ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Ольга Брагина. БЕЗУСЛОВНО АКТУАЛЬНА

Ольга Брагина. БЕЗУСЛОВНО АКТУАЛЬНА

Редактор: Ольга Девш


(О книгах: Сетка Цеткин. Антология феминистской критики / сост. Л. Георгиевский, А. Голубкова, Ю. Подлубнова. М.; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2021. — 274 с. (Издательский проект «InВерсия»); Мария Бобылёва, Юлия Подлубнова. Поэтика феминизма. М: АСТ, 2021.)



Сетка Цеткин. Антология феминистской критики / сост. Л. Георгиевский, А. Голубкова, Ю. Подлубнова. М.; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2021. — 274 с. (Издательский проект «InВерсия»)

Антология проекта «InВерсия» – книга о женском письме и – в более широком контексте – о женском бытовании, о реализации женщины в литературе, женщины-критики пишут о женщинах- литераторах,  эта рекурсия концептуализирует и пресловутый «женский вопрос» 20-х годов XX века (эссе Людмилы Вязмитиновой о Надежде Мандельштам), и, учитывая весь опыт XX и начала XXI столетий, времена, когда личность не значила ничего и право на свое «я» нужно было сберечь и при этом выжить, и времена, казалось бы, расцвета индивидуализма, когда женщине всё равно приходится доказывать право на свой голос в литературе и свое «я», феминистский дискурс и критику вне патриархатных кодов. Возвращение писательниц XIX века в актуальный контекст, современная документальная поэзия, феминистская оптика в критике, концептуализация женского дискурса.

Первая антология женской критики в русскоязычном пространстве, как заявлено в аннотации, заставляет задуматься о том, что такое женская критика – отдельный феномен, специальная фемоптика, женщины-критики пишут о женщинах-авторах. Нельзя не вспомнить, что еще в начале XX века Зинаида Гиппиус подписывала статьи псевдонимом Антон Крайний – хотя авторство было секретом полишинеля, критические статьи должен писать мужчина. Тем более – XIX век, Джордж Элиот, Жорж Санд, Марко Вовчок. Феминистская оптика не иерархична, феминистский дискурс демократичен и говорит о том, что твой голос важен, не нужно скрываться под псевдонимами, нужно говорить о своем (именно в этом контексте столь важна документальная поэзия).

Антология заставляет задуматься о том, что такое «женское», «женское» – это полифония, это не Вечная Женственность романтиков и не картинка с глянцевой обложки, «женское» – это живое, заявляющее о себе и своем праве на голос, о праве на анархичность и анахроничность (Галина Рымбу о стихах Елены Шварц), о праве на мир без ксенофобии и насилия (рецензия на книгу Дианы Арбениной), о праве на саму формулировку «феминистская поэзия» как отдельное явление.

Антология не претендует на исчерпывающую презентацию, многие авторки, по словам составительниц, остались за кадром – издержки любой публикации ограниченного объема, но, тем не менее, здесь представлен достаточно широкий спектр феминистских поэтических практик, и можно ожидать, что это – только начало разговора о феминистской поэзии и критике.

 

Мария Бобылёва, Юлия Подлубнова. Поэтика феминизма. М: АСТ, 2021.

Вслед за вышедшей в 2020 году в британском издательстве Commone Era билингвальной антологией феминистской и квир-поэзии – F Letter: New Russian New Russian Feminist Poetry новая антология проекта «InВерсия» исследует практики женского письма  – приведенные в предисловии слова Вирджинии Вулф о том, что «феминистка — любая женщина, говорящая правду о своей жизни», заставляют задуматься о том, что такое феминизм в XXI веке, среди неутихающих споров о правах и обязанностях, о том, нужно ли выделять женскую поэзию как таковую, или поэзия – явление общечеловеческое и не нужно «загонять ее в отдельное гетто» (здесь можно долго погружаться в рекурсию рассуждений о поэзии, о женской поэзии «перед мужчиной или перед Богом» –  новое время предлагает новые вызовы: обособленность, текст как осознание тотального одиночества и поиск смысла, который не создаст больше ни одна институция (власть мы привыкли отождествлять с патриархатом), смысл каждый должен создать для себя сам вне зависимости от гендера, здесь можно говорить о ницшеанской «смерти Бога» как фигуры отца, но феминизм – это не анархия, хотя нельзя здесь поставить знак равенства и с традиционным материнским началом, феминизм – это логика, попытка создания смысла в мире хаоса, в некотором смысле это некий синтез логики и визионерского порыва, поэтому здесь вполне логично говорить о революции – о революции  смыслов, о революции контекстов (да, всё уже было сто лет назад, но история, как известно, развивается по спирали и никого ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки, но, тем не менее, феминистский дискурс успешно функционирует в общем литературном поле, постоянно завоевывая новые позиции, о чем и свидетельствует представленная антология).

Феминистская поэзия – поэзия о любви, это новый язык любви, четкий и выверенный, манифестирующий субъектность авторского «я», не оставляющий лакун вне смысла. Любовь здесь выражена через речь, емко говоря о главном, но это не холод, а понимание и приятие. Вторя концепции Лакана, мир слов порождает мир вещей.

я люблю твои родинки складывающиеся в язык
разрезающие язык в сумерках позабытого языка
в шрифт лесбиянки и зуботычинку брайлев
(Лолита Агамалова) 

Феминистская поэзия актуальна, взаимодействуя с контекстом современности, вплетая новые смыслы в зримую ткань бытия, феминистская поэзия говорит о «тут и теперь», вовсе не теряясь в многообразии смыслов актуального дискурса благодаря яркой индивидуальности высказывания.

это стихотворение
поймут только те, кто имеет отношение к актуальной
поэзии,
сказать вернее, к тому её сегменту,
который представляет поэтесса Лида Юсупова
и ещё около пятидесяти поэтов и поэтесс,
чьи книжки продаются в
независимом книжном магазине
Порядок Слов в фойе Электротеатра.

(Оксана Васякина) 


Феминистская поэзия политична, личное – это политическое, политика касается каждого, политику создает субъектность авторского «я».

авторка, пишущая в перерыве
между работой и стиркой.
авторка, привыкшая писать мысленно
во время мытья посуды или в транспорте.
авторка, пишущая под пивко
с подругой.
авторка, пишущая в очереди
в миграционную службу
Украины.

(Галина Рымбу) 


Феминистская поэзия, конечно, не дает ответы на общечеловеческие вопросы бытия вроде смысла жизни, но нельзя сказать, что это сведение жизни к бытовым подробностям – собственно говоря, жизнь состоит из быта, если бытие определяет сознание, мы тоже состоим из него, это вечный быт любви, если бытие определяет сознание, мы состоим из быта и поэзии, из постоянного осмысления и интерпретации происходящего, которое порождает текст. Здесь можно спорить о том, является ли внимание к деталям свойством особой женской оптики, или это присуще поэзии как таковой, но феминистская поэзия, безусловно, актуальна в смысле философского удивления перед лицом бытия, актуальна в смысле максимы «личное – это политическое», актуальна как беспристрастное высказывание и приглашение к диалогу.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
804
Опубликовано 01 фев 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ