ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Павел Артемьев. СНИЗУ ВВЕРХ

Павел Артемьев. СНИЗУ ВВЕРХ

Редактор: Иван Полторацкий





Комментарий Ивана Полторацкого: 

Театральный режиссёр Павел Артемьев вводит читателя в пространство концептуальной игры с фундаментальными привычками чтения: он предлагает ряд текстов, написанных снизу вверх, и рекомендует читать их таким же образом.

Это простое условие приводит к двум возможным стратегиям чтения: следовать строгим рекомендациям автора или нарушать их.

В первом случае выход из читательской зоны комфорта оказывается обманным манёвром – снизу вверх эти тексты прочитываются без дополнительного напряжения. Вертикальная инверсия не нарушает композиционной целостности стихотворений, самодостаточных и интересных вне зависимости от способа чтения. Стихи Павла Артемьева похожи на микропьесы об устройстве мира или незавершённые диалоги с лёгкой долей абсурда. Павел Артемьев обладает важным для поэта качеством – прямолинейной искренностью. Помноженная на прозрачность языка и особое внимание к деталям она создаёт эффект присутствия, вовлекающий читателя в лирическое сопереживание.

Если же нарушить волю автора и читать эти стихи привычным способом – сверху вниз, то можно столкнуться с возрастающим сопротивлением языка. Возникают семантические разрывы на стыке строф, незаметные при инвертированном чтении. Интересно, что сюжетная основа при этом не исчезает. То есть текст продолжает быть понятным, даже если он вывернут наизнанку. Можно сказать, что Павел Артемьев пишет нарративные палиндромы.

Футуристическая и реалистическая направленность этих стихов существует одновременно. Метаязыковая и метасюжетная поэтика функционирует в пространстве одного текста. Сталактиты срастаются со сталагмитами и превращаются в сталагнаты. А ручка волка из “Ну, погоди!” по-прежнему вызывает искреннее удивление.

Надеюсь, что собранная мной композиция из стихотворений Павла Артемьева также может быть прочитана как снизу вверх, так и сверху вниз, – от облака к дереву, и обратно.

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


ОБЛАКО

гора – это тоже
по сути
а так

и много чего еще
детский спортивный лагерь
магазины кафе инфраструктура школа
фермерские угодья
ремонтная база НЛО
известное место силы
недалеко от моря
ретритный центр село Перепелкино
ярмарка народных мастеров
повторно посредово ходят экскурсии восхождения
сдаются домики посуточно понедельно
с прекрасными видами в любое время года
катись-катись колобок
клубок
жадно-сосущий-жизненный-мед-из-тлена
все сливается в один
с вечеринками где
с тремя и более головами внизу между ног
молитва молитва молитва молитва
сохнут во чреве
издыхают во чреве
вопят во чреве
стонут
топят
издеваются
режут
кладут лицом вниз
со снами в которых врываются душат
с пожертвованиями на храмы монастыри детские дома
с токсичной дружбой-войной с другими горами
с маниакальными садистскими наклонностями психики
с разрушенными судьбами и смертями на совести
на миллионы долларов
с тайными долговыми обязательствами
и нескольких неузаконенных отношений
с многочисленными детьми от трёх браков
с серьезными оффшорными инвестициями
авторитарное
патриархальное
только более авторитетное
ОБЛАКО
гора – это тоже

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


БОГ

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


ЛЮБОВЬ

Ведь у всех в мозгу тоже есть
Она может тоже тоскует, бро!
Заходи ко мне. Посидим, покурим.
Это что за пьеса Шекспира Буря?
Даже если болею я за Динамо.
Реально можешь сказать мне прямо,
Михан! Иногда хоть включай мозга!
Он болеет по моему за ЦСКА.
Уходил дальше в ночь средь осенних луж.
Миша – это Джульетин муж.
И стучался в окно по ночам мне поэтому.
Миша очень сильно любил Джульетту.

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)

не для этого
здесь
я
милый
ОТЕЦ

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


СЫН


мой
а ты
твой о…нный отец
потому что я
чем ты и я
но нет никого ближе
меня нет совсем
сейчас
что мы были вместе
но это не значит
я был рядом с тобой
долгое время
потом
что меня не было
но это не значит
я был далеко
когда ты родился
это не займет много времени
послушай
тебе предстоит жизнь

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


МИР


не пригодится. Я про наш
надо, потому что это настолько далеко, что даже
то есть это даже воображать не
воображения.
... за пределами твоего бытийного

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


ДОМ


это наш с тобою
холоднее все и хуже
выше небо а потом
как внутри так и снаружи

псевдогены – ты и я
проживают в этих клетках
посмотри на е.еня
говоря о псевдогенах

словно лишний псевдоген
бродит призрак коммунизма
выделяя оксиджен
по китову организму

цедит офисный планктон
кит район многоэтажек
рыба лексус в нем закон
человечье море лажи

мы открыли до сих пор
мир каких в науке мало
вытекает на простор
из подземного канала

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


РОССИЯ


и вокруг
смерти нет
вуди аллен молчит
такая бесконечная рефлексия
а я все равно пишу его много лет

но не пиши
можно
он отвечает

для души ?
одно стихотворение
а можно я напишу
я говорю

как бродвейских огней неон
его освещает
цвет моего лица

он – не он ?
и молчу
я тоже смотрю

убеждает
и это как-то особенно
вроде как выжидает

и молчит

потому что так правильно
наверное
в образе вуди аллена
пришла ко мне смерть однажды

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


ДЕРЕВО


как
то что ты называешь собой
можно увидеть
внешние или внутренние
как им управляют обстоятельства
наблюдая за своим вниманием
можно заметить
на что направлено твое внимание
принимает форму того
как она
долгое время
наблюдая за своей душой
можно заметить
после долгого путешествия
возвращаешься в родной город
когда ты например
как оно мгновенно принимает знакомую форму
если внимательно следить за своим лицом
можно заметить
но ещё непонятно какую
силится принять некую форму
как твое лицо
можно заметить
где бы то ни было
когда впервые оказываешься
наблюдая за своим лицом
это можно заметить
дерево
точно так же как
есть нечто созданное эволюцией
а душа
это кривое зеркало души
ведь лицо
в котором находится человек
приобретает форму пространства
что лицо человека
думая о том
смотреть на дерево
вот оно счастье



(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


СЧАСТЬЯ
для
идиот
что ты
допустить
достаточно

 

(!!! этот текст следует читать снизу вверх !!!)


этот
текст
следует
читать
снизу
вверх







_________________________________________

Об авторе:  ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВ 

Артемьев Павел Григорьевич, род. 28 января 1985 года, г. Зеленоград. В 2001-2003 гг. учился в МГУ, факультет журналистики. В 2013 г. закончил ГИТИС, режиссерский факультет. Работает театральным режиссером.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 340
Опубликовано 01 фев 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ