Предисловие Леты Югай: Лиterraтра публикует победителей премии «Антоновка. 40+». Премия создана в память о доценте Литературного института им. Горького, филологе и писателе А.К. Антонове (1955–2018). Это одна из немногих премий для авторов старше сорока. Ученики и коллеги создали премию, которая поддерживает воспоминания о любимом преподавателе, и это включает участников и победителей в круг памяти. Подборка победительницы этого года Юлии Беломлинской, кроме того, и сама пронизана отсылками – эпиграфами, посвящениями, именами. Как будто хоровод друзей и коллег по поэтическому цеху держится за руки – в противостоянии окружающей тьме времени и страны, где «салют» рифмуется с «Вас убьют / А потом сольют // Вас убьют / А потом сотрут».
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Полине Барсковой
Все сидим по мышкам своим, норушкам
Прячемся по дырам своим, прорехам
Господи, пошли нам, твоим игрушкам
Не пятнаться грехом и пустобрехом
К празднику ты каждому кинь по дудке
Заверни потуже, навроде тубы
Господи, вели нам играть побудку
Золотой мундштук дай каждому в зубы
В лопухи и рельсы пройдем в параде
Рваною толпою, нестройной стаей
И за всех поваленных в Ленинграде
Встанем, опрокинем и вновь поставим
А к утру, в углу затеплим лампадку
Помолясь о корке для всякой твари
Господи, укрой меня, ленинградку
За ухо спрячь, как столяр хабарик
Нам бы только знать, что и завтра сыты
Нам бы только каждому по горбушке
Господи, укрой меня от обиды
Спрячь меня в карман, как столяр косушку
Хороша бы дудка, да не к обеду
Хороша побудка, да сон не в руку
Господи, вели нам играть Победу!
А потом вели нам играть Разлуку…
«…Пришло письмо печально
Что милый мой убит
И он теперь убитый
В чистом поле лежит
Взлетела бы я пташкой
Слетела бы туда
Все косточки б собрала
Земле бы предала…»
Питер 2005
ТАКИЕ ОЛИ
Оле Флоренской
«…Знаешь, Оля, по улице этой, где старинные стынут дома, в поединках сходились поэты, гимназистки сходили с ума…»
Булат Окуджава.
- Не могу выносить этот язык куцый
Этот жалкий лепет,
Говорила подруга, плача, -
Всем придет пора уходить,
Но если вернуться -
Лучше мне говорить
по-птичьи и по-собачьи
Я ответила ей тогда: – Не грусти, подруга
Давай жить в городах, где всегда на улице танцевали
По ночам глядеть на крупные звезды юга
Говорить друг другу: – кхвелапери каргадаа, генацвале…
А весной по-собачьи, по-птичьи или иначе
Небесами, гнедою, водою, или по суше
Побежим, полетим, пойдем, поскачем
На родной порог – блатной говорок послушать
В подворотне, что выведет к Летнему, или к Спасу
Говорила подруге подруга: – Тупишь, чика!
Отвечала подруга вторая: – Отзынь, кисо,
Твой последний папик – голимая жесть и мясо!
Вот такие теперь гимназистки, такие Оли
Но у наших как прежде, сердца и чулки рвутся
И по-прежнему, сходят с ума от сердешной боли
И строчат в мобилах стихи, языком куцым…
Питер 2016
САЛЮТ
Первый раз в первый класс – у нас
Над Невою трещит салют
Я иду – вспоминаю вас
Вас убьют
А потом сольют
Вас убьют
А потом сотрут
Чтобы нас не тревожить зря
Чтобы вечно трещал салют
В День Беслана – 1 сентября
Питер 1 сентября 2018
ЖИВОЙ
Глебу Горбовскому
Ленинградская школа:
«Чибиряк… чифирек…»
От оскала до скола...
И казенный ларек
Землячок полуношник,
На расческе сыграй
Наш раек и раешник
Светло-висельный рай
Светло-серое небо
Трусит детскую сыпь
Светлосердому Глебу
Еще горстку, отсыпь
Этих дней непогожих
Непригожих погод
Этих лиц непохожих
На хороший народ
Мелких суффиксов стая -
Наш нехитрый трючок
И заварка – густая,
Да не «крюк», а «крючок»
На такой не приладишь
Свой мешок костяной
Разве кепочку… плащик…
Вот и вышел – живой!
Ты в пеньковую дырку
Понапрасну глядел
Не смастырил мастырку
Протупил самострел
Акциозное щасте
Снова в чан моросит
Варикозная Настя
Светло-серым косит…
Ленинградская школа:
«Чувачок... старичок…»
От кола до прикола...
И еще черпачок.
Кушай ложку добавки
Пей чухонский настой
Ты один.
На полставки.
В школе полупустой…
РОТА ЗАДРОТА
Геннадию Львовичу Гольштейну
«…рота эрота…»
Лев Лосев
1. Страшная Тайна.
( голосом Наташи Романовой):
В группе Ля Минор.
Ля Минор – клевая группа
И я гордилась, что у меня такой парень.
Но однажды он открыл мне свою Страшную Тайну.
Он сказал, что раз в месяц – снимает тельник
Одевает фрачную рубашку и золотой жилет
И играет в джазОвой филармонии
У Гены Гольштейна
В оркестре «Саксофоны Санкт-Петербурга»
Он рассказал мне это – потому что
Хотел выглядеть в моих глазах
Интеллигентным
Но на самом деле он был
Обычная шпана с Ленинского проспекта.
Пил, курил траву и закидывался спидами.
Узнав эту Страшную Тайну
Я сразу его бросила.
Все знают, что джаз – это Отстой и Мясо.
А в ансамбле Саксы Питера играют одни Задроты.
2. Питерские Сироты.
«Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты…»
Анна Ахматова
Гольштейн играет на кларнете
Бьет ленинградский метроном
Вокруг чахотошные дети
И золотушные притом
У них испорченные зубы
И в легких злые табаки
У них наверченные трубы
И золотые мундштуки
Четыре слева – ваших нет
Четыре слева – ваших нет
Четыре слева – ваших нет
Играй, кларнет
Гремите, питерские сироты
В родное ржавое корыто
Вам все канавы нынче вырыты
И все дороги вам отрыты
Подбрила бровь свою зараза
По рельсам двинулся отряд
И голова противогаза
В окно кивает всем подряд
С огнем и кровью пополам
С огнем и кровью пополам
С огнем и кровью пополам
Играй, абрам
Под голос дудки перекрученной
Под незабвенный нафталин
Во славу Родины замученной
Ты вышел в поле не один
Трясите, питерские сироты
В родное ржавое болото
Не плачь, Рахиль
Сдавайтесь, ироды
Сегодня в бой идут задроты!
Бьет ленинградский метроном
Бьет ленинградский метроном
Бьет ленинградский метроном
Все об одном…
ВЕСНА НА СЕННОЙ
Вячеславу Курицыну
Все на Сенной как допа-топа
Тут с кошкой Курицын живет
Его угрюмая Европа
Верхом на курице плывет
Все на Сенной как шуба-дуба
Да только шуба велика
У старика из-под тулупа
Торчит СкорлУпа Старика
Все на Сенной как прига-рохе
Народ привычно давит мух
Лишь Курицын – горох эпохи
Привычно слепо-немо-глух
В его ушах желтеет вата
Цветет капустой борода
И занесло его когда-то
Сюда – неведомо куда
На эту гребану Сенную
Где русским потчуют с утра
Где встали, русский дух, почуя
И татарва и немчура
Немеет жыд, робеют ляхи
И бессарабы чешут лбы
Но Курицын в одной рубахе
Идет в сугроб своей судьбы
Ему выходит впору шуба
Топор выходит по руке
И отворяет баба-люба
Простоволоса, налегке
Все на Сенной по Русской Правде
Там рубят рубель серебром
И ноздри рвут за бога-ради
Язык оставив на потом
Все на Сенной как шито-крыто
Зима отходит коростой
Полно дырявое корыто
Отменной рыбкой золотой
А Курицын выходят с кошкой
На сей немыслимый уют
И угощаются окрошкой
И порют баб
И сбитень пьют…
Все на Сенной как хали-гали
И даже боле хай-люли
Но мы ли там не целовали
Своей заплеванной земли?
Питер 2011
_________________________________________
Об авторе: ЮЛИЯ БЕЛОМЛИНСКАЯ
Родилась в Ленинграде в 1960г. Окончила постановочный факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Работала книжным графиком, художником по костюмам в театре и кино. В 1989-2001 гг. жила в США, работала дизайнером тканей. В 2001 г. вернулась в Санкт-Петербург. Сейчас живет в Санкт-Петербурге и в Одессе. Член Союза Художников России. Член союза Писателей России. Работала колумнистом в журналах «Петербург на Невском», «Красный». Автор трёх книг прозы и публицистики: «Бедная девушка или Яблоко, курица, Пушкин», «Любовь втроем», «По книжному делу» и книга стихов «Песни бедной девушки». Участник сборника рассказов «Петербург-Нуар». Шорт-листер Григорьевской поэтической премии 2013, Лонг-листер премии Бабеля -2013, Победитель премии «Антоновка» 2022, (номинации «проза» и «поэзия»). Проза переводилась на немецкий, английский и китайский.