ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 221 сентябрь 2024 г.
» » Юрий Угольников. МАМОНТ ВЕЛИМИРА

Юрий Угольников. МАМОНТ ВЕЛИМИРА


Об одном маленьком секрете поэмы «Война в мышеловке»



Наш редактор делится небольшой литературоведческой заметкой о Велимире Хлебникове, вернее, об одном образе из его антивоенной поэмы.


Вот что мы знаем, например, о мамонте, не вообще, о мамонте, а конкретно о мамонте в поэзии Хлебникова? Ещё конкретней в его «Войне в мышеловке»? Там почему-то этот мамонт уподобляется «Войне Великанше». Точнее наоборот Война Великанша «Что волосы чешет свои от трупья» уподобляется – отождествляется с древним хоботным, которому Велимир предлагает крикнуть «Мамонт наглый, жди копья». Почему, однако, мамонт?

Да, конечно, существо древнее и архаичное, доисторическое и, можно сказать, страшное. Да, можно сказать, что человек, во время войны, отброшен в прошлое, до своего пещерного, дикого состояния. Но мамонт как-никак животное травоядное, почему, например, не пещерный лев, или медведь, или какой-никакой ихтиозавр? Ихтиозавры, надо сказать, до революции были популярны, именно они в это время в России главный символ всяческой архаики, не верите – читайте Антона Нелихова.

У Булгакова, позднее, в «Белой гвардии» не вся война, конечно, но хотя бы «бронированные тевтоны» и их машины действительно уподобляются именно древним ящерам.
Надо думать, однако, мамонт у Хлебникова появляется неспроста. Прежде всего, что такое мамонт? То есть, как мы его в общих чертах представляем? В общих чертах мамонт это такой волосатый слон (да простят меня палеонтологи, биологи и прочие причастные). И вот к слонам у Хлебникова отношение было совсем особым. О слонах он писал много и охотно: и в стихотворении «Слоны бились бивнями так» и в «Зверинце» (где слоны выпрашивают еду). Но интересней всего и важнее для понимания образа поэмы кажется текст «Меня проносят на слоновых…».

Как уже довольно давно объяснил Вяч. Вс. Иванов стихотворение это вдохновлено индийской живописью. Вернее конкретным мотивом: изображением составленного из человеческих тел животного. Таким животным мог быть не только слон, но Хлебников, видимо, был знаком именно с изображением состоящего из женских тел слона.

Если слон – это совокупность, соединение человеческих тел, то таким же соединением может быть и мамонт, только соединение это совершенно иное. Если в стихотворении 1912-го года соединяются, как уже сказано, женские тела и соединяются благоговейно и торжественно – несут «Бодисатву» и нового Вишну (читать – самого Хлебникова), то и война, конечно, тоже соединение человеческих тел… Только тел вовсе не женских, а мужских и несет этот, сложенный их мужских озлобленных и совсем уж не благоговейных тел, зверь не пророка, а саму смерть.

Разумеется, сказанное - только часть объяснения образа из поэмы: всё-таки мамонт, действительно слон волосатый (ещё раз да простят меня палеонтологи) и к образу волос у Хлебникова тоже стоит присмотреться, для лучшего понимания символики поэмы: волосы Хлебникова тоже имеют своё особое значение. В прочем, в этом уже разбирайтесь самостоятельно.

У этого сверхкороткого текста, должен быть какой-никакой вывод, ну что ж, пожалуй, вот он: если у какого-то автора вам что-то непонятно, попробуйте заглянуть в другие тексты того же писателя. Может быть, при дальнейшем погружении, всё-таки получится выстроить цельную картину, или окажется, что значит тот приглянувшийся вам образ нечто совсем иное, как знать.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
619
Опубликовано 01 июн 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ