерантна!

Жанин плотно закрывает дверь кабинета.

ДОМИНИК (мягко). Франсуа, ты ей бесплатно отредактировал рукопись, написал предисловие, пусть скажет «спасибо»! (Смотрит на часы.) Мне пора в издательство. Дай, контракт с итальянцами, какой тираж они хотят печатать?
ФРАНСУА (протягивает контракт). Двадцать тысяч экземпляров.
ДОМИНИК. Прекрасно! А ты думаешь о какой-то чужой повести.
ФРАНСУА (упрямо). Но я хочу ей помочь, пойми, для нее твой отказ будет ударом!
ДОМИНИК (кладет контракт в портфель). Понимаю, но и она должна понимать: принят закон, в нынешней ситуации ее книга может создать нам только проблемы! Она не известный автор, и я не стану выбрасывать деньги на ветер! Пусть печатается у себя в России, тем более, с твоим предисловием.
ФРАНСУА (разводит руками). Тебе видней…
ДОМИНИК. Ты плохо выглядишь, поезжай домой, отдохни!
ЖАНИН (входит). Франсуа, шеф просил вас зайти через десять минут.
ФРАНСУА. Хорошо. Наверное, на счет скандала с папарацци?
ДОМИНИК. Держись! Пока, позвони Софи! (Уходит.)

Жанин, поднимает с пола журналы. Уносит поднос с кофейником. Франсуа набирает номер. Слышен голос Елены на автоответчике: «Bonjour! Je suis absente pour le moment. Rappelez-moi plus tard ou laissez votre message. MerciAbientôt». 

ФРАНСУА (на автоответчик). Здравствуй, Элен! Наверное, еще спишь. В журналах появились наши фотографии вчерашнего кретина, которому я врезал, не обращай на них внимание! (Понизив голос.) Думаю о тебе. Маска висит у меня на стене... (Кладет трубку, обращается к бюсту Наполеона). Император, я сделал все, что мог! Остановиться можно при подъеме, но не при падении…
ЖАНИН (по селектору). Звонит ваша супруга, соединять?
ФРАНСУА (неохотно). Соединяй… Я слушаю, Софи!


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Вечер. Квартира Елены. Она входит с большим растением в руках. Ставит его на подоконник. Слева у окна висит карнавальная маска.

ЕЛЕНА. Еле донесла подарочек! Спасибо, коллегам. (Снимает пальто, садится на диван, просматривает почту, один конверт выскальзывает на пол.) Так, это счет за электричество, за телефон, реклама. (Бросает ненужное в корзину.) От Миши ни строчки! (Берет на руки медвежонка, прижимает к себе.) Так надеялась, сынок, что ты вспомнишь про мой день рождения, напишешь или позвонишь! Когда ты вернешься домой? (Замечает на полу конверт, вскрывает.) «Уважаемая Мадам, сюжет Вашей повести произвел на меня сильное впечатление. Рассказ о Вашей борьбе – это истинное свидетельство Вашей силы и любви к сыну. К сожалению, адвокат издательства считает невозможным сейчас ее публикацию. Попытайтесь напечатать повесть в России. Прилагаю чек оплаты адвоката, чтобы Вы убедились, что он тщательно ознакомился с вашей рукописью. С наилучшими пожеланиями Доминик Дюрок».

Машинально бросает взгляд на копию чека, нервно набирает номер в мобильном телефоне.

ЕЛЕНА. Добрый вечер, мадам, это Елена Кутузова, я хотела бы поговорить с месье Дюроком. По какому вопросу? Он писал предисловие к моей повести, я сейчас получила письмо из издательства с отказом! Его нет в Париже, просил больше не звонить? Почему? Но, передайте, пожалуйста… Алло, алло… Бросила трубку… Что теперь делать? (Подходит к окну, бессознательно остригает ножницами листочки растения.) Что мне делать?

Звонок телефона.

ЕЛЕНА. Да я слушаю! Кто это? Здравствуйте, Лариса Петровна! Что случилось? Что?! У мамы инфаркт? (Слушает, ходит по квартире, механически открывает все дверцы комода, ищет паспорт, достает из шкатулки деньги, кладет в дорожную сумку несколько вещей, надевает пальто, ищет ключи.) Я сейчас же еду в аэропорт!Вылетаю первым рейсом!!! (Уходит.)

На подоконнике скелетом торчит растение без листьев. Луч света медленно гаснет на портрете матери. 


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Кабинет Франсуа Дюрока. Зимний вечер. За окном падает редкий снег. Веселыми рождественскими огоньками мерцает Эйфелева башня. На полу разбросаны бумаги, полки этажерок пусты, на стене висит афиша Мадонны и карнавальная маска. На столе лампа, большая коробка, телефон, бюст Наполеона, в пепельницах окурки, полупустая бутылка виски. Франсуа Дюрок в черном свитере, в джинсах со стаканом стоит у окна, вид усталый, не брит, под глазами мешки, нетрезв. Жанин аккуратно складывает бумаги со стола в коробку. 

ФРАНСУА. Эммануэль не звонила?
ЖАНИН (сочувственно). Нет.
ФРАНСУА. Конечно, зачем ей папа под следствием?
ЖАНИН. Франсуа, на меня вы всегда можете положиться!
ФРАНСУА. Апельсиновый сок будешь в тюрьму носить?
ЖАНИН. Дурацкие шутки!
ФРАНСУА (наливает виски). Погода мерзкая, везде сейчас пробки!

Проходит мимо зеркала, неприязненно смотрит на свое отражение, касается рукой щетины, делает гримасу. Снимает со стены афишу, читает: «До следующей встречи в Париже, с любовью, Мадонна!» Кладет на стол афишу, она свисает со стола.
Звонит телефон. 

ФРАНСУА (нажимает кнопку селектора). Я слушаю.
СОФИ (появляется на экране, в желтом костюме с собачкой на руках). Ты еще на работе? (Сухо.) Звонил твой адвокат, не может с тобой связаться, просил ему срочно позвонить!

Жанин забирает цветы с подоконника, уходит, оставив дверь полуоткрытой.

ФРАНСУА. Позвоню! (Бросает оставшиеся бумаги в корзину.)
СОФИ. Когда ты будешь дома?
ФРАНСУА. Не знаю, еще не все упаковал…
СОФИ. Скоро Рождество. Я никуда не могу выйти из дома, у подъезда весь день толкутся папарацци, когда ты приедешь?
ФРАНСУА. Я сказал: не знаю!
СОФИ. Ключи от квартиры на Монтень у тебя?
ФРАНСУА. У меня.
СОФИ. Привези их, мы с Эммануэль завтра туда переезжаем!
ФРАНСУА. Крысы бегут с тонущего корабля?
СОФИ. Прекрати свои оскорбления! Привези ключи!
ФРАНСУА. Перестань мне приказывать!
СОФИ. Я не приказываю, с тобой уже месяц невозможно разговаривать! С тех пор как тебе запретили эфир…
ФРАНСУА. Хватит мне все время это повторять! Мне его запретили до окончания судебного процесса.
СОФИ. А когда этому будет конец? Ты на всех обложках журналов! Папарацци нас затравили! Я сегодня не могла выйти даже к своей парикмахерше, Эммануэль в ужасе, что о тебе пишут в соцсетях!
ФРАНСУА (кладет бюст Наполеона в коробку). А что меня затравили, она не в ужасе? Конечно, теперь папочка не будет оплачивать ее покупки и подарки Филиппу! Ее всегда интересовал только папин кошелек, за месяц ни разу не позвонила, не поддержала отца! Моя дочь получила истинное воспитание своей матери!
СОФИ (оскорбленно). Что?! Ты еще смеешь нас в чем-то обвинять? Не надо было трогать сексменьшинства, писать о них роман, оскорблять прокурора в прямом эфире, надо было думать о последствиях!
ФРАНСУА (смеется). Да, ты даже не читала мой роман, ты ни одной книги моей не прочла! Что ты несешь: оскорблять прокурора! Хватит, надоело слушать твой бред! (Отключает кнопку селектора.)

Входит Жанин, поднимает с пола бумаги, бросает их вместе с окурками в корзину, скручивает афишу Мадонны, кладет ее в коробку.

ФРАНСУА (вынимает бюст Наполеона, наливает виски). Ваше здоровье, мессир!
ЖАНИН. Франсуа, ну зачем вы пьете, поезжайте домой, скоро Рождество, Бенжама вас отвезет. Я здесь сама все уберу, закрою кабинет и сдам ключи.
ФРАНСУА. Она мне дает советы, что я должен говорить в эфире! Смешно! Она, кроме своей ассоциации по выведению породистых собачек, ничем в жизни не интересовалась! И дочь такую же воспитала! А этого прокуроришку я выведу на чистую воду! Я провел свое расследование…
ЖАНИН (поспешно закрывает дверь кабинета). Хорошо, хорошо! (Ведет его к дивану.) Прилягте, Франсуа, я сейчас вызову Бенжама.
ФРАНСУА (плюхается на диван). И обнаружил интересные факты в его биографии; в четырех криминальных делах с детьми личности обвиняемых ему были хорошо известны, а потом были им все оправданы! Но он еще не знает, что я встречался с юридическим советником президента и передал ему материалы своего расследования!
ЖАНИН.Хорошо, дай бог!

Звонок телефона. Франсуа нетвердой походкой идет к столу, роняет лампу на столе, свет гаснет

ФРАНСУА. Что тебе еще, Софи? Алло, кто это? Не понял… (Пауза.) Откуда вы звоните? С проходной? Ни черта не видно…Это я не вам! (Обращается к Жанин.) Позвони, в бюро пропусков, закажи пропуск!
ЖАНИН. На чье имя пропуск?
ФРАНСУА. Для мадам Кутузовой. (В трубку.) Подойдите в бюро пропусков, вам заказан пропуск! (Закуривает.) Вот так сюрприз! Не прошло и года, как мадам позвонила! (Открывает окно, курит.)

Блики Эйфелевой башни, скользят по стенам, сигаретный дым струится за окно. Стук в дверь.

ФРАНСУА. Войдите!


СЦЕНА ПЯТАЯ

Входит Елена, на ней норковое манто, модная стрижка, в руках сумочка, выглядит элегантно.

ЕЛЕНА (у двери). Здравствуйте!
ФРАНСУА (возле окна). Здрасьте!
ЕЛЕНА. У вас нет электричества?
ФРАНСУА. Да нет, это мы отмечаем Рождество! (Подходит, подносит огонек зажигалки к лицу Елены.) Какой сюрприз!Это вы, мадам?
ЕЛЕНА. Узнали? (Всматривается во Франсуа, оглядывается по сторонам.) У вас ремонт?
ФРАНСУА. Почти. (Закрывает окно.) Поухаживаю за тобой! (Помогает Елене снять манто.) Какая элегантная!
ЕЛЕНА. Рада, что застала вас!
ФРАНСУА. Как жизнь?
ЕЛЕНА. Сегодня прилетела из Москвы.
ФРАНСУА. Что там делала?
ЕЛЕНА. Я там живу.
ФРАНСУА (садится на край стола). Давно?
ЕЛЕНА. Почти год.
ФРАНСУА. Вот оно что! Выпьем за встречу? (Разливает остатки виски в стаканы.) Почему исчезла?
ЕЛЕНА. Так получилось…
ФРАНСУА. Могла бы позвонить!
ЕЛЕНА. Секретарь просила вас больше не беспокоить!
ФРАНСУА. Так и сказала!? Я этого не знал… Есть новости о сыне?
ЕЛЕНА. Нет.
ФРАНСУА. Значит, не получилось…
ЕЛЕНА. Вы о чем?
ФРАНСУА. Так!
ЕЛЕНА (достает из сумочки книгу и карнавальную маску). Я привезла вам подарки на Рождество.
ФРАНСУА (разглядывает обложку). Что это?
ЕЛЕНА. Моя повесть с вашим предисловием!
ФРАНСУА. Вышла на русском? Какой тираж?
ЕЛЕНА. 15 000 экземпляров.
ФРАНСУА. Поздравляю! Не прошло и года, как ты снова появилась в Рождество и снова мне подарила книгу! (Шутит.) Где гонорар? Хотя бы автограф, мадам?
ЕЛЕНА. С удовольствием! (Подписывает книгу.) Нет любви, есть только доказательства любви!
ФРАНСУА. Это Мальро сказал! Надолго в Париж?
ЕЛЕНА. Как пойдут переговоры. Продюсер Марлен Данеско хочет снять фильм по повести. Говорит, что тема сексменьшинств и усыновление ими детей в Европе очень актуальна. Я соавтор сценария, но, наверное, не справлюсь. Может быть, вместе напишем?
ФРАНСУА. Фильм сейчас был бы очень кстати! Наказать бы их всех, и этого прокурора!
ЕЛЕНА. Какого прокурора?
ФРАНСУА. Вот такого! (Надевает маску, поднимает театрально стакан.) Мадам, Кутузова, я пью за вас! Может быть, справедливость восторжествует!
ЕЛЕНА (надевает венецианскую маску). Обязательно восторжествует! У меня тоже есть маска!
ФРАНСУА (взбирается на стол). Ура, да здравствует Венеция! Иди сюда, Элен!

Подхватывает Елену на стол, слышна веселая итальянская песенка, Елена поддерживает Франсуа, он, дурачась, танцует. В проеме двери появляется Софи.


СЦЕНА ШЕСТАЯ

СОФИ. Что здесь происходит?! (Включает свет.) Здравствуйте, мадам!
ЕЛЕНА (снимает маску, смущенно). Добрый вечер!
СОФИ.Мадам Дюрок, а вы кто?
ФРАНСУА (помогает Елене спуститься со стола). Мадам Кутузова. Она прилетела сегодня из Москвы, привезла мне книгу с моим предисловием.
СОФИ. Это вы?!!! А, так вот почему ты не спешил встречать с нами Рождество! (Елене.) Вам не стыдно, мадам, танцевать на столе, в объятиях чужих мужей?
ЕЛЕНА. Кто вам дал право так разговаривать?! (Берет манто, сумочку, идет к двери.)
СОФИ. А я не нуждаюсь ни в чем разрешении!
ФРАНСУА (удерживает Елену). Подожди!
ЕЛЕНА. До свидания, месье Дюрок!
СОФИ (кивает на бюст Наполеона). Почему ты ничего не упаковал?
ФРАНСУА. Поставь его на место. (Елене.) Подожди, не уходи!
СОФИ (ледяным тоном). Не кричи на меня! Мне нужны ключи от Монтень!
ФРАНСУА (достает ключи из стола). Возьми!
ЕЛЕНА. Месье Дюрок, отпустите меня!
СОФИ. Да, отпусти же ее! Совсем потерял разум, обнимаешь любовницу на глазах у жены! Что о тебе завтра напишут журналы? Месье Дюрок отмечал Рождество в объятьях русской любовницы, танцуя с ней на столе! Прекрасно! Судьям это тоже понравится! (Умоляюще.) Франсуа, опомнись, ты совсем сошел с ума, ты потерял работу из-за нее, на тебя заведено уголовное дело из-за нее, тебе грозит реальный срок за оскорбление генерального прокурора республики, и все из-за нее!
ФРАНСУА. Что ты несешь?
ЕЛЕНА (испуганно). Какого генерального прокурора?
СОФИ (в бешенстве). Месье Дюбреля!
ЕЛЕНА. Он стал генеральным прокурором!?!
СОФИ. А что вас не устраивает, мадам? Кто вы такая и кого интересует ваше мнение? Вы приехали во Францию отбивать чужих мужей? Вам это удалось! Оклеветали прокурора в своей повести? Вам это удалось!! Я прочитала ее, Жанин прислала. Выдумала, что изнасиловали ее ребенка, преследовала моего мужа, соблазняла его в Венеции, в юбилей нашей свадьбы, опозорила всю семью! А Франсуа теперь под следствием, потому что назвал в прямом эфире прокурора Дюбреля защитником педофилов!

Елена опускается на стул.

ФРАНСУА.Все сказала? (Показывает книгу Елены.) Она действительно, привезла мне сегодня книгу из Москвы с моим предисловием!
СОФИ (кричит). Так я этому и поверила, что она прилетела из Москвы в Рождество, подарить тебе книгу! И поэтому вы танцевали в обнимку, в масках на столе! Ха-ха-ха! Вы за кого меня принимаете?! (Бросает маску в Франсуа.) Хватит врать! Маски спали! Ты меня никогда не любил! Ты любил только свою карьеру! Ненавижу тебя! Вообразил себя в юности Наполеоном, так до сих пор не можешь выйти из образа! Но, запомни, дорогой, у тебя будет такой же печальный конец, как у твоего идола! Вот увидишь! Давай, танцуй, со своей святой Еленой!

Швыряет бюст Наполеона на пол, идет к двери, подслушивающая Жанин, отскакивает в сторону, Софи хлопает дверью, долгая пауза.

ФРАНСУА (растерянно). Император разбит!?
ЕЛЕНА (собирает осколки). Мне не надо было к вам сегодня приходить!
ФРАНСУА (подбирает осколки). Этот бюст моего прадеда, это наша семейная реликвия! Вот, мессир, как всегда, cherchez la femme!
ЕЛЕНА. Месье Дюрок, простите, мне жаль, что так вышло…
ФРАНСУА (идет к дивану). Нагрянула в мою жизнь, как холода на французов в 1812! От вас только одни проблемы, мадам Кутузова! Это твой Кутузов погубил нашего императора!
ЕЛЕНА. Причем тут Кутузов?
ФРАНСУА. При том, что ваша нация дикая и непредсказуемая, Наполеон хотел русским дать свободу!
ЕЛЕНА. А кто его об этом просил? (Бросает осколки бюста в ведро.) Нам прекрасно жилось без него!
ФРАНСУА (распаляясь). Император нес всему миру прогресс! А русские партизаны убивали французских солдат!
ЕЛЕНА. Мы защищали свою землю! Не надо было с нами воевать, русских невозможно победить!
ФРАНСУА. Ха-ха, так уж и невозможно! Почему же все русские миллионеры живут сейчас во Франции? Живите у себя!
ЕЛЕНА (надевает манто). Я живу в России!
ФРАНСУА. А! Но фильм будете снимать на французские деньги, с французским режиссером!
ЕЛЕНА (горько). Мне не нужен был бы этот фильм, если б ваша ювенальная юстиция не украла моего сына! (В дверях.) Я не так представляла нашу встречу! До свидания, месье Дюрок! С наступающим Рождеством!

Сталкивается в дверях с Жанин.

ЖАНИН. Франсуа, Бенжама приехал! И вас на проходной спрашивает какой-то Мишель.
ФРАНСУА. Какой еще Мишель?
ЖАНИН. КутузОф.
ЕЛЕНА. Кто?!!
ФРАНСУА (шутит). Надеюсь, не полководец восстал из гроба? Скажи в бюро пропусков, чтобы пропустили!
ЖАНИН (неприязненно смотрит на Елену). Но Франсуа, скоро Рождество! Мне надо зарыть кабинет!
ФРАНСУА. Я сам закрою, иди, с наступающим Рождеством, Жанин!
ЖАНИН (качает головой). И вас, Франсуа!

Уходит.

ФРАНСУА (приглаживает волосы перед зеркалом). Сегодня, вечер сюрпризов!
ЕЛЕНА. Почему вы мне не сказали, что встречаетесь с моим сыном?!
ФРАНСУА (пьет воду). Я с ним даже не знаком!
ЕЛЕНА. Откуда он знает ваш адрес?! Ведь я могла сейчас уйти и никогда его не увидеть! Как вы могли???
ФРАНСУА. Меня сегодня все обвиняют! Когда ты исчезла, я написал ему письмо, послал свою книгу с автографом и дал твой телефон! Но он мне не ответил.
ЕЛЕНА. Куда вы ему написали, откуда узнали его адрес?
ФРАНСУА. Один юридический советник помог… Я попросил навести о твоем сыне справки. Оказалось, он учился в мореходке в Марселе. Я позвонил своему другу, шефу полиции Марселя, и тот его быстро разыскал.
ЕЛЕНА (бросается на шею Франсуа). Боже мой, неужели я сейчас увижу его! Не могу поверить! Простите, меня, Франсуа!
ФРАНСУА. Ну и Рождество! (Бросает пустую бутылку в ведро.) Вас, русских, не понять, то смотрела как на врага народа, то обнимает! Успокойся, Элен, сядь сюда! Я попробую узнать, зачем он приехал?
ЕЛЕНА (со слезами). Вы мой самый прекрасный враг! Неужели я увижу его?

Стук в дверь, Франсуа прикладывает палец к губам, идет к двери.
 
МИХАИЛ (входит в кабинет). Добрый вечер, месье Дюрок, можно?
ФРАНСУА (улыбается). Проходите!
МИХАИЛ (смущенно). Здравствуйте, я Михаил Кутузов! Извините, что беспокою вас перед Рождеством!
ФРАНСУА (пристально разглядывает Михаила). Рад видеть, Михаил, проходи. (Рукопожатие.) Садись! Как жизнь? Мореходку закончил? (Снимает со стола коробку, ставит на диван, закрывает Елену.)
МИХАИЛ. Закончил в этом году. Месье Дюрок, я… Приехал поздравить вас с Рождеством и поблагодарить вас за книгу. Вот в подарок бутылка «Бордо» 2000 года. (Достает из рюкзака пакет.)
ФРАНСУА. Спасибо, очень кстати! Ну, расскажи о себе!
МИХАИЛ (улыбается). Месье Дюрок, я вас помню еще, когда был маленьким! Мой дедушка вас всегда хвалил, когда вас показывали по телевизору, он мне читал ваши книги! Скажите, как вы меня нашли, откуда вы знаете мою мать?
ФРАНСУА. Военная тайна.
МИХАИЛ. Когда я получил вашу книгу, не поверил своим глазам! Сам Франсуа Дюрок мне написал! Все ребята просили почитать вашу книгу. Я всегда смотрю ваши передачи.
ФРАНСУА. Приятно. Книга понравилась?
МИХАИЛ. Да, очень понравился ваш герой! Чем-то похож на меня! Я тоже занимаюсь спортом, вожу яхту!

Елена беззвучно плачет, не отрываясь, глядя на сына.

ФРАНСУА. Значит, ты моряк! (Хлопает Михаила по плечу.) Выпьем за знакомство? (Бросает взгляд в сторону дивана.) У меня вопрос!
МИХАИЛ. Какой?
ФРАНСУА. Зачем приехал? Не только же поблагодарить за книгу?
МИХАИЛ. Да… Я… Вы прислали мне телефон мамы, но этот номер не отвечает... А дедушкиного я не знаю
ФРАНСУА. Говорят, в Рождество все желания исполняются!

Подходит к дивану, подводит к Михаилу мать, он изумленно смотрит на нее.

ФРАНСУА. Узнаешь? Я схожу пока за штопором! (Выходит из кабинета.)

Пауза.

ЕЛЕНА (сдерживает слезы). Здравствуй сынок…
МИХАИЛ. Как… ты здесь оказалась?! Как ты узнала, что я приду? Откуда ты знаешь месье Дюрока?
ЕЛЕНА. Как у тебя волосы потемнели, а в детстве были светлыми… Я тебя нашла… Нашла. В Рождество правда случаются чудеса! Я сегодня прилетела из Москвы и пришла подарить месье Дюроку мою книгу, он писал к ней предисловие, она вышла в Москве. (Протягивает книгу.) Вот!
МИХАИЛ. Верните сына! Это обо мне?
ЕЛЕНА. Это повесть о мальчике, но это о тебе, сынок! (Нежно.) Если б ты знал, как я тебя все годы искала, писала в социальные службы, в суды писала, президентам писала, везде писала, никто мне не хотел помочь, никто! Почему, ты мне не отвечал, Миша?
МИХАИЛ. Я не получал никаких писем! И дедушка мне писал?
ЕЛЕНА. И дедушка писал… Он, Миша, (плачет) в прошлом году… Умер, а за ним и бабушка ушла… Они друг за другом...
МИХАИЛ. Дедушка умер? Где он умер?
ЕЛЕНА. В метро, на Трокадеро. Поднимался по лестнице, потерял сознание – и…
МИХАИЛ. Я не знал ничего, у меня не было его телефона… (Расстроенно.) Мне говорили в интернате, что меня забрали из семьи из-за того, что ты говорила неправду про учителя… Говорили, что, если я буду с тобой общаться, ты будешь плохо влиять на меня. Поэтому в интернате они были против всего русского, даже отняли у меня нательный крестик. А если я плакал, злились и наказывали… Один раз я написал тебе открытку, но воспитатели вернули ее и сказали, что адресат выбыл! А от тебя я не получил ничего! Я думал, ты меня бросила… А про дедушку думал все время, но не знал куда ему написать! (Оглядывается на дверь.) Месье Дюрок совсем ушел?

Звучит «Адажиетта» Густава Малера.

ЕЛЕНА. Прости меня, мой дорогой, прости, что не смогла защитить тебя от этих нелюдей… Я делала все, что могла, но проиграла! Они оказались сильнее меня, их было много, а я одна! Но я не сумасшедшая, как они внушали тебе! Я люблю тебя больше своей жизни! Твой папа погиб, когда ты был, совсем крошечным, ты стал так похож на него! У меня никого, кроме тебя, больше нет, сынок! Мне все равно, что ты думаешь обо мне, только, пожалуйста, больше не бросай меня! Я дала дедушке и бабушке слово, что я найду тебя, чего бы мне это не стоило, и нашла! Они сейчас, там (поднимает глаза в слезах) так радуются за нас, Миша!
МИХАИЛ (берет ее за руку). Не плачь… Мама!

Звонит мобильный телефон. Франсуа поспешно входит кабинет.

ФРАНСУА. Кто на этот раз? Надеюсь, моя дочь? (Слушает.) А это ты, Бенжама? Не жди меня, поезжай домой!

Включает пультом экран, идет рождественский концерт, Шарль Азнавур поет песню «История любви». Франсуа откупоривает бутылку «Бордо», разливает по бокалам вино. 

ФРАНСУА.Я хочу выпить за вас, Элен и Михаил! За твою победу, Элен! (С усмешкой.) Неизвестно, увидимся ли мы в новом году? Да… В общем, с наступающим Рождеством! Я рад, ты заслужила счастья, Элен, и все у тебя получится, твоя повесть вышла без моего участия…
ЕЛЕНА (перебивает). Как это без вашего участия, а предисловие, а ваши правки, а ваша поддержка!? Мой успех – это и ваша заслуга! Если бы вы меня тогда не поддержали, не знаю, что бы со мной было? Я поставлю Марлен условие, чтобы мы вместе писали сценарий, вы прекрасно знаете мою повесть, у вас большой опыт, вы будете меня учить!
ФРАНСУА (смеется). Вот, Михаил, типичная русская женщина: я поставлю условие, ты будешь меня учить!
ЕЛЕНА (обнимает сына). А Мишу кто нашел? Если бы не вы… (Сдерживает слезы.) Спасибо, Франсуа! Я не связно говорю, потому что я сейчас так счастлива! (Целует сына.) Сынок! Благодарю тебя, Франсуа от всего сердца! (Подходит к нему.) Помнишь, ты мне говорил в Венеции, что все звезды носят в жизни маски, живут по особым правилам! Но звезды – такие же люди, как мы и тоже нуждаются в любви, а правила должно диктовать сердце! Правда?
ФРАНСУА. Ты права, Элен. (Шутит.) Кутузов победил – враг повержен!
ЕЛЕНА. Русские за врагов молятся. А Кутузов сказал: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать!»

Звонок телефона. Франсуа нажимает кнопку селектора.

ГОЛОС АДВОКАТА. Месье Дюрок, добрый вечер! Наконец-то, дозвонился до вас! Если вы сейчас у телевизора, включите новости Первого канала!
ФРАНСУА. Здравствуйте мэтр, мне сейчас не до телевизора, что случилось?
ГОЛОС АДВОКАТА. Сегодня задержан генеральный прокурор, месье Дюбрель!

Франсуа переключает канал; в наручниках, полицейские сажают прокурора в машину, ограждая от наседающих репортеров.

ДИКТОР НОВОСТЕЙ. Сегодня генеральный прокурор республики, месье Дюбрель задержан по подозрению в организации преступного сообщества, члены которого совершали насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних!
ГОЛОС АДВОКАТА. Как вам новость?!? Теперь, поскольку месье Дюбрель задержан, у нас есть большой шанс прекращения уголовного преследования в отношении вас! Это задержание свидетельствует о том, что имеются существенные доказательства его вины!
ФРАНСУА. Вот это новость!
ЕЛЕНА. Его арестовали! Значит, наши усилия, наша борьба, Миша, были не напрасны!
ФРАНСУА. А мое расследование и переданные доказательства были изучены! Догадываетесь мэтр, кто помог в его задержании? Надеюсь, мы их скоро предъявим так же и в суде!
ГОЛОС АДВОКАТА. Созвонимся после праздников, я очень доволен! Это своеобразный прецедент в такого рода делах, тем более, когда задействованы сильные мира сего! Нам повезло, что справедливость восторжествовала, это бывает редко! До свидания, месье Дюрок, хорошего Рождества, тем более, что оно уже наступает!
ФРАНСУА(смотрит на часы). И вам, мэтр, отличного Рождества!

С экрана снова звучит песня в исполнении Шарля Азнавура «История любви». 
Голубые блики Эйфелевой башни скользят по кабинету, превращаются в крупные хлопья снега, они закрывают снежной пеленой Елену, Михаила и Франсуа, глядящих на салют над Эйфелевой башней.

 Конец 







_________________________________________

Об авторе:  НАТАЛЬЯ ЗАХАРОВА 

Закончила театральный институт им. Бориса Щукина, актриса театра и кино. С 1993 года проживала в Париже, окончила Сорбонну. Создала в Париже «Творческую Лабораторию Натальи Захаровой», целью которой была пропаганда русской классики за рубежом. 30 лет занимается творчеством Ивана Бунина и пропагандой его произведений как актриса. По инициативе Захаровой как советника главы управы Пресни в Москве на Поварской улице в 2015 году открыт сквер имени Бунина. С 2007 года проводит в библиотеке Бунина литературно-музыкальные «Бунинские вторники». Член Союза журналистов России. Работала корреспондентом в «Литературной газете», «Москвичке», журнале «Однако». Член «Национальной Ассоциации Драматургов». Является автором книги «Верните мне дочь!», пьесы «Доказательства любви», рассказов. В 2000 году создала в Париже правозащитную организацию «Защитите Машу», целью которой была защита прав соотечественников. Работала общественным помощником Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. Является экспертом на телевидении.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 002
Опубликовано 01 апр 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ