ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Жанна Сизова. МОТЕТ – ЭТО ПТИЦЫ ХИЧКОКА

Жанна Сизова. МОТЕТ – ЭТО ПТИЦЫ ХИЧКОКА

Редактор: Анна Русс





История мотета началась в средневековой Франции, где к 13-14 векам мотет был важнейшим жанром хоровой полифонии и представлял собой политекст, в котором на разных языках (латыни и старофранцузском) одновременно звучали церковные и светские фрагменты (фр.«mot» – «слово», «изречение»).
Хорошо усвоенный в качестве музыкального жанра, в современной европейской литературе, в частности, в поэзии, мотет проходит лишь по касательной, и ему уделяется исключительно поверхностное внимание. В литературе до сих пор не было тщательно разработанной структуры жанра мотета.
Свою задачу я вижу в том, чтобы использовать широчайший потенциал, заложенный в мотете, и показать, что современное поэтическое мышление выходит за рамки привычного линейного чтения и восприятия текста, вбирая в себя важнейшие элементы драматургии и полифонической музыки. 



Белый мотет

1-й голос: Мороз в три градуса, а вишня вся в цвету.
2-й голос: как стыдно, стыдно, бело и стыдно́, так стыдно всё,
3-й голос: ………………………………………награда – красота!
4-й голос: носимое собой невыносимо, дориносима, симка, си бекар.

1-й: ..невмоготу от этого сиянья.
2-й:…… расцветшей вишни снегобелизна вы́тыкает глаза.
3-й: ……………«Жануся, не забудь надеть берет».
4-й: носимое собой невыносимо

1-й: Ослеплена! Я слепну. Я слепа́ (слепи́ца), спица (колеса), синица.
2-й: …..там души усопших горят и горят, пламя высо́ко и прямо.
3-й:……………не жалуйся, и вещи прибери, кругом бардак….
4-й: носимое собой невыносимо

1-й: :  Всё бе́ло и бело́, и совершенно. Совершено́. Завершено. Вершина.
2-й: ……………………………О, Авиценна! Мысль твоя бесценна обсценной лексикой.
3-й:  о чём ты мыслишь: Бога нет, о благе?
4-й:  носимое собой невыносимо

1-й: Ослепни, красота! Прозрей и слепни.
2:  Отворяй ворота́, пришла красота, на сытный каравай рот разевай.                                
3:  ………………………Прозревай и слепни, и снова прозревай.
4:  …………………………..Срывался с петель петел. Пыльцу и пепел пел, пыльцу и пепел.                                                



Мотет о  циниках и финиках

­­1-й голос: Циники, циники, поедают финики,
2-й голос: цепкой и цельной горстью в землю бросают кости.
3-й голос: ………………………………жара. На площади фонтан.
4-й голос: Циники и финики, финики и циники

1: Циник финику не враг, финик цинику не рад.
2: ………………… любовь христианская, о, где ты, отзовись!
3:  Циники и финики, финики и циники
4:  (опять нас заподозрили в еврействе).

1: Редкий циник, мягкий финик, мелкий финик – едкий циник.
2: Династия под ногтем капитала из демоса прикладывает брошь…
3: …………………………………финики и циники, циники и финики.
4: «Вон та самопридельная хоругвь – не тихий ли пикет?»

1: Циники и финики.
2……………… косточки циника зацвели пустырником.
3: «Ты что, сдурел? Ты мне стоишь на пальце!
4: Дева Дикий виноград, помолись за Лютоград!»

1: Косточки от финика прорастают фиником,
2: жива и невредима, и нетленна
3:  ……………………… утопленная в море Филомена.
4: (там финики и киники в киновии, прикинь…)

1: Цин-цин, сарацин! Не жалей терцин,
2: восстань во всей красе, гордыня и горгона!
3: ……………………………Финик-финик, не валяй, Финикию подымай!
4: «Попи -и-ить! воды подай, воды…»

Все:           финики и  циники, циники  и финики,
циники и финики, финики и циники.



Мотет о восемнадцати нелюбимых

1-й голос: Проныра, гопник, чмо, чернушник, бандюган, жиган…
2-й голос: дай разносолов диким псам сознанья………………………..
3-й голос: каратов восемнадцать в ожерелье, и каждый в бо́льшей степени противен...
4-й голос: филармонической  высокой тишиной ты нелюбовь свою воспой. 

1:   вот Г.,  безумица, опять ко мне влетела, чтоб  фиксой сумасшествия сверкнуть
2:   бенгальский огнь, бенгальский диалект, бенгальский тигр – ефрат,
3:  рогатый шлем, тевтонская погоня …………………………..
4:   тирольской шляпою, японским кимоно не оттенить безумства твоего!

1:   Восемнадцать нелюбимых, восемнадцать - манипуляторша, злодейка, и в родстве
2: ……………………………………………..да кто же ты такой, чтоб обличать?
3:  Силки захлопнулись железного капкана  гремучей речью критикана.     
4. …….Прости. простил. прощать. прощу….. и укушу, распотрошу, коко, шушу.

1:  Любовь христианская, обуза и морока! Господи, сотвори
2:  ……………………………………………………………. нагорную проповедь нелюбви!
3: Весь мир принять и полюбить готова, но этих восемнадцать – не могу.
4: кто же ты, человек,  долог норов, краток век.

1:   Моё второе «я», румянясь простодушьем, воскликнуло: «Как ты прекрасен, враг!»
2:   ………………………………(вот, мрак-тоталь, тухлятинкой хлестнуло, сейчас срыгну).
3:  где малость жалости -  склонись над ней, поплачь
4:……………притворщица, проныра, бандюган........ Клеймо тебе! Сургуч (стукач).

1:  о, недруг витаминный, ты полезен! Своей острасткою ты выточил меня!
2:    ……………………………..надеюсь, что нигде и никогда я не услышу вас и не увижу.
3: осьмнадцать недругов, осьмнадцать супостатов, а не пришить ли их?
4: …………Тя-нет.. ..лям-ку ….. зло-завод……Взвод!

1:  Чернушник, гопник, чмо, притворщица, проныра, бандюган – …. кураган!    
2: …..  спеши домой, сыночек мой, беги в высокие объятья нелюбви!
3: .:…………………… филармонической  высокой тишиной ты нелюбовь свою воспой. 
4: …  восемнадцать !.......................   испей собой   ……   испой  ……     воспой!  Гобой.



Мотет о ненаписанных текстах

1-й голос: Ш-шум, шу-шум, шм – шъм, шум, шр.
2-й голос:………………..это тексты идут, это воинство текстов.
3-й голос: Текст, который написан – пехота, где правит правый и левый фланг.
4-й голос: Но есть тексты  N - ненаписанных текстов овалы, шеренги,
сленг языка, который ещё не назван, не употреблён.

1-й: Точка-тире: азбука Морзе стучит зубами.
2-й: Орбитальные станции ловят сигналы,
объект -  числодробь пифагоровой секты,
детектирован месседж, язык неизвестен.
3-й: ……………………..это тексты идут, тексты N, а не песен!
4-й: Ненаписанны тексты из сверхдалёких предместий.

1-й: Ненаписанны тексты – это такая сила!
2-й: Услышать, прочесть их возможно невидимым усом,
3-й: Не практичным умом, а тем, что греки назвали «нусом».
4-й: Этот «нус» происходит в затылочной части или в брюшине,
в верхнем отделе - как говорят, «под ложечкой».

1-й: Если звёздные войны возникнут – между текстами N
и вот этими, в толстых журналах, в папирусах………. 
2-й: В лёжбища библиотек с необузданной силой ворвутся Годзиллы,
3-й: ……………этих замыслов, умыслов, чистых идей превращенье –
4-й: ………………………………………………оторвыши языка!

1-й: Тексты N – там, где линия мысли сильна, словно прут стальна,
где словесная шкурка расколота как скорлупа.
Слово сыплется, оловом плавится, оводом жалится,
2-й: ……………………………………тексты N не умеют нравиться.
3-й: Слово за́ слово, одним миром мазаны.
4-й: Ненаписанны  тексты идут в превосходстве над сказанным.

1-й: Ненаписанны тексты к началу мира восходят,
2-й:……………восхотят, хлеба-соли не имут, идут, надвигаются...
3-й: Тебе страшно один на один с тем, о чём умолчал,
4-й: ………………………….что заспал каждый ты, каждый я?

1-й:………греет руки  оракул мщения.
2-й: Ненаписанны тексты не для ясной погоды - для туч, где туман и мрак.
3-й: ……….в область блага и благородия – 
4-й: ……………………………..туда, где образы выше своего подобия.

 

Мотет, написанный в поезде, следующем по маршруту 
                               «Пейнтон-Лондон-Паддингтон» 
                                9 августа 2018 года

1-й голос: «Дорогие пассажиры! Поезд следует из Пейнтона в Лондон-
Паддингтон, время в пути 3 часа 40 минут».
2-й голос: маршрут – премьера. Английская ривьера!
3-й голос:…багаж располагайте.. удобнее почувствуйте себя…..
4-й голос: позвольте, моё место зарезервировано!
Голос кондуктора:
1-й: В нашем поезде вам не будут предложены кофе и чай. 
2-й: ……………Прохладительных напитков, воды нет у нас.
3-й: Алкоголя тоже нет – вина нет красного, нет белого, нет пива.
4-й: …………………………………………Чипсов нет.

1-й: Нет сэндвичей с беконом, с курицей, салатом – никаких.
2-й: ……………………………………пирожных нет и  шоколада нет. 
2-й: …………горячих блюд - нет, ни холодных.
3-й:……….. нет фруктов – яблок (зеленых и красных), груш, винограда. 

1-й: У нас мороженого нет – ванильного нет, шоколадного нет, фисташкового нет.
2-й:……… орешков нет – бразильских,  земляных и кешью .….
3-й: супов горячих нет – томата с базиликом, чоризо с кориандром нет…
4-й: все то,что есть, всего – нет, нет, нет, нет. 

1-й: Но банковской картой если…. хотите… всё это оплатить…
2-й: ……………то  банковские карты мы тоже не принимаем.
3-й: как весело…. какое чувство такта… приятный юмор…
4-й: ….. самоирония - типичная для нас, южан, острастка….

Все:          Приятной вам поездки!
чей-то голос:  Извините».

Кондуктора речь в поезде звучала. 
Но вскоре сам кондуктор таинственно исчез.

А пассажиры поезда с тюками, с чемоданами ривьерры 
до станции доставлены, до Солсбери.
Оставлены там на пустой платформе,
в городе известном
не только местным. 



Мотет «Птицы Хичкока»

1-й голос:  Клюнул кто́ в переносицу, в робкий затылок, в висок?
2-й голос:  Нелюдимец, родитель страхов, имя ему – Хичкок.
3-й голос:  Строчки вырвались из речевого потока -
4-й голос: ………………………………………..это птицы Хичкока, это птицы Хичкока

1-й голос: Затаённые птицы Хичкока на проводах выжидают момент,
2-й голос: ………………………..ты размяк, ты ослаблен -  они  залетают в мотет,
3-й голос: набивают когтё́м со значением татуировку
4-й голос: ………………………………………..это птицы Хичкока, это птицы Хичкока

1-й: мотет  - это хоррор, болезненный срыв сознанья
2-й: мотет - о – ра- то- ри –я
3-й:…………………………..…..оратория орфа, орфея, морфе́я, мо́рфия коромысло.
4-й:   Мотет -  это сколы, оско́лы, оскалы. Соколы-мысли, синицы.  По-мыс-лы.

 

1-й: Слышишь, Господи, скрытые смыслы?
2-й: Колодой игральной  спутан состав октав, интонацией меченые регистры.
3-й:  Мотет – это пьеса                      dramatic club                              
4-й: ………………………………это птицы Хичкока, это птицы Хичкока

 

Мотет, в кототром Антонио Самонс запрещает мне есть устрицы


Город скошенных улиц, сезон премьер. Месяц- р. Улица Мунтанер.
1-й голос: Поцелуй устрицы!
2-й голос: …………………устрицы навострили устья к устам, да уста пусты.
3-й го…………………………………….устрицы - океан без дна. Бездна!
4-й голос: январь… февраль…. март…. апрель

1-й: «Царский покой!» - Антонио сдвинул нависшие брови. – «Царский покой!»
2-й: ………………………………………..пусты уста от устриц…. Считай до ста………..Пусти!
3-й: расшатанная нервная система………………………..
4-й: май……… июнь…….. июль……. август………..

1-й: осклабился из-за устриц, махнул наотмашь рукой…..
2-й:  ……………пусты уста от устриц…….
3-й:……….. штурман Шуствиц…………… Аушвиц.
4-й:  сентябрь……….. октябрь………….. ноябрь………..

1-й: Устрицы французские: Шарль Бодлер, Апполинер, Верлен…
2-й: устрицы испанские, средиземноморские………..
3-й: …………расшатанная нервная система………
4-й: устрицы…. шустрицы… мастерицы…………..старицы……..

1-й: иди ко мне, о роскошь, я-аскет.
2-й:…………………………. не парься и найди себе айфон
3-й: без устрицы по миру не умру….. 
4-й: декабрь……январь….. февраль.. март…апрель….

В месяце, в котором есть буква р, писатель Антонио Самонс по необъяснённым причинам запретил мне есть устрицы. Это происходило в заведении Баркито, расположенном на углу Мунтанер в Барселоне. Антонио был зол и много курил.  Ему было хорошо известно, что я люблю устрицы.







_________________________________________

Об авторе: ЖАННА СИЗОВА

Сизова Жанна Дмитриевна, поэт. Родилась в Москве. Окончила филологический факультет Иркутского университета и Санкт-Петербургский институт богословия и философии. Книги: «Ижицы», СПб, 1998; «Логос молчания», СПб, 2009; «Монохон. Короткие истории о жизни в Иркутске», СПб, 2013; «Ощущения времени, выраженные в сегментах», СПб, 2014. Печатается в российской и европейской периодике. Живёт в Санкт-Петербурге и в Хаванте (Великобритания).скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 598
Опубликовано 19 фев 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ