ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Вадим Месяц. О СОВСЕМ НЕЗДЕШНЕМ

Вадим Месяц. О СОВСЕМ НЕЗДЕШНЕМ





КОНЬ ДЕРЕВЯННЫЙ, НЕ ОЛОВЯННЫЙ КОНЬ

Конь деревянный, не оловянный конь
мохом оброс, перевернул свой воз
в полночь глухую раскрыта твоя ладонь
яблоки кубарем катятся под откос

с тайной вершины прохладно бежит вода
на заколдованной мельнице лает пес
время застыло, теперь уже навсегда
в прошлое утекают потоки слез

тихо иголка гуляет в твоей крови
маленькой рыбкой кусает столетний лед
что остается от нашей святой любви
только по речке лебяжье перо плывет

бедный возничий от горя совсем иссох
он разрывает, рыдая, свою гармонь
в темных глазницах коня прорастает мох
конь деревянный, не оловянный конь

в темной душе мужика прорастает стыд
звезды не лезут за словом в его карман
зимним морозом, он словно водой облит
и разрывает сверканьем сырой туман

он продвигается к станции, как слепой
там догорает последний в ночи огонь
если любовь, то ее обретет любой
конь деревянный, не оловянный конь…




КОРОБКА ОТ ВЕНТИЛЯТОРА
(рассказ)

Мы играли в прятки на дне рождения Инны Цимлянской.
В квартире царили иные нравы, иные запахи.

Гости прятались за шторами и пальто в прихожей,
залезали под кровати, кто-то скрывался в шкафу,
но Инна их легко находила. Она хороша знала
как свою небольшую квартиру, так и своих друзей.

Меня угораздило забраться в кладовку
(у нас дома ее называли темной комнатой).
Забившись под антресоли и задвинувшись пустой
картонной коробкой от вентилятора, я затаился.

Хозяйка уже пару раз заходила сюда,
шарила руками во тьме, не включая свет,
но в мою сторону даже ни разу не посмотрела.

Я изнемогал от восторга победы и тоски.
Прошел час. Может быть, больше.
Судя по звукам снаружи, меня продолжали искать,
даже позвонили родителям.

Я собрал волю в кулак, сосредоточился.
Решил не выходить, пока не буду обнаружен.
Мне хотелось поставить рекорд.
Я был упрям и азартен.

Время шло. Чтобы чем-то себя занять,
я открыл коробку и, к своему ужасу, обнаружил
в ней пластмассовую ногу в белом носке и черном
начищенном ботинке. Меня поразила культеприемная
гильза, приделанная к зубчатому суставу.
Поначалу я принял ее за вазу.

Я продолжил сидеть в своем нафталиновом укрытии
в обнимку со страшной ногой. Возможно, здесь был расчленен
манекен или казнена гигантская кукла.

Папа Инны Цимлянской умер несколько лет назад.
Зачем-то семья хранила в кладовке его протез:
все-таки часть родного человека, пусть и искусственная.

Прятаться нужно в таких местах,
о которых никто не хочет вспоминать.
А если и вспоминает, то с содроганием или со слезами на глазах…




ЛЮБОВЬ

Глянешь — и ясно, когда предаст.
Поставлю на десять лет.
Мертвой земли черноземный пласт,
словно стекло на свет.
В мертвой земле прорастет зерно.
Горечь сожми в горсти.
Рано ли, поздно — мне все одно.
Нам с тобой по пути.




МОНАШКА С АРБУЗОМ

Часики тикают гулко,
время не вяжется с грузом.
По городскому проулку
бежит монашка с арбузом.

В виде инопланетных
чудищ сидят на террасах
дамы в платках разноцветных,
их кавалеры в лампасах.

Им хорошо и приятно
кушать дырявую брынзу,
солнца вечернего пятна
фокусируя в линзу.

Им феноменом культуры
видится все, что случится:
гроб пронесут трубадуры,
лошадь шальная промчится.

Празднуют дружным союзом
или кронпринца хоронят.
Бегает баба с арбузом,
никак его не уронит.

Точится злато коронок,
слышится грохот из штольни.
И белоснежный ребенок
плачет на колокольне.




МЛАДЕНЦЫ

Младенцы в материнской утробе
с безжалостными лицами китайских
правителей глядят друг на друга,
перебирая четки грядущей войны.
Щурясь в отблесках северного сияния,
они спят, не обращая внимания
на крики иноземных проводников,
рычание сторожевых собак.
Мы создаем их на радость себе,
зная, что приумножаем скорбь:
на случай, если силы иссякнут
или наша дорога зайдет в тупик.
Близнецы внушают ужас одним народам,
но обоготворены другими.
Мы больше не знаем, кто есть мы,
поэтому просто идем на свет
по земле, лишенной ступеней.
Два болотных шара в твоем животе
трутся нагревающимися боками,
чтоб однажды, исполнившись превосходства,
вырваться из воды в настоящую бездну,
пытаясь разом заглотить весь ее воздух,
даже не пробуя его на вкус.




ЗИМНИЙ ДЕНДРАРИЙ

Чердаки заполняются птицами, как притоны.
Города умещаются в жизнь своего вокзала.
И природа, предчувствуя наши чудные стоны,
с головою уходит в мохнатое одеяло.

Значит, можно опять залечь беспробудным лежнем,
лишь бы только дожить до рождественского подарка.
Если что-то и говорит о совсем нездешнем,
то названья деревьев из городского парка.

Там, где прячутся на ночь за десятью замками
меловые дорожки, пустые дворцы беседок.
И огонь больших фонарей, разбегаясь кругами,
приглашает кого-нибудь пройтись напоследок.

Пьяный сторож обходит дозором залежи снега,
соблюдая с привычной прилежностью свой сценарий,
охраняя то ль от половца, то ль печенега
драгоценный, уже истлевший, былой гербарий.

И колючих кустарников ледяные каркасы,
по-монашески сжавшись в шерстяной мешковине,
переводят неизъяснимо простые людские фразы
на язык ботанической, полузабытой латыни.

И каждый цветок заколочен в дощатый ящик…
И теперь мертвецы, вдруг найдя в себе силы,
променяв свою жалкую роль на труды скорбящих,
должны прийти и оплакать эти могилы.




МОЛИТВА

матерь божия я с молитвою
перед лицом живым настоящим
не прошу поднять десницу твою
твоего рта говорящим
мне роднее стань моей матери
а пока сохрани маму мою
мастери судьбу нашу мастери
как молиться могу так молю
не дай ничего сиротского
разве мог посметь разве я
только нежного только плотского
пожелай мне темного странствия
если я всей брюшною полостью
снисхожу душою до нижнего
у меня все есть полностью
не дай ничего лишнего




* * *

Бабьи ласковые руки
спеленают теплый саван.
Лягут вьюги на поляны.
Я заплачу у окна.
Горе нашему ковчегу,
нашим мальчикам кудрявым.
Видишь, по снегу искрится
и катается луна.

Видишь, сердце побежало
по голубенькому блюдцу.
Наливными куполами
вспыхнул город вдалеке.
Вот и жизнь моя проходит.
Все быстрее слезы льются.
Слезы льются по рубахе,
высыхают на руке.

Заплутала моя юность
золотым ягненком в ясли
и уснула осторожно
на соломенной пыли.
Где мой чудный Китай-город?
Сердце плещется на масле.
Навсегда угомонились
под снегами ковыли.

В Китай-городе гулянка,
девки косы подымают,
оголяют белы плечи,
губы добрые дают.
А в раю растут березы,
а в раю собаки лают,
по большим молочным рекам
ленты длинные плывут.

Ах, куда же я поеду,
светлый мальчик мой кудрявый,
за прозрачные деревья
в легком свадебном дыму.
Поцелую нашу мамку
и за первою заставой,
словно мертвую синицу,
с шеи ладанку сниму.

Верно, я любил другую,
наши праздничные песни
помяни печальным словом -
я прожил на свете зря.
Новый день трясет полотна,
ветер стукает засовом.
И соломинка по небу
улетает за моря.







_________________________________________

Об авторе: ВАДИМ МЕСЯЦ

Родился в Томске. Окончил физический факультет Томского государственного университета, кандидат физико-математических наук. В 1993-2003 годах работал координатором российско-американской культурной программы при Стивенс-колледже (Хобокен, Нью-Джерси). Инициировал проведение восьми поэтических фестивалей в Америке и России. Редактор-составитель трех поэтических антологий, в числе которых «Антология современной американской поэзии» (совместно с А. Драгомощенко, 1996) и антология современной русской поэзии «Crossing Centuries: The New Generation in Russian Poetry» (cовместно с Джоном Хаем и др., 2000).
Автор более пятнадцати книг стихов и прозы, среди которых поэтические сборники «Календарь вспоминальщика» (1992), «Выход к морю» (1996), «Час приземления птиц» (2000), «Не приходи вовремя» (2006), «Безумный рыбак» (2008), «Цыганский хлеб» (2009) и романы «Правила Марко Поло» и «Лечение электричеством» (2002).
Лауреат Сетевого литературного конкурса «Улов» (I место в разделе поэзии, 2001), Бунинской премии (за книгу рассказов «Вок-Вок», 2005), входил в шорт-лист Букеровской премии (2002) и т.д.. Творчество Вадима Месяца высоко оценено Иосифом Бродским, Александром Зиновьевым, академиками М.Л. Гаспаровым и Вяч. Вс. Ивановым, отмечено рядом международных премий за литературную и культуртрегерскую деятельность.
Вадим Месяц – член союза Российских писателей, союза писателей Москвы, Международной федерации русских писателей (Мюнхен), Нью-Йоркского отделения ПЕН клуба "Писателей в эмиграции", «Межднародного ПЕН-центра» (Москва).
Стихи и проза переведены на английский, немецкий, итальянский, французский, латышский, польский и испанский языки.
В 2004 году Вадим Месяц организовал «Центр современной литературы» в Москве и издательский проект «Русский Гулливер» — одно из немногих издательств в стране, публикующих современную поэзию и инновационную прозу вне зависимости от степени ангажированности авторов на книжном рынке. С 2012 года Центр современной литературы и «Русский Гулливер» издают ежеквартальный литературный журнал "Гвидеон” с видео-приложением с сети-интернет.

Библиография:
«Тщетный завтрак» (М.: Водолей, 2014)
«Второй концерт Рахманинова как национальная идея» (М.: ЦСЛ, 2013)
«Имперский романсеро» (М.: Водолей, 2012)
«Поэзия действия» (М.: ЦСЛ, 2011)
«Норумбега: головы предков» (М.: НЛО, 2011)
«Цыганский хлеб» (М.: Водолей, 2009)
«Безумный рыбак» (М.: ЦСЛ, 2008)
«Не приходи вовремя» (М.: изд-во Р.Элинина, 2006)
«Правила Марко Поло» (М.: Запасный выход, 2006)
«Elviento que sopla de la fabrica de bomdbones» (Madrid: Ediciones hispano eslavas, 2006)
«Ветер с конфетной фабрики» (М.: Былина, 1993; Эксмо, 2004)
«Вок-Вок» (М.: НЛО, 2004)
«Кодекс Запада, Битники. Стихотворения» (составитель и переводчик книги Э.Фостера, Наука, 2003)
«Лечение электричеством» (М.: Терра, 2002)
«Час приземления птиц» (М.: Наука-интерпериодика, 2000)
«The New Generation in Russian Poetry» (co-editor, Jersey City, Talisman House Publishers, 2000)
«Selected Poems» (Brown University, 1998)
«A Guest in the Homeland: Selected Writings» (Talisman Publishers, 1997)
«Високосный день» (Печора пресс, 1996)
«Выход к морю» (М.: Мико, 1996)
«Современная американская поэзия» (соредактор и переводчик, Екатеринбург: Наука, 1996)
«Когда нам станет весело и светло» (М.: Былина, 1994)
«Календарь вспоминальщика» (М.: Советский писатель, 1992)




Фото Варвары Месяц, 5 лет

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
4 588
Опубликовано 05 окт 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ