Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие читатели и авторы! Представляем вашему вниманию 177 номер журнала Лиterraтура! Фото обложки - Андрей Гришаев. Увидеть фотографию целиком можно
здесь.
В разделе Актуальное:Пётр Разумов. ОКРУЖАЮТ МЕНЯ ОГНЁМО стихах Юлии Чернышёвой. Одна из черт молодой русскоязычной поэзии – это гнев или ярость, которые обнимают высказывание. «Мысли, полные ярости», - так характеризовал поэзию Лермонтова Александр Герцен, сам «пламенный вестник», чья условная фамилия (он был незаконнорождённым) образована от немецкого «сердце».
Нина Александрова. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК2020 год был безумным, “ревущие двадцатые” начались резко и чересчур внезапно. В октябре, когда я присоединилась к редакции ”Метажурнала”, только-только стартовала вторая волна локдауна - а паника и страх за близких перешли в фоновый режим.
____________________________________________
Евгений Никитин (редактор Отдела поэзии):Полина Барскова. СМЕРТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙНа драгоценной бумаге, нежной как соски её дочерей
Выводившая птичий помёт, разбитую скорлупу,
Скукоженный до состояния гнойной капли лепесток.
Собирательница хлама, оставшегося в райском саду
После: это она стояла со шкуркой змеиной в заворожённой руке.
София Амирова. КОГДА МЫ ОКОНЧИЛИ ШКОЛУУдивительно, но писать стихи легко.
Гораздо легче, чем водить по доске
мелом или ключом. Каждую осень
происходит одно и тоже.
Мы думаем о всех своих невыученных уроках.
Вместе с этим приходит ощущение, что скоро это всё закончится.
Андрей Чернов. ПЛЕНЭР В ВЕСТЕРОССКОМ СТИЛЕСо страхом полёта я один на один
Словно в школьном медпункте
Многоразовый шприц самолёта
Облака комьями ваты
Лежащими на стеклянном столе
А под ним мелкий ворс лесотундры
С частыми прорехами озёр
Андрей Баранов. В КОМАНДИРОВКЕКогда-то, когда империя еще возвышалась величественно, но уже
пошла дырьями, тухла,
как ноздреватый сугроб в начале весны, из-под которого лезут
червяки, мошкара и прочая оттаявшая мелкота,
на углу Добролюбова и Руставели в комнате на четвёртом около
кухни
я писал о белой лошади, которой не видал никогда.
____________________________________________
Юрий Серебрянский (редактор Отдела прозы):Февральский выпуск раздела открывает наш постоянный автор
Михаил Бару.
«Азорские острова» - путешествие, железнодорожный дзен, близкий и притягательный настолько, что оторваться сложно.
Цикл
«Миха», родившейся в Белоруссии писательницы и журналистки
Жанны Крёмер, живущей в Берлине - еще одна грань разговора об идентичности, раскрытая через личную, предельно эмоциональную историю.
Фрагмент романа
«Жуки» Ырысбека Дабея в переводе с казахского языка
Орал Арукеновой подводит к событиям 16 декабря 2011 года в городке Жанаозен, к расстрелу силовиками мирной демонстрации нефтяников по приказу властей. Роман вышел в оригинале в 2019 году.
Яркий и неожиданный дебют номера, пойманный на нашу почтовую удочку – рассказ
Максима Чернышова «Лучший ученик»! Февральский выпуск к бою готов.
Читайте нашу Лиterraтуру!
____________________________________________
Наталья Якушина (редактор Отдела драматургии):В этом номере публикую очень сложные пьесы на сложные темы.
Пьеса
«Каторжанка» Елены Коллеговой об известной певице Надежде Плевицкой, о её судьбе, полной приключений, страданий, поворотов… Мысли, озвученные в пьесе, актуальны и в наше время.
Пьеса
«Акулькин муж» Ирины Андриановой написана по мотивам одноимённого рассказа Ф.Достоевского и раскрывает проблему насилия в семье. «Бьёт – значит любит?»
Пьеса
«Прощай, Вова!» Сергея Менжерицкого о разрушении экологии в угоду жажде наживы. Острая сатира на нашу российскую действительность.
Вместо новой колонки «Персона» в этот раз публикую свой репортаж о
Лаборатории современной драматургии в Астрахани, на которой мне посчастливилось побывать.
____________________________________________
Иван Гобзев (редактор Отдела нон-фикшн):Представляем интервью с
Анной Родионовой (
«Не ключ и не шифр»).
Ольга Сульчинская о советском детстве – всем, кто родом оттуда (
«Музей советского детства»).
Ганна Шевченко и
Михаил Гундарин о поэзии и политике, а точнее о политике в поэзии – вечный вопрос, должно ли быть искусство аполитичным (
«Поэзия и политика»).
Павел Тетерский честно о детской жестокости (не спешим осуждать, вспомним Ивана Бунина и дикую птицу, которую он «с истинным упоением зарезал») (
«Осиная фабрика: воспоминания о детской жестокости»).
____________________________________________
Ольга Девш (редактор Отдела критики):Валерия Пустовая. В СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ(О книге: Евгения Некрасова. Сестромам. О тех, кто будет маяться. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.)
— третья серия критического сериала с подзаголовком «Как выйти из токсичных отношений?»: о магии и «перевёртышах системы».
Александр Чанцев. ИРЛАНДИЯ, ПОП-АРТ И ГОРБАЧЕВ(О книге: Robert Ballagh. A Reluctant Memoir. UK: Head of Zeus, 2018. 448 c.)
— по-русски, по-чанцевски про ирландского поп-арт художника и «деятеля культуры широкого профиля» Роберта Баллаха.
Эмиль Сокольский. ИЗ ПОТАЙНОГО СКЛАДА ПАМЯТИ(О книге: Юрий Ряшенцев. В кружащей лодке. – М.: Эксмо, 2019.)
— колонка о вызове унынию и «серьёзности», который читается в стихах Юрия Ряшенцева.
Олег Ауэр. В УТЕШЕНИЕ ОПОЗДАВШИМ(О романе: Игорь Гельбах. Опоздавшие // Новый Журнал, № 299, № 300, № 301, 2020.)
— отзыв на журнальный вариант нового романа Игоря Гельбаха, который, по мнению рецензента, обладает редким даром.
____________________________________________
Марина Яуре (редактор Отдела фантастики):Ольга Онойко. ЗЕМНЫЕ ИСТОКИРассказ Ольги Онойко – это маленький фрагмент сюрреалистической реальности, оборачивающийся каждый раз чем-то новым, в зависимости от того, с какой стороны на него смотрит читатель.
____________________________________________
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.htmlскачать dle 12.1