Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие читатели и авторы! Представляем вашему вниманию 179 номер журнала Лиterraтура! Наши новости: В журнале появился новый раздел - Переводы. О первом выпуске читайте ниже.
Фото обложки - Наталья Полякова. Увидеть фотографию целиком можно
здесь.
В разделе Актуальное:IN MEMORIAM: Джордже Балашевич (1953 – 2021)Анна Ростокина: 19 февраля ушел из жизни сербский бард Джордже Балашевич. Еще одна жертва коронавируса. Чтобы объяснить, личность какого масштаба потеряла Сербия, можно вспомнить Высоцкого и Окуджаву, если ограничиться современниками – Бориса Гребенщикова.
Антон Прозоров. АПОЛОГИЯ АВТОКОММЕНТАРИЯ"Практика автокомментирования является для Кантемира частью авторской стратегии: мы обнаруживаем тот же принцип тотального комментария во всём корпусе дошедших до нас сатир и в некоторых других произведениях автора. Спрашивается, что мы можем сказать об этой культуре автокомментария? Почему подобное авторское поведение может позволить себе Кантемир, но в дальнейшей истории словесности — да и по сей день — оно носит маргинальный (7) характер? Какие представления о стихосложении — об авторстве, о способе бытия стиха (и шире, произведения искусства), о функционировании текста при встрече с читателем — стоят за негласным запретом на автокомментирование? Комплексу указанных вопросов посвящён текст".
Людмила Казарян. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК ЛЮДМИЛЫ КАЗАРЯН (2020)"Когда я на вопрос «Что вы читаете?» отвечаю, что читаю Фейсбук, в этом есть лишь доля шутки.
Так получилось, что именно в соцсетях появляются первые публикации текстов авторов, за творчеством которых я слежу более-менее пристально. Поэтому у меня будет довольно много отсылок к публикациям в личных блогах".
____________________________________________
Евгений Никитин (редактор Отдела поэзии):Алина Витухновская. ТЕКСТЫ (18+)Вот автохтон. Его планида —
Не между «Быть или не быть»,
Не мог либидо от КОВИДа
Как мы не бились, отличить.
Елена Фанайлова. ХЭШТЕГИ (18+)Мы уж тут как-то сами
С нашим ОМОНом и шеями пережаты
С синими жопами после дубинок
Бережёного бог бережёт, а мы бомжеваты
С коллективным избитым телом
Мыслящих тростинок
Влад Гагин. АНГЕЛЫ КОММУНАЛЬНЫХ АРХИВОВ (18+)Мальчик бесцельно шатался по пустырю.
Это понятно, искал
то, что и нас в свое время поймало —
фабрики, кроличьи норы.
Шум деревьев прочитывал как психоделик.
Оказался свободней, чем мы.
Юрий Угольников. ЧАШКА ПЕТРИСмерть работает спокойно,
смерть работает надёжно,
человек растёт, как столбик,
столбик пыли придорожной
____________________________________________
Юрий Серебрянский (редактор Отдела прозы):Рассказ
«Ухо» -
Владимира Кочнева. Кажется, если приложить его к правому уху как ракушку, можно слушать девяностые, смешение звона пивных бутылок друг о друга, уже «чирс» или еще «ты меня уважаешь»? Скрип колес телеги истории, сворачивающей (не туда?).
Рассказ
Арно Никитина –
«Сосед», вполне традиционный по форме, формула рассказ в рассказе начинает и выигрывает. Захвачен момент пробуксовки колеса истории телеги, сворачивающей (не туда?).
Прозаический дебют
Андрея Баранова,
«Белые хризантемы» - большое чувство в камерных декорациях угадывающегося времени, при этом ко времени совершенно не привязанное, ну что, в самом деле, может произойти с хризантемами? При любых обстоятельствах.
В этом выпуске продолжу опыт публикации подборок рассказов литературных студий и семинаров в нашем журнале, а конкретно моего семинара прозы
Открытой литературной школы Алматы имени Ольги Марковой, так называется эксперимент, с 2008 года работающий с поэтами, прозаиками и драматургами в бывшей столице Казахстана. Ситуация 2020 года позволила расширить географические возможности для слушателей школы, и я с удовольствием представляю вам рассказы
Елены Вовновой, Даны Канафиной, Алины Ш., Наталии Лимарь, Айсулу Бекен, Натальи Лёвиной, Ольги Капитовой и
Евгении Ломакиной.
____________________________________________
Наталья Якушина (редактор Отдела драматургии):Представляю вниманию читателей три пьесы. Две из них –
«Тайная жизнь Черубиной» Дмитрия Бочарова и
«Виват, Император!» Светланы Шимоне – победили в конкурсе монопьес «Монолит». Обе пьесы исторические, первая, понятно по названию, о поэтессе Черубиной де Габриак (псевдоним Елизаветы Дмитриевой), а вторая о Клоде-Шарле Комидезо, верном капитане Наполеона Бонапарта. Третья пьеса –
«Подпись» Екатерины Костиной – победила в драматургическом конкурсе «Алкодрама» в номинации «Виски» и такая же крепкая, как и этот напиток.
И ещё делюсь информацией о
Семинаре современной драматургии под руководством Иосифа Райхельгауза при Школе современной пьесы.
____________________________________________
Иван Гобзев (редактор Отдела нон-фикшн):Алексей Караковский о Густаве Климте и его «Данае» (
«Густав Климт, "Даная"»).
Артём Третьяков с академическим исследованием постпостмодернизма на примере пьесы Т. Стоппарда «Аркадия» (
«After-postmodernism и "золотой век" текущей литературы»).
Михаил Гундарин о принципах сетевой полемики (
«Беснования под колпаком. О правилах и смыслах литературной сетевой полемики»).
Арсений Гончуков о литературной премии «ФИКШН35» (
«Инверсия Городецкого моего. О победителях премии "Фикшн35"»).
____________________________________________
Ольга Девш (редактор Отдела критики):Валерия Пустовая. ШИРЕ ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ(По книгам: Анна Козлова. Рюрик. – М.: Фантом Пресс, 2019; Ирина Богатырева. Белая Согра. – М.: Эксмо, 2020; Юлия Симбирская. Заяц на взлетной полосе. – М.: Абрикобукс, 2019.)
— критический сериал продолжается: вашему вниманию «Серия 4. Как принять себя?». И Валерия Пустовая всё больше подходит к критике как всепонимающий психотерапевт, создавая новый тип критика-«медиума».
Эмиль Сокольский. МАНЁВРЫ НАД БЕЗДНОЙ(О книге: Алексей Цветков. Последний конвой. – М.: ОГИ, 2020)
— новая колонка Эмиля Сокольского о том, что никогда не поздно выйти за рамки знаков препинания и вчитаться в поэзию Алексея Цветкова.
Евгений Телишев. СКАЖИ АГЫНСТР(О книге: Света Литвак. Агынстр. – М.: «Вест-Консалтинг», 2020.)
— рецензия известного графика, драматурга и рассказчика Евгения Телишева на новую книгу Светы Литвак, «поэта, не желающего быть на кого-то или на что-то похожим».
Сергей Ивкин. ВЗЫСКУЮЩИЙ РОССИИ НЕБЕСНОЙ(О книге: Бершин Е. Л. Мертвое море. — СПб.: Алетейя, 2021.)
— чуткий отклик поэта Сергея Ивкина на новую книгу Ефима Бершина в тонко подобранных цитатах и ассоциациях.
____________________________________________
Переводы:Первый выпуск подготовил
Юрий Угольников. Посвящен он балканской поэзии.
Юрий Угольников:
Замечательный поэт
Александр Рытов перевёл сразу нескольких греческих авторов. Не все из них живут на Балканах, но они всё-таки связаны с полуостровом своим происхождением и, разумеется, языком (языками) на которых написаны их тексты.
В переводе
Анны Ростокиной мы публикуем несколько стихотворений малоизвестного в России классика сербской литературы Момчило Настасиевича.
София Алемпиевич познакомит нас со стихами еще одного сербского поэта, но современного – Анджелы Пендич. Не смотря на молодость, она уже вполне состоявшаяся писательница с внушительным списком наград и двумя книгами стихов за плечами.
Наконец, хайку
Дарины Деневой, являющиеся авторскими русскоязычными вариации, которые вполне равноценны болгарским оригиналам.
____________________________________________
Марина Яуре (редактор Отдела фантастики):Григорий Бакус. СКЕЛЕТ ВЕЛИКАНА БУРЖУА (Часть 2)Венценосные особы, мыслители и врачи – причудливый XVIII век объединяет в поисках истины очень разных людей. "Воздух" – вторая часть повести "Скелет великана Буржуа" – знакомит нас с мистическим опытом ученого и провидца Эмануэля Сведенборга.
____________________________________________
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.htmlскачать dle 12.1