ВНУТРЕННЯЯ МУЗЫКА
Когда мне непросто, я включаю внутреннюю музыку на максимальную громкость. Она звучит как полная тишина. Это дно той перевёрнутой доли секунды, когда я рождаюсь из собственных лопаток, в прозрачном речном воздухе. Мне хочется опереться на родственную руку, но я глохну от внутренних водопадов, не слыша своего имени. Тишина покоится в тигле окружающего шума, и слиток её будет невидим.
* * *
Моё молчание, как золото
в тигле
твоего молчания.
Ты решаешь,
сколько ему кипеть,
когда переполняться через край
и прорываться наружу.
Но ты не решаешь
судьбу слитка.
* * *
она слой за слоем счищает его лицо с холста
под ним лицо другого
светлые ресницы
настойчивые губы
запах сигарет
они похожи
только слушают разную музыку
и один носит рубашки
а другой свитеры и футболки
детский окулист
тыча указкой в нарисованную пирамидку
спрашивала
девочка что это
девочка плохо видела и отвечала это снег
ваша девочка умственно отсталая – сокрушалась окулист
на самом дне холста лежит снег
* * *
знаю ли я боль
когда я вспоминаю тебя
тысячи балерин под моей кожей резко встают на пуанты
в былых точках прикосновений твоих пальцев
много раз
я видела
их гладкие причёски
ФАШИЗМБратья, может быть, вы
И не Дон1 потеряли…
(А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…»)
Мне снова чуть больше двух лет,
и я слушаю паузы между бабушкиными словами.
Она говорит то по-русски, то по-немецки.
Слова нанизаны на фосфорическую нитку.
Видно свечение пауз.
Она смеётся – лет в двенадцать ей досталось плёткой
от батьки Махно.
Он скакал по её родной Макеевке
и от нечего делать стеганул любопытную девчонку.
С апреля 2014 у меня горит плечо.
На нём из моей крови и мяса вырастает голубь.
Тогда в Макеевке свирепствовал тиф.
Это что-то глубокое.
T-i-e-f
2 – каждая буква ударяется о землю, как мяч,
но не подпрыгивает вверх,
а проваливается,
уходя в глубокий колодец,
который сама и прорывает.
Звук получается густой, низкий, топкий, поздний.
Буквы в этом слове разной высоты.
«I» выше всех,
она, как ёлка, вокруг которой кружатся в хороводе остальные буквы.
Герои бабушкиных рассказов бесцеремонно уходят.
Я загибаю пальчики на незнакомых словах –
война… убит… погиб… пуля… взорвать…
Постарев на сорок лет,
смотрю новости в мобильном:
– На Украине запоздалая весна.
– Самолёт летел над Донецком, а упал на дно Дона (!). Все остались живы.
– В центре Харькова ищут бомбы.
– Несколько убитых на войне
поскользнулись у входа в рай
на фарше из перемолотых детских пальчиков.
– Никто не знает значения слова «фашизм».
________________________
1 Дон – река на территории России.
2 Tief – глубокий (пер. с нем.).
* * *
Размышляла о тех,
кто ещё погибнет
на гражданской войне,
в метро,
в упавшем самолёте…
А застилая детскую кроватку,
как решение всех проблем,
нашла в постели башмачок
с пухлой ножки
дочкиной куклы.
* * *
дочка вынимает странное существо из киндер сюрприза
ахает
снимает с барби босоножки на шпильках
надевает ему на лапы
отходит
любуется удовлетворённым взглядом автора шедевра
* * *
у всех дочкиных кукол вырваны ресницы
но зеркальце предательски молчит
МОЛЧАНИЕ
Тихий пасечник, соты твои пусты, как сады,
сиротея, просишь ещё немного родства.
Семена сухих губ превращаются в глиняные слова,
колосятся трещинами, шепчут – воды, воды,
но, увы, умирают, хоть сразу им пить даёшь.
Символ глиняных сотов в ладонях уже невесом.
Ты лишён дара речи. А клёны цветут кругом
и взахлёб хвалят нежный воздух, весенний дождь.
А в твоём сознанье зима, удушье, беда.
На молочном снегу ворох жёлтых умерших пчёл –
оболочки слов, ты их создал, понежил, прочёл
и, увидев их смерть, навсегда отпустил в холода.
Бросить соты пустые – решает пальцев суд!
Лучше выменять их на блага или продать с лотка.
Но кто скажет, что глина на языке не сладка?
Слаще мёда, когда к кадыку подступает зуд.
Пусть молчит, сколько может, униженная гортань.
Новых рек не услышать, пока запрещает снег.
Но дождёшься рождения – слово живое у рта,
словно чёрточка боли, даст наконец побег.
* * *
На посещение выставки Александра Колдера 9 июля 2015
кукла – форма
дар патины не знает её папиросных локтей
фарфор, с ямками на щеках, улыбается пока он девочка шестнадцати лет
между куклой и вещью разные виды молчания рисунки разных детей
человек стареющий но не старящийся пустая разбитая ваза изнанка след
кукла дышит ритмично раз в тысячу лет не доживая до второй строфы
вещь рождаясь питается сама собой а зрелая кукла кормится из чужих рук
между колдерами и младшими брейгелями – греческий дворик графы
тончайшее пространство-время не принявшее игру
homoludens подвесил гроздь винограда – стайку железных птиц или рыб
приручил невесомых проволочных звуковых циркачей
созерцатель как Бог обращается внутрь себя начинает дуть и ждать не-игры
художник возится с лошадкой и львом
он ребёнок ничей
кукла с сердцем ангела и химической колбой тела колышется над головой
у неё нет памяти мы населяем её своей нет маски ибо маска она сама
воздух рядом с куклой – часть вещи, они вместе вещь, он ключевой живой
и ты рядом со мной и в музее и в зерне светового письма
_________________________________________
Об авторе:
ЕЛЕНА ЗЕЙФЕРТ
Родилась в Караганде. С 2008 г. живёт в Москве. Профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор филологических наук.
Публиковалась в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Литературная учёба», «Новая Юность», «Волга», «Урал», «Крещатик» и др.
Автор книг стихов «Расставание с хрупкостью», «Детские боги», «Полынный венок (сонетов) Максимилиану Волошину», «Веснег», «Потеря ненужного» (стихи и переводы), «Верлибр: Вера в Liebe», русско-немецкой книги-билингвы «Namen der Bäume/Имена деревьев», сборника стихов и прозы «Малый изборник», серии книг для детей, книги критики «Ловец смыслов, или Культурные слои», монографий по литературоведению и др.
Победитель I Международного Волошинского конкурса в номинации «Стихотворение, посвящённое М. Волошину и Дому Поэта» (Коктебель, 2003). Лауреат главной литературной премии федеральной земли Баден-Вюртемберг (Штутгарт, 2010).
Член Союза писателей Москвы и Союза переводчиков России. Ведущая литературного клуба «Мир внутри слова» и литературной мастерской «На Малой Пироговке».
скачать dle 12.1