Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие читатели и авторы! Представляем вашему вниманию 182 номер журнала Лиterraтура!Наши новости: Мобильная версия журнала готова! Спасибо всем причастным! Будем признательны, если вы протестируйте её в своих смартфонах и напишете нам о своих впечатлениях.
Следующий номер выйдет 1 июня.
Оставайтесь с нами :)
Фото обложки - Наталья Полякова.
____________________________________________
В разделе Актуальное:Наталья Якушина. ВОСЬМОЙ «КУБ»В конце апреля в Красноярске состоялся крупный Всероссийский литературный фестиваль «Книга. Ум. Будущее» (сокращённо «КУБ»), уже восьмой по счёту. Со всей России съехались лучшие писатели страны.
____________________________________________
Евгений Никитин (редактор отдела Поэзии):Слава Рачинский. ПРОБУЖДЕНИЕ ЗЫБКОопусти
лепесток в кобылиный след
головой своей светлой землю смой
она тоже была здесь
это гости
которые ходят к лошади всей семьей
Софья Суркова. ИЗ ГЕСИОДАпод сводами зимнего сада
оливковый цвет между крупных цветков
и ореховая скорлупа размыкается как безмозглая устричка
открой её сундук – там река похожа на птицу
укрывает в пучине клочок волос
(помогает от сглаза)
в её неводах сцеживается влага сквозь дыхательные пути
вымокший шмель обожжётся расплавит стекло
_ _ _
Иван Полторацкий (редактор отдела Поэзии):Ксения Рогожникова. ЙОГОЛЬ-МОГОЛЬлюбящая доброта
затопила всю страну
ну-ка теперь попробуй
пожелать себе счастья
попросить прощения
у врага
Майя-Марина Шереметева. РАСКОЛОТЫЙ ВОЗДУХвсё, что несёте — в ерцах своих и на твиттцах
весь океан несите в астицех на стыках
ибо землю как утрату сердцу не прейти
пока новое не очнется небо слова нового
вертикальные реки — связн
ые как сверх-язык
____________________________________________
Женя Декина (редактор отдела Прозы):Борис Евсеев в рассказе
«Сульфазиновый крест» изящно оперирует целыми смысловыми пластами. Описывая, казалось бы, быт психиатрической клиники и драму маленького человека, он выводит читателя к философскому вопросу о значении искусства в целом, а через это – к вопросу о значении человеческой жизни.
Актуальная повесть
«Оптометрист» израильского писателя
Йонатана Видгопа, в которой появление загадочного вируса становится лакмусовой бумажкой, меняющей всю жизнь человечества.
_ _ _
Юрий Серебрянский (редактор отдела Прозы):В разделе прозы номера 182
«Горнолыжный рассказ с пандемической концовкой» Максима Д. Шраера:
Все началось зимой 2017. Вообразите солнце Италии, конец февраля в Вероне, счастливого русского американца с семьей, который только два дня назад прилетел в Европу из Бостона. Нас ждал академический отпуск, несколько лекций в итальянских университетах и научная конференция, но главным образом свобода от медицинских дежурств (для жены) и от надоевших студентов, готовых выгрызть профессорскую печень.
Дебют номера, рассказ
Станиславы Озеровой «Просто булочная»:
За заиндевевшими окнами трамвая мелькает армия серых, с облупленной штукатуркой, домов. Лена спешит спрятать покрасневшую от холода ладонь в колючую варежку. Ура! Получилось! Сквозь отогретое крохотное, как глазок, окошко можно подглядывать за прохожими с закутанными в шарфы носами. Лене десять. По левую руку от неё – дедушка, Пётр Николаевич. Пётр Николаевич работает в НИИ Полимеров. Почему «полу» Лена не понимала. Раз заведение серьезное – нужно заниматься чем-то цельным…
____________________________________________
Наталья Якушина (редактор отдела Драматургии):Представляю две пьесы участников литературного фестиваля «КУБ»
Людмилы Духаниной и
Григория Каковкина. Пьеса Людмилы Духаниной о поисках пропавших людей, 4 трогательные истории. Важная тема, и текст отличный. А мастер слова Григорий Каковкин написал мелодраму о непростых любовных отношениях, и, как всегда, не обошлось без доли абсурда.
_ _ _
Серафима Орлова (редактор отдела Драматургии):Дуэт пьес, явившийся в новом номере, составлен по принципу резонанса.
«Правдивейшая сага о Нере и спасении Коннахта» Антона Барышникова и
«Божественная комедия» Тео Омского имеют близкое по духу ядро — авторы несут с собой ярость юмора, постмодерна и интеллектуального протеста против несправедливой действительности. «Божественная комедия» подобна небольшой виньетке о большой эпидемии, «Сага» - мягкое и язвительное повествование о судьбе и сильных мира сего, которые могут вершить историю в обычном супермаркете. Первая пьеса засветилась в лонге премии Анненского, вторая отмечена отборщиками Любимовки. Обе — редкий ныне жанр комедии. Истории по-прежнему универсальны, хоть в пир, хоть в мир, могут читать и взрослые, и подростки.
____________________________________________
Иван Гобзев (редактор отдела Нон-фикшн):Арсений Гончуков. Про любовь («Наша темная Ванесса. Монолог Лолиты — это речь в защиту дьявола»).
Михаил Гундарин про объективность в литературной критике («Машина объективности»).
_ _ _
Юрий Угольников (редактор отдела Нон-фикшн):МИНЕТ НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНЕ, ИЛИ УРОКИ РУССКОГОИнтервью с Олегом Зоберном, писателем и редактором, создателем культовой серии современной русской прозы «Уроки русского». Вопросы задаёт Юрий Угольников.
Юрий Угольников. ЗАЩИТА ДАНИЛОВАНедавно мы опубликовали статью Георгия Панкратова, в которой автор высказал интересные, но далеко не лестные суждения об одной из самых известных сегодня пьес Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Мы публикуем ответ нашего редактора Георгию Панкратову.
____________________________________________
Ольга Девш (редактор отдела Критики):Валерия Пустовая. БИБЛИЯ СКУЧНЫХ(По книгам: Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018; Алексей Сальников. Опосредованно. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.)
— о «терапевтическом эффекте Сальникова» шестая, она же заключительная серия уникального опыта известного литературного критика Валерии Пустовой — критического сериала: цикла обзорно-аналитических статей о «прозе непреднамеренной терапии».
Оля Скорлупкина. БЫТ И БЫТИЕ(О книге: Таня Скарынкина. Большой Чеслав Милош, маленький Элвис Пресли. М.: ПЛАНЖ, 2020.)
— внимательная рецензия на сборник эссе Тани Скарынкиной — известной белорусской писательницы, лауреатки премии Андрея Белого (2020), разбирающая тонкости «металитературного сюжета, объединяющего тексты».
_ _ _
Максим Дрёмов (редактор отдела Критики):Константин Чадов. «ФЕДЕРАТИВ»: О НОВОЙ КНИГЕ ГАЛЫ ПУШКАРЕНКО(о книге: Олег Шатыбелко. Федератив. Стихи Галы Пушкаренко. С: ЛитГОСТ, 2021).
— Очередную книгу, выпущенную Олегом Шатыбелко под гетеронимом Галы Пушкаренко рецензирует Константин Чадов, подвергая детальному анализу как инновативность в работе с языком и структурой сборника, так и разворачивающийся в «Федеративе» диалог с, например, Стефаном Малларме и Аркадием Драгомощенко.
Нина Александрова. ВСЁ ПРЕДВЕЩАЕТ(о книге: Кира Фрегер. Куда Льюин Дэвис несёт кота. М.; Екб.: Кабинетный учёный, 2020).
— Нина Александрова выступает с рецензией на книгу стихов Киры Фрегер, отмечая в ней важную работу с умалчиванием — пустоту, которая коммуницирует с читателем не менее успешно, чем слова.
____________________________________________
Анна Орлицкая (редактор отдела Переводов): Лана Басташич. ХЛЕБРассказ молодой сербскохорватской писательницы Ланы Басташич с первых строк полностью погружает читателя в очень точно описанный внутренний мир девушки-подростка, в поток ее повседневных мыслей и переживаний. Это текст о юношестве и взрослении, об осмыслении собственной внешности, телесности и сексуальности, о чувстве вины и стыда, о том, как девочка становится девушкой, о страхах и опасностях, поджидающих ее на этом пути, и о чувстве радости и защищенности, которые ей дает фигура отца.
Нина Косман. ДОЛИНА ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗНина Косман интересна как двуязычный поэт, пишущий на русском и на английском языках и занимающийся переводами как на русский, так и с русского на английский язык. Возможно, неслучайно, что тема слова, произнесенного «двоящимся голосом», эха, отзвука появляется едва ли не в каждом ее стихотворении, соседствуя с универсальными размышлениями о времени, жизни и смерти, собственном я.
____________________________________________
Марина Яуре (редактор отдела Фантастики):Александр Пелевин. ПУСТЬ ВЕСЕЛЯТСЯ ДОБРЫЕ РИМЛЯНЕАлександр Пелевин мастерски сочетает реальность истории и реальность мифа в рассказе «Пусть веселятся добрые римляне», посвящённом римскому завоеванию Британии.
Григорий Бакус. СКЕЛЕТ ВЕЛИКАНА БУРЖУА (Часть 3)Третья часть повести Григория Бакуса "Скелет великана Буржуа" – "Огонь"– соединяет в себе историю честолюбия и политических интриг, человеческих страстей и всесокрушающую ярость стихии. Читателя ждёт метафизика жизни и смерти, явленная в мистических откровениях и неожиданных поступках людей.
____________________________________________
P.S. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.html скачать dle 12.1