Редактор: Родион Мариничев Предисловие Родиона Мариничева: есть слова, по которым безошибочно угадывается хронотоп. Слово может “вспыхнуть” в тексте всего раз, коротко, но осветить его именно так, как его видел и мыслил автор. “Фильмоскоп” - как раз из таких. В стихах ташкентского поэта Натальи Белоедовой как будто ведут диалог те самые “бывшие дети”, когда-то жившие в одной стране и до сих пор сохранившие её где-то внутри и поблизости от себя. * * *
то, как ты произносишь моё имя
или то, как слегка напираешь на р
или то, как смеёшься
на не самых смешных историях
это всё
говорит о тебе
помню дерево вишню
в своём саду
её длинные гибкие ветки
и одежду из белой фаты
это дерево вишня и ты
говорят мне о чём-то забытом
и очень знакомом
* * *
так мне хотелось в тебя вглядеться
так мне хотелось найти это
детство
этот пруд
и скамейки в парке
эту осень
качели в небе
но отражение привирало
оно растекалось
необходимая
не находилась
малость
* * *
в летние дни моего детства
мы крутили диафильмы
в доме была одна комната
без окон
в ней было прохладней всего
прохлада от кирпича-сырца
мы
залезали на огромную кровать
выключали свет
и становилось совершенно темно
и не страшно
на белый экран пускали луч света
и тогда начиналось кино
вот лето сейчас
повторяется
найти бы мне тот фильмоскоп
крутить бы затертые кадры
и вслух бывшим детям читать
* * *
комната до того остыла
что стало казаться –
сейчас зима
за окном не было видно
тридцати пятиградусного июля
как птицы летят
или как дети купались
в бассейне визжали
кричали
я – надела носки
достала плед
заварила чай
* * *
это не отлежавшееся
сырое
из него вырастает другое
такое
а потом из другого растёт
предположим, куст
веточки листики
из куста вырастает
уже не куст
а большое дерево
из дерева – небо
вот с него плоды собирай
* * *
в этих огромных окнах
от потолка до пола
отражалось такое же небо
огромное чёрное синее
и листья его обрамляли
как кисти рук обрамляют лицо
когда погас свет в комнате
отражение стало ярче
листья кружились светились и пели
но ничего кроме осени
не происходило
на самом деле
* * *
помню
как ты учила меня музыке
мы выбрали одно лето для этого
кроме собачьего вальса
и к элизе
ничего не далось
зато
как ты играла
бегло
не глядя в ноты
ещё помню твоего учителя
он возил тебя с уроков домой
на велосипеде
ты говорила:
- он защепляет прищепками брюки
чтобы в спицы не попадали
ты рассказывала
и мы хохотали
как мы хохотали!
ФОСФОРНИК1
мы шли по разбитым камушкам витражей
они были похожи на капли крови
ты держал меня осторожно
под руку
вот там ласточки
вот тут барельеф
вот тут была сцена
а тут балкон
это разрушенное здание – как сон
мы в нём, как сон
я и ты – сон
2
я стояла на разрушенной сцене
как после войны
и читала стихи
рядам
сквознякам
птицам в окне
никаких людей
во мне – солнце
в тебе – солнце
стоящее в стороне
3
здание зачем-то разрушили
а потом забыли
дети камнями забили
окна
вот они капли крови
вот она жизнь утекает
смотри наблюдай
4
что-то неосторожное над головой
вспорхнуло
что-то тихое скрипнуло
за углом
чьи-то шаги
слышу мат
топот
выпрыгивает в окно
что он тут делал?
что я тут делаю?
5
если долго смотреть на разрушенное здание
видишь жизнь
в словах
кирпичах
замурованных ласточках
своде –
без потолка
оркестре –
без дирижёра
в отражении окон
без стёкол
г. Шымкент
* * *
шумная девушка сидит за столом
шумный парень сидит за столом
шумный парень заказывает два супа
один на сейчас
второй, говорит, на потом
ещё говорит о каких-то машинах
о каких-то успехах
смотрит на девушку
правая нога постоянно подпрыгивает
точно хочет вырваться
убежать
он придерживает её рукой продолжает
девушку убеждать
- куриный стейк суховатый
хотя, раз на раз не приходится
и они всё пытаются сойтись в разговоре
но никак не сходятся
* * *
разница между именем человека
и самим человеком
разница между названием реки
и самой рекой
вот тут мы с тобой
лёгкие мотыльки
сидим на скамейке
смотрим в сторону
вот тут мы идём по городу
разница между названием города
и самим городом?
я так пыталась уловить эту разницу
потом поняла – да какая разница!
* * *
фиксация памяти
на моменте
быть здесь а потом там
очень часто мне снится детство
шум улицы по утрам
я просыпаюсь и помню что-то
о тебе
обо мне
сне
это как быть в своём теле
а потом оказаться вне
* * *
мне до тебя не дотронуться
мыслью рукой
всё потому что ты оказываешься
в стране другой
другой тишине темноте немоте
когда я прихожу к тебе
в доме я тебя не нахожу
по двору брожу
по двору кружу
смотрю на дерево вишню
оно молчит
как и ты молчит
ни слова не говорит
_________________________________________
Об авторе:
НАТАЛЬЯ БЕЛОЕДОВА Родилась и живет в Ташкенте (Узбекистан). Член Союза писателей Москвы. Лонглистер премии им. И.Ф.Анненского 2019, шортлистер Корнейчуковской премии 2019, Премиальный список Волошинской премии 2022. Публиковалась в журналах «Интерпоэзия», «Сибирские огни», «Юность», «Урал», «Костёр», «Простокваша», «Звезда Востока» (Узбекистан) и др.
скачать dle 12.1