Редактор: Нина Александрова Комментарий Нины Александровой: тексты Николая Смирнова переходят из русла обыкновенной конвенциональной поэзии во что-то совсем другое, в синтетический жанр между самостоятельным психоанализом, дневниковой записью и волшебными словами-заговорами. Здесь сухой анализ вдруг переходит в совершенно сказочную реальность с нелинейным восприятием мира вокруг. Обычный мир вдруг источается, плывет, превращается во что-то невероятное и неназываемое: теперь можно ловить «…в воздухе цвет - / Любоваться картиной / Того, чего нет».ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ...потому что рубцы
Дают эту способность -
Видеть цвет на полу,
Видеть цвет на шкафу,
Видеть цвет на дверях,
Видеть в воздухе цвет -
Любоваться картиной
Того, чего нет.
Потому что рубцы, -
Будь они тыщу раз
Хоть подарены, может,
Хоть куплены, в общем,
Без разницы, как
Они оказались, -
Безмолвный свидетель
Молчит слишком громко.
Я пытаюсь извлечь
Из-под цвета и слоя
Архаику, ценное,
Прежние смыслы.
Покрывало - плотней,
Его надо смотать
На шесток, чья длина
Не вместится в квартиру.
Я оставлю открытыми
Окна и двери.
Я пущу сюда птиц,
И стихию, и споры:
Я уверен, они
Поменяют здесь все!
Запах их и цвета
Совершенно другие!
За трехслойным бельмом, -
Будь оно на глазах,
Будь оно на руках,
В животе или сердце, -
Получается видеть
Цвет без изменений!
Стекла этого цвета
Когда-то ценились.
Стекла этого цвета,
Наверно, носил
Лорд Байрон, Марина
Цветаева тоже носила.
Таких стекол не брал
Валерий Брюсов.
И, скорее всего,
Не берешь их и ты
Тогда просто поверь,
Потому что представить
Помет и перья
Достаточно просто.
Потому что представить,
Что цвета на обоях
Пестрят, как в лесу,
Достаточно просто.
На дверях сукровица.
И теперь на лице
Дома этого пятна
Оранжево-сизые.
На спине его пятна
Черны, потому что
Кровь вышла из русла.
С дома сходит перчатка.
Я сердечно жал его руку,
И рука осталась в моей.
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТСовременный человек может позволить себе гораздо больше
Чем люди прошлых эпох
Не может позволить только
Пылкое изложение чувств
Ожидание несбыточных встреч
Жизнь мечтой о другом
Покорить человека во что бы то ни стало и сделать своим
Рыцарство и поэзия vs. эффективность и достаточное благополучие
Чувства стали инструментом
Или же помехой
В конвенционально успешных практиках
Чувства стали нарушителями границ
О которых прежде мало знали
Чувства стали прекрасны для смол толка
И неудобны для того, чтобы по ним жить
Поэтому влюбляясь, человек, каким мы его застали,
Не пробует объясняться в главном
Не несет цветы и не ищет случайных встреч
Не узнает о любимых привычках
Не совершает безумств в надежде быть замеченным
Не играет песен и не кричит признаний
Он садится перед зеркалом
Один, ведь беспокоить приятеля такой странной практикой
Значит поставить его в ситуацию,
Которая ему непонятна
Так вот, он садится у зеркала
Смотрит на того, кто смотрит на него,
И говорит:
- Знаешь?
У неё легкий взгляд и изящные тонкие движения
У неё такой спокойный интерес ко всему
Она хранит отношения и заботится о близких
Её жизнь полна движения и событий
Её радуют простые вещи — такие, как сон и еда
Она умна и надежна, и мыслит так, что я могу ей доверять
Она - рыжая бестия, которую я хочу.
После недолгой паузы тот из зеркала
(находясь с точки зрения физики на некотором расстоянии)
отвечает:
- Да, я знаю
У тебя легкий взгляд и изящные тонкие движения
У тебя такой спокойный интерес ко всему
Ты хранишь отношения и заботишься о близких
Твоя жизнь полна движения и событий
Тебя радуют простые вещи — такие, как сон и еда
Ты умён и надежен, и мыслишь так, что тебе можно доверять
Ты сам - рыжая бестия, которую ты ищешь.
Если первый герой опешил и удивлен, то
Ему надо некоторое время - дышать
Но лучше не тянуть.
И тогда он скажет:
- У меня легкий взгляд и изящные тонкие движения
У меня такой спокойный интерес ко всему
Я храню отношения и забочусь о близких
Моя жизнь полна движения и событий
Меня радуют простые вещи — такие, как сон и еда
Я умён и надежен, и мыслю так, что сам себе доверяю
Я сам - рыжая бестия.
Мем про половинки достаточно пошлый.
Но кратко описывает работу системы,
К которой герой купил ключ
После произнесения заклинаний
Волшебство случится
Влюбленность рассеется
Ни цветы, ни стихи, ни прекрасные вечера
Больше не нужны
Вторая половина скрыта в нëм самом.
Благодаря изучению лучших практик он знает это.
Бесконечный поиск себя
Трепетный восторг от встречи с глубиной других
Запредельные переживания со-бытия
Всё, что делало жизнь цветной и невероятно полной
Невероятно печальной и надрывной
Невероятно счастливой и яркой
Где-то здесь заканчивается и развеивается,
как молоко среди утренних сосен при восходе Солнца
будущим жарким днём
Да, где-то в этой самой точке пространства
В этом самом моменте
На прошлой неделе
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА(и Пастернак)
Курить на морозе - здорово.
К теплу прикасаться губами.
Как будто доверить тайны
Не существующей маме.
Держать за теплый палец
Придуманного отца.
Он на примерах покажет,
Что мир не имеет конца.
Помнить друзей далеких,
Которым рукой подать,
И тех, с кем водил разговоры,
И тех, кого не видать.
И всех немыслимых женщин,
Которых тепла нет рядом.
Всех мечт, канувших в утро.
Hasta la vista, до взгляда,
До взгляда Вселенной темной,
Кидающей звезды, как слезы.
Без ожиданий, полно!
Неплохо курить на морозе,
Неплохо курить с дождями,
В машине по жаркой погоде.
И не существующей маме
Сказать что-то важное вроде.
В дыму на морозе прозрачно,
Все мелкое - различите.
Я слышал, бывает по-разному:
У кого-то, вот, есть учитель,
У других, например, есть братья.
Я тоже себе их хотел.
И до сих пор неприятно,
Что мир имеет предел,
Что тишь, и листок не шелОхнется
Ни признака зги, ни привычных
Глотков, ни плескания в шлепанцах
За пламенем красно-кирпичным.
НАГОТЕЗеленея, смотрел: уходила в открытую дверь.
- Ты настолько прекрасна, что я не могу отпустить!
Ты в сентябрь холодный шагала...
-Но просто измерь
все дубовые бочки, что нам не придётся допить,
все леса не исхожены, взглядом не стёрты насквозь
города и луга, и заветные соты в садах.
...Не пришедшие гости впотьмах высыпают на мост
и глядятся на звёзды, искрящие в толще пруда.
Там, где кончимся мы, и начнутся чужие пути,
меня сдавит вопрос. Но мне страшно об этом сказать:
"Почему ты решилась, ведь ты не хотела уйти?".
И в молчаньи звучала, так ласково глядя в глаза:
"Я, как птицы и лисы, и овны, и ослики те,
Просто верю, и верю, и верю своей наготе.
Ну а ты, такой гладкий и яркий, что слепишь богов,
Просто верь, тоже верь, только верь - и ты будешь таков!
Ну а ты, такой гладкий и яркий, что слепишь богов,
Просто верь, тоже верь, только верь - и ты будешь таков!".
- Я, как птицы и лисы, и овны, и ослики те,
Просто верю, и верю, и верю своей наготе…
_________________________________________
Об авторе:
НИКОЛАЙ СМИРНОВ Родился в 1987 году в г. Екатеринбурге, учился на юриста и работал им. Основатель и автор песен проекта "Замечательный енот". Публиковался в альманахе "Поэтический марафон" Свердловского областного союза писателей, участник проектов "Чтецы", "Паеты" и "Стихи о...", лауреат региональных поэтических конкурсов.
скачать dle 12.1