Стихи казахстанских поэтов о трагических событиях, произошедших в Алматы в начале января две тысячи двадцать второго года. Соболезнуем всем пострадавшим от этих преступлений против человечности.Вечная память погибшим.Скорейшего восстановления живым.___
Редакторы: Иван Полторацкий, Юрий Серебрянский.Фотография Марии Гордеевой.КСЕНИЯ РОГОЖНИКОВА
***
прислушиваемся к хлопкам
в Новом году
уже не петарды
светошумовые гранаты
неработающие светофоры
толпа идущая
по проезжей части
смерть
на улицах города
крупицы новостей
через телефонные звонки
скупой алматинский
талончик на интернет
вспомнили про телевизор
восьмилетняя дочь
записывает в дневник
"у нас идёт война
мы сидим дома
но в магазине рядом
уже есть хлеб
и картошка"
ОЛЬГА ПЕРЕДЕРОВ гулкой тишине тумана и тревоги особенно звонко падает на дно меня эта поэзия
Поэзия тревоги тумана бреда хаоса
Поэзия Танатоса
Замираю слушаю её эхо
...
В это странное время неизвестности накануне Рождества мне приснилось слово Бог которое я вырезала на пироге
А справа в пироге была дыра
Ведь это Сартр сказал что у каждого человека в душе дыра размером с Бога
В пироге моей души тоже такая дыра
АНАСТАСИЯ БЕЛОУСОВАжитель окраин
окуклилась
скопила
надышала тепло
братья и сестры мои по кокону
глаза их прояснились
руки освободились для объятий
время отпустить сандалии упархивать в балконные края
время читать стихи а не новости
слушать мысли а не ютуб
время в расплавленной карамели
янтаря
вязко и жарко
а потом "по три раза ходят на опознание: алматинцы не хотят верить в смерть"
протянулась пуповина
ледяной иглой всеклась в заворот пупка
10.01.2022, Алматы
РАМИЛЬ НИЯЗОВ
КолыбельнаяI.
аул уехал в даль
словно в волчью ловушку
ты залей слова мамá
в моё пустое ушко
укради меня туда где течёт
Есентай под родимый кров
а не вен фабричный
берёзовый сок
и красная сперма-краска
аткян чаем рассвета ставшая
мы пьём его ночью
и зубы крошатся
а по арыкам
то солёным то сладким
течёт ледяной
пресной кипяток
и до звезды достаёт
бирюза
на вкус что
будто святой была
II.
где Фурманова вспоротое брюхо
почему-то оказалось пусто
саркыт бедным стала пустота
богатым — садака
на весь чёрный свет поминальный плов
в белоснежном казане приготовь
от сглаза занавес алый навесь
в на солнце сгнившее мясо
что называлось бог
чистые бритвы руками грязными
положи под язычок
III.
семью звездами стакан
нефтью огранённый до дна
залей в каспийское море рта
сердце прополоскать
сигарету об грудь затуши
белый буран
попробуй вкусить
—
он почти как «берёзовый сок» —
как то самое
ненужное детство —
вкусный и ненастоящий
—
он почти что
святой
и признает ли мать
одного
из пропавших своих сыновей
по тавру
под отрубленным язычком
ВАДИМ ДЕРГАЧЁВО чем ты думаешь во время революции?
О том, что у тебя осталось мало тех, за кого ты переживаешь,
Все твои с тобой.
Старший сын сам о себе
Сообщает,
С отцом обозначились поздравлениями на Новый год,
С ним все в порядке.
Странно видеть в месенджерах горящий акимат,
Мимо которого ты каждый день гулял с коляской,
Как будто это не в твоем городе
Горит сейчас.
Во время революции нужно находиться
В ее эпицентре,
Как это уже было много много раньше,
Или находится подальше от нее
Революция придет сама,
Только ей придется
Перебрасывать себя через степь
Вагоны, пространства , вагоны
Перегоны, солнце, снег , степь
Машина скорой помощи на переезде,
Шлагбаум закрыт,
Солнце, солнце в снегу
Отражается огромное солнце
Катится по железно-дорожным
Путям
Катится к нам всем, в гости
На беш, на холодную водку,
На
Киргизский коньяк.
На радость, на счастье,
На снег, заметающий двор
Постковидного госпиталя,
Ехать и ехать в машинах по трассам к закрытым твоим городам,
С'едая твои пространства и запивая
Водой твоих водоемов
Ох, горькая моя,
Ослепленная, вбитая в наст,
От дорог расстилающаяся в две стороны, как пророчество,
Нескончаемая, нескончаемая
Земля
6 ЯНВАРЯ 2022Психически нездоровый человек
Входит в детскую больницу
И зайдя в палату
Пугает девочку,
Которая и так заикается
Заведующая отделением
Находит его, но не может сразу уговорить его выйти,
Уводит девочку к себе,
А за ним приезжают,
Через некоторое время, люди
Из психо-неврологического диспансера
К девочке прибегает ее мама
И пытаясь успокоить,
Плачет
Я бы попытался что- то сказать, о моем разбомбленном городе,
Самом красивом городе в стране, и о тех, кто завел в мой город моджахедов,
Но зачем?
Вот вам история с девочкой,
И этим человеком,
Почему в детское отделение
Можно зайти просто с улицы?
Почему у заведующей в кабинете стоят такие старые сапоги, а на ней
порванные больничные тапки ?
И почему она лечит детей в больнице, с сиротскими одеялами, и задирающимся Линолеумом
Почему она их лечит
И вылечивает
Белое солнце катится через снег, через степь, через тебя, через меня, через детей в больнице. Доброе белое солнце в морозной степи
(Карагандинская область,
9 января)
Колыбельная для городаЯ подержу тебя за руку,
Чтобы ты поспала, ты подержи меня за руку, чтобы я поспал.
Выключи свет, на свет прилетает тоска.
Нужно поспать.
Всех невинных разобрали уже ангелы по облакам -
Павших с обеих сторон примет господь
В сердце своем,
А захваченных в плен - отпусти фараон.
Всем
Нужно поспать.
(15 января)
ОРАЛ АРУКЕНОВАмама говорила
нет ничего прекраснее слова
ужаснее слова
папа говорил
нет ничего важнее истины
страшнее истины
внутренняя волчица шепчет
нет ничего сильнее крови
беззащитнее крова
я говорю себе не бойся
это всего лишь слова –
истина дом кровь
ИРИНА ГУМЫРКИНА
***
Этот город увековечен
В «Шаныраке» и «Акбулаке»,
В кетлинге и кибербуллинге,
В «Сулпаке» и реновации,
В исчезнувших трамваях,
Исчезающей мозаике,
В сгоревших памятниках
Советской архитектуры.
В январском тумане
Скрывается нечто ещё –
Если найдёшь какую-то связь,
Напиши петицию
В небесную канцелярию,
Чтобы было что рассказать
Следующему поколению.
***
И страшно так, Господи, страшно –
Уже невозможен побег:
Чернеет на площади башня,
И замертво падает снег.
За краем, за раем, за воем
Не видно, не слышно Тебя.
Нас перекроили без воли –
Узнаешь ли прежних, скорбя?
По буквам читай эсэмэски,
Молчи, как молчит «Телеграм».
Почти невозможно, но если –
Нас всех – отпусти до утра.
АЛЕКСЕЙ ШВАБАУЭР
посвящается
ВМ, ПБ, ИП, МВ, ИГ, РЖ, РН
***
мой брат
не любит меня,
сколько раз не пытался
обсудить с ним текущую ситуацию,
даже заходил
в гости - обсуждает только
с мамой
и то – по телефону
что мне
только на руку,
успеваю перекурить в подъезде
и проветрить майку –
мама не переносит табачного
дыма, а после развода
последние несколько месяцев
я живу у неё
моя бывшая
не любит меня,
но именно она
позвонила в семь утра
сказать, чтобы я не выходил на работу -
волнения начались днём ранее
про политическую ситуацию
лучше всего знает моя мама
благодаря моему брату
и не в последнюю очередь –
подруге:
центр города, бронетехника,
убивают наших ребят, прячутся
в подъездах; входные
двери легко поддаются открытию извне,
тем более, что дверь в квартиру
подруги – одинарная
... иногда
начинает казаться,
что общение через СМС
не так уж и плохо;
ДиВиДи,
которые достали с полки, но не смогли
найти к ним шнуров –
до сих пор рулят; депутат,
третьи сутки в записи
отдувающийся за распущенный парламент -
красавчик
из моих личных достижений -
заново освоил кнопочный телефон
и, надеюсь, не придётся передавать умение
детям
тридцать лет -
коту под хвостик,
на тридцать первый
просыпаешься в другой
стране с новыми правилами,
но гробы
всё так же обтянуты
голубым,
напоминающем своей символикой
оформление шоколадок
ЗАИР АСИМ
МЫ ТИШИНАмолчание невыносимо
безразличие птиц к событиям города –
первое что вижу в окне
нас поместили в слепую разлуку
без воздуха общения без возможности осязать
мы обречены говорить с собой
в своем неведении в невозможности соприкоснуться друг с другом
оторванные бессвязные
лицом к лицу с тьмой времени
вдруг мы узнали себя
узнали свое ничтожество свою бессмысленность незначительность одноразовость
молчу и трудно дышать сквозь молчание
навязанное невидимой силой
молчание невыносимо когда хочешь говорить
молчание невыносимо когда нет слов
нет места в которое выходишь и возвращаешься обратно
дом становится домом когда его покидаешь и возвращаешься обратно
любое место может быть тюрьмой
если не уходишь из него
в голове тьма в груди тюрьма
потому что не знаю кому принадлежит голос
мы обречены на невидимое столпотворение боли
вай-фай неуловим как воздух
можешь дышать им но его нет
интернет это голос глаза и уши
ты говорил себе и другим мой город моя улица
но твоим оказалось только тело
оторванное от пространства дыхание и черная речь
как попытка справиться с криком
когда ничего не остается кроме принятия разве это не опыт смерти
город исчез в тумане
машины без номеров безликие
как люди в масках
у нас нет ничего кроме стен в которые заперты
кроме деревьев что заглядывают в мертвые окна
сонная немая зима покинутые горы
я не хочу молчать я хочу идти дальше куда шел откуда уходил
ярость безлика ярость горит в голове как город
как чужой город который называл своим
с чем будешь биться со своей тенью
с буквами шагающими в голове
со своей неспособностью выйти из себя
мы просто тычемся тычемся в свое неведение
как нерожденные безликие безголосые
мы хотим желать но нас как будто нет
мы недосягаемы как мертвые
молчание невыносимо
не хватает воздуха чтобы уснуть
чтобы поверить в сон
за эти два дня неведения мы забыли
кто мы какое наше дело где живем
какой завтра день
мы не знаем куда смотреть
будущего не видно как своего затылка
ходишь вокруг себя чтобы найти обнаружить свою силу но ее нет
что утешит здесь в темноте лжи
почему мы должны молчать
почему мы должны не видеть
почему мы должны быть должными
я кричу в голову
задыхаюсь в комнате из которой сбежал
задаю вопросы словам
как будто я пустыня пересыпающая
черный песок из ладони в ладонь
в горле у меня темнота
в глазах стена
сухость во рту
под языком стекло
мы пустое место
мы тишина
КАНАТ ОМАР
***
не будем встречаться тревожиться мяться
ни с кем ни за чем
стерпев обезьяний детсад
который уж год
отправив планету в пике
со лба стерев конденсат
шагнув на разрыв
а ветер выкручивает стеблям суставы в степи
и отовсюду слышится шёпот
с-с-спас-с-сибо-о-о
за всё Тебя благодарю-ю-ю
за боль за смерть за ужас тех
ни почему и ни за чем
неубедительность страха
хуже его придумать почти невозможно
страданья не в счёт
они были записаны
в свидетельстве о прибытии
в кувыркающиеся корчащиеся хохочущие десятилетия
и мы замираем протерев зрачок
наблюдающий за нами по-прежнему
с любопытством
2022
_________________________________________
Об авторах:
КСЕНИЯ РОГОЖНИКОВА (ЗЕМСКОВА)Поэтесса, детская писательница. Живет в г. Алматы, Казахстан. Окончила Высшие Литературные Курсы (2007-2009) в Литературном Институте им. Горького, (г. Москва), и шестимесячный курс литературного мастерства «Мастер-класс» при ОФ «Мусагет», (1999г., г.Алматы, Казахстан). Печатается в российских и казахстанских литературных журналах («Тамыр», «Аполлинарий», «ЛитМикс», «Москва», «Нева», «Дружба народов», «Юность», альманахе «Литературная Алма-Ата», литературном портале «Адеби портал», журнале для детей «Балдырган».) Автор трёх книг — «Разница температур», «В ритме сальсы», «Чирк», и соавтор трёх книг. В рамках совместных проектов ОЛША с компанией Шеврон и American Space Almaty вела Детскую литературную мастерскую (2016 г.) и Летние литературные мастерские (2017 г. и 2020 г.) Ведёт семинар прозы и детской литературы в Открытой Литературной Школе Алматы (ОЛША, 2009-2020).
ОЛЬГА ПЕРЕДЕРОПоэт, переводчик. Родилась в Алма-Ате. Окончила литературные курсы ОФ Мусагет. Участвовала в Форумах молодых писателей России и Казахстана, в поэтических слэмах, участник поэтических фестивалей «Сөзыв» и «Полифония». Автор книги стихов «Протуберанцевыми танцами» (2018, Ridero). Публиковалась в Казахстане («Аполлинарий», «Ышшо Одын», Literra Nova), в России («Полутона», «Воздух», «Лиterraтура») и США (Reflect). Живет и работает в Алматы. РАМИЛЬ НИЯЗОВ Родился в Алматы. Выпускник Открытой литературной школы Алматы (семинар поэзии Павла Банникова, 2017–2018). Лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко (2019). Студент-бакалавр Смольного факультета СПбГУ. Редактор сайта «Полутона». ВАДИМ ДЕРГАЧЁВ Поэт, прозаик, журналист, издатель. Родился в Алма-Ате в 1969 году, живёт в Астане и Алматы, повести и стихи публиковались на сайте arba.ru, polutona. Автор двух книг стихотворений: «След на коже» (1994) и «Стихо» (2011).
АНАСТАСИЯ БЕЛОУСОВАРодилась в Алматы в 1996 году. Окончила магистратуру по специальности литературоведение в КазНПУ им. Абая. Выпускница семинаров поэзии, прозы и детской литературы ОЛША.
ОРАЛ АРУКЕНОВАПрозаик, поэт, литературовед, переводчик. Окончила немецкий факультет иняза в Алматы, школу менеджмента в Гамбурге. В течение пятнадцати лет занимала руководящие должности в международных компаниях и транснациональных корпорациях в сфере закупок. В 2018 году получила степень магистра педагогических наук по литературе в КазНПУ им. Абая. В настоящее время — научный сотрудник Института литературы и искусства им. Ауэзова, докторантка КазНУ им. Аль-Фараби. Произведения, статьи и переводы публиковались в альманахе LiterraNOVA, на литературном портале «Әдебиет», в журналах «Эсквайр», «Тамыр», «Простор», «Нева» (Россия), Za-Za Verlag (Германия), в сборниках современной казахстанской прозы и научных филологических изданиях. Дебютная книга «Правила нефтянки», выпущенная издательством Meloman Publishing в 2018 году, получила награду независимого литературного конкурса «Алтын Қалам» в номинации «Литературный дебют года».
ИРИНА ГУМЫРКИНАРодилась в 1987 году в г. Зыряновск (Алтай) Восточно-Казахстанской области. Журналист, редактор. Окончила семинар поэзии Открытой литературной школы Алматы (2017–2018). Стихи публиковались в журналах «Плавучий мост», «Простор», «Этажи», «Звезда», «Перископ», «Белая скала», «Формаслов», в альманахах «45-я параллель» и «Литературная Алма-Ата», на сайте «Полутона». Автор двух книг стихотворений.
АЛЕКСЕЙ ШВАБАУЭРРодился в 1978 году в городе Алма-Ата. В 2001 году окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «Искусствоведение». Координировал интернет-галерею по продаже произведений искусства в ОФ «Мусагет». В 2014-2015 гг. занимался издательской деятельностью в рамках собственного проекта «Подпольное книгоиздательство». Участник II фестиваля поэзии «Созыв» (Алматы, 2013) и второго литературного фестиваля «Полифония» (Алматы, 2015), поэтических чтений Post Poetry (Астана, 2015). Подборки стихотворений печатались в журналах «Новая реальность», «Новый мир», «Воздух», в газете «Ышшо Одын», в интернет-изданиях TextOnly, «Лиterraтура», Цирк Олимп+ TV. Автор поэтического сборника «Небесные носороги» (Самара, «Цирк Олимп», 2017).
ЗАИР АСИМПоэт и прозаик, живет в Алматы. Окончил механико-математический факультет КазНУ им. Аль-Фараби. Преподает математику и аргентинское танго. Автор книг стихов «Осиротевший крик сирени» (2010) и прозы «Письма в никуда» (2013).
КАНАТ ОМАРРодился в Павлодарской области. В 1996 году закончил Санкт-Петербургскую государственную академию культуры по специальности «режиссер киновидеостудии». С 1996 года жил в Павлодаре, с 2001 — в Астане. Публиковался в журналах «Арион», «Воздух», «Волга», «Новая Юность», «Простор», «Аполлинарий» и др. Участник антологий «Явь и сны: Новая поэзия Казахстана» (2001) и «Освобождённый Улисс: Современная русская поэзия за пределами России», а также ряда коллективных сборников.
скачать dle 12.1