ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Николай Байтов, Света Литвак. О КЛУБЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРФОРМАНСА

Николай Байтов, Света Литвак. О КЛУБЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРФОРМАНСА

Редактор: Юрий Угольников





Перформансы мы со Светой Литвак начали делать ещё до Клуба, сразу, как только познакомились в 1993 году. Первым перформансом была «Кротовая нора», и первое её исполнение было в салоне Руслана Элинина, в библиотеке на Первомайской. Затем «Кротовая нора» исполнялась ещё несколько раз, постоянно меняясь, обрастая новыми атрибутами, жестами и действиями. Второе исполнение было на фестивале «Чибиряшечка» в Костроме в ноябре 93-го. Дальше — уже в клубных наших акциях. Кроме «Кротовой норы» у меня в то время было ещё театрализованное исполнение моего рассказа «Клетчатый суслик» и рассказа «Фиксатор буквы» — вместе со Светой.

Между перформерами идёт вечный спор о двух разных подходах к этому  искусству и — соответственно — о двух разных его смыслах. Один подход: перформанс — это вроде спектакля, его можно повторять снова и снова и, в принципе, можно заменять в нём исполнителей. Второй подход: перформанс — это искусство уникального действия, сугубо авторское, и повторять его невозможно, теряется главный смысл.
Те перформансы, которые я буду здесь упоминать, в большинстве своём относятся к первому типу. Но Света впоследствии исполняла и уникальные перформансы, в которых я тоже иногда участвовал. И вообще она практиковала так называемое «перформансное поведение», когда каждый поступок в каком-либо художественном пространстве становится перформансом и они выстраиваются в почти «континуальную» последовательность.

Впервые мы заговорили о Клубе литературного перформанса в апреле 1995 года, когда устроили первый «Праздник рифмы» и пригласили в нём участвовать многих поэтов. Это происходило в «Гуманитарном фонде». Надо сказать, что в феврале того года умерла Нина Искренко. На вечере её памяти в музее Маяковского 27 марта 95 г. Света, Юля Скородумова и я восстановили её перформанс «Метаморфозы». И первый «Праздник рифмы» мы тоже посвятили памяти Искренко. Коллективная или «клубная» акция в каком-то смысле снимает антиномию «уникальное — тиражированное». Каждая клубная акция уникальна как событие, но состоит из фрагментов, которые могут переходить из одной акции в другую. (Кстати, «уникальное — тиражированное» — это, по моему мнению, одно из важных различий между изобразительным искусством и литературой, а может быть даже между менталитетами художника и поэта. Стало быть, наверное, и между их подходами к перформансу…)

«Праздники рифмы» потом стали ежегодными, продолжались лет десять (до какого точно времени — не помню). Вот например:
25 апреля 1996 г., Чеховская библиотека. 2-ой Праздник рифмы.
Участники:
Д. Кузьмин, В. Тучков, И. Иртеньев, И. Кукулин, А. Левин, Р. Элинин, П. Митюшёв, С. Литвак, Н. Байтов, Ф. Гримберг, Ю. Скородумова, С. Летов, А. Воловик, И. Ахметьев, П. Капкин, М. Щербина, Г. Лукомников, И. Яркевич, В. Строчков, Д. Нагишкин.
Кроме чтений: рифмованный покер, конкурсы: частушек, сквозной рифмы, самой плохой рифмы и самой лучшей плохой рифмы, буриме.
На Свете Литвак надета сбруя из ямбов на белом искусственном материале — квадратиках — работа Н. Байтова. Часть этих квадратиков роздана присутствующим, которые должны были найти себе пару.
Третий «Праздник рифмы» был — в 97-м — в «Крымском клубе» у Сида, четвёртый — в 98-м — в Доме самодеятельного творчества, рядом с клубом «Дом». Потом, наверное, все они происходили в «Зверевском центре».

«Официальное» открытие Клуба литературного перформанса произошло 22 ноября 1996 г. в «Георгиевском клубе»  у Татьяны Михайловской. Выступали: мы со Светой — «Кротовая нора» в третьей редакции, нам помогали аккомпанементом и вступительным проигрышем — два музыканта из Вятки, Максим и Роман, учащиеся 1 курса Гнесинской академии. Аккордеон и балалайка. Владимир Тучков — про Льва Толстого, Павел Митюшёв с новой пьесой на букву Ч. (Час «Ч»), Юлия Скородумова со стихами под музыку (Роман и Максим) и рекламными паузами, Владимир Строчков со стишком, Игорь Бурихин со звуковым экспромтом.
В конце 96-го года мы придумали перформанс «Торт» (сначала он назывался «Японская киноактриса») и первый раз мы  исполнили его на новогоднем вечере в театре «Перекрёсток». К этому времени у нас был ещё один совместный перформанс — «УНЕЁНЕЕЛАКЛАБОК», с пишущей машинкой и яблоками — который мы исполняли несколько раз (в частности, в «Георгиевском клубе» на презентации журнала «НЛО», № 16)…

В декабре 97-го мы со Светой в Самаре на фестивале «Текст как театр, театр как текст» показывали перформансы «Торт» и «Кротовая нора». Осенью следующего года в Москве, на фестивале «Флекс» исполнили перформанс «Путешествие» — длинный и сложный, целое представление, — с участием Сергея Летова и Владимира Строчкова. Насколько я помню, этот перформанс вскоре исполнялся вторично — в галерее «Spider & Mouse», но Летов и Строчков, возможно, в нём уже не участвовали… 

Кроме «Праздника рифмы», были другие клубные акции — «Литературный карнавал или Критический шабаш — вечер литературных скандалов» (декабрь 96-го, «Чеховская библиотека»; февраль 99-го, «Зверевский центр»), «Комментирование текста» (97-й год, «Георгиевский клуб»; там мы со Светой первый раз сделали перформанс «Колодцы» по стихотворению Зинаиды Гиппиус), «Легенды, истории и анекдоты, связанные с текстами» (97-й год, «Крымский клуб»). Такие действия с текстами как ругательная критика, комментирование, рассказывание легенд и анекдотов были представлены в виде перформативных художественных актов.

Но и главное действие с текстом, кроме исполнения — его издание или материально-графическое воплощение — было не обойдено вниманием Клуба.
20 февраля 1997 г. в галерее «Феникс» у Сида. Вечер бук-арта «Живая книга». Выставка книг и выступления:
Леонид Тишков представил книгу «Хрустальный желудок ангела» — слайдами, чтением, в сопровождении музыканта Михаила Ходаровского. Художник Михаил Погарский представлял книгу-дододекаэдр «Восемь небесных сфер» в четырёх обложках, а также книгу-картину шахматных партий (возможных). Павел Митюшёв — компьютерный вариант «Белой книги». Герман Лукомников — себя в обложке. Ры Никонова и Сергей Летов — 7 томов (листов рулонной бумаги с дырками для голов), шуршащие листочки при дуновении и книга-рама с разрезыванием полосок бумаги бритвой. Александр Бабулевич представил кирпич «Библиос», книгу автографов и книгу своих стихов. Дмитрий Авалиани показал свои листовертни. Света Литвак — выше пояса представляла книгу «Лабиринт ямбов» Н.Байтова, ниже пояса — брюки, расписанные листовертнями Д. Авалиани. 

В ноябре 1998 г. мы со Светой устроили клубную акцию «Литературная выставка» в галерее «Spider & Mouse». Участвовали Михаил Сухотин, Наталья Осипова, Анна Альчук, Александр Левин, Владимир Строчков, Игорь Иогансон, Света Литвак, Николай Байтов, Алексей Гоманьков, Игорь Иогансон, Юрий Нечипоренко, Герман Лукомников.
Весной 1999 г. в «Зверевском центре» я устроил выставку «Атораритет библио-». Участники — Валерий Орлов, Павел Митюшёв, Николай Байтов, Вячеслав Крыжановский, Анна и Михаил Разуваевы, Линор, Юрий Гик, Александр Бабулевич, Игорь Иогансон, Вера Хлебникова, Виктор Гоппе.
В дальнейшем наши акции, посвящённые бук-арту и визуальной поэзии, проходили в рамках «Биеннале поэтов».

В 2007 г. на IV биеннале — «Рукописная книга поэта».
Рукописные книги  в течение вечера делают израильские и немецкие поэты, в том числе: Гали-Дана Зингер, Никод Зингер, Нурит Зархи, Сергей Бирюков, Александр Бараш и другие. В программе:
- сообщение Ивана Ахметьева о рукодельных книгах Е.Л. Кропивницкого. 
- мастер-класс Веры Хлебниковой
- мастер-класс Николая Байтова
- выставка Юрия Гика: «Герои мэйларта» — работы немецких авторов Питера Нэтмейла и Хеннинга Миттендорфа. 

В 2017 г на X биеннале — вечер визуальной поэзии «Сигналы и знаки». Участники: Оуян Цзянхэ, Хань Бо, И Лэй, Цун Жун, Наталия Азарова, Михаил Вяткин, Валерий Галечьян, Татьяна Грауз, Татьяна Данильянц, Герман Лукомников, Валерий Силиванов, Михаил Сухотин, Андрей Черкасов, Евгений Харитонов, Николай Байтов, Света Литвак.
Кроме тематических акций мы устраивали специальные вечера перформанса, которые мы называли «академическими». Насколько я помню, было два таких вечера в интернет-кафе «Screen». — В январе 1998 года — «Вечер Академии литературного перформанса»: Света Литвак и Николай Байтов, музыканты Сергей Летов, Аркадий Кириченко и Татьяна Миронова. Исполнялся первоначальный вариант нашего перформанса «Путешествие». (И, кажется, тогда у нас уже был перформанс с экраном для слайдов и визуальным стихотворением Светы, который сначала назывался «Парус», а потом поменял название на «Флюорография»). В апреле 99-го — «Бред и фигня». Участники, кроме нас, — Игорь Иогансон, Анжела Романова, Герман Лукомников, Юлия Скородумова, Владимир Герцик, Вера Сажина, Татьяна Миронова. Третий «академический» вечер состоялся в «Зверевском центре» в 99-м году 20 декабря. Он назывался «Перформанс-номер». Участники, кроме нас, — Юлия Скородумова, Данила Давыдов, Андрей Воркунов, Владимир Герцик, Ольга Иванова, Сергей Шабалин, Герман Лукомноков, Павел Митюшёв, Алексей Каллима, Андрей Тавров.

Сейчас я подхожу к главным, как я считаю, изобретениям нашего Клуба: к перманентным акциям, т. е. к акциям, длящимся «всегда».
Первая из них — «Readymade = second hand» исследует действие «присвоения» текста. Мы собираем архив произведений, не имеющих авторов, т.е. таких текстов, авторы которых отказались от них по каким-либо причинам, и периодически делаем так называемые «ярмарки авторских прав», предлагая всем желающим присвоить эти тексты, т.е. стать их новыми авторами. Впервые ярмарка авторских прав была устроена  в марте 1998 г. в галерее «Spider & Mouse»,  в мастерской у Игоря Иогансона и Марины Перчихиной. 
Анонимные тексты были приколоты скрепками на верёвках, протянутых в мастерской. Посетители выбирали понравившиеся тексты, Николай Байтов подтверждал акт передачи авторства росписью на листе. Туда же ставилась печать. Один-два текста отдавались в руки бесплатно. Третий текст (для осознания ответственности присвоения) продавался за 10 р., четвёртый за 100 и т. д. в геометрической прогрессии. Николай Винник взял два экземпляра прозы и купил ещё на сколько у него хватило денег. Попросил у Николая Байтова взаймы, и купил ещё один. Все присвоенные прозаические тексты он тут же порвал на мелкие клочки с восклицанием: Ненавижу прозу!
Авторы, присвоившие тексты, исполняли их публично уже как свои, окончательно закрепляя за собой авторское право. 

Затем ярмарки авторских прав проходили: 
- в сентябре 99-го в «Зверевском центре» в рамках фестиваля «Неофициальная Москва»; 
- 3 ноября 2005-го в Сербии, в городе Сента, на фестивале «Святые и шуты» (там мы пополнили архив сербскими текстами); 
- 24 января 2011-го в ГЦСИ на  мастер-классе "Литературный перформанс"; 
- 9 апреля 2014 года в магазине «Книги на Даче»;
на очередной ярмарке авторских прав тексты присвоили: Данила Давыдов, Дмитрий Данилов, Юлия Скородумова, Юрий Угольников, Ирина Лагутина, Наталья Харитонова (ИМЛИ), Данил Файзов, Александр Курбатов; сдали тексты в архив: Данила Давыдов и Дмитрий Юрченко;
- в июле 2017-го в Литературном музее на выставке «Литературная Атлантида».

Другая перманентная наша акция — это «Лесная библиотека». Она существует с 2005 года. Книги приносятся в лес, в определённое место (станция «Заветы Ильича» по Ярославской железной дороге), и там оставляются, начинают жить природной жизнью. Два-три раза в год туда совершаются экскурсии — для пополнения библиотеки и наблюдения за старыми книгами. Иногда какие-то старые книги, пролежавшие там несколько лет, забираются оттуда и экспонируются на выставках. Например, на VI Международном фестивале экспериментального искусства и перформанса в Санкт-Петербурге,  в Манеже, 12-24 августа 2006 г.  была экспозиция, посвящённая «Лесной библиотеке».И затем  в Тарту, в феврале 2007-го. в галерее «Раел Артел» на выставке «Tekstist masinani» («От текста к машине»). Потом  на книжной ярмарке «АРТКНИГА и Рукиздат» в галерее «Артплей», в Москве.

В Тарту оставили наши книги и сказали, что сделают филиал библиотеки, но мы этого не проверяли. А вообще, филиалы сделаны в г. Сента, в Сербии — в ходе фестиваля «Святые и шуты», в ноябре 2005 г. и в Киеве, в мае 2010-го на фестивале «Киевские лавры».
Третья перманентная акция — премия «Бродячая собака» (с 2019-го — «Бродячая черепаха»). Она была учреждена в 2001 году. Она возникает абсолютно случайным образом один или два раза в год на каком-либо литературном вечере и присуждается либо выступающему в этот вечер литератору, либо слушающей публике. Размеры премии также определяются случайным образом. В разные годы она выдавалась в рублях, долларах, евро, полудрагоценных камнях, в виде книг, спиртных напитков и даже живых щенков. Хотя это не заложено было в замысле, но реально получилось так, что эта премия поощряет «тусовочность»: чем больше человек выступает или просто присутствует на вечерах, тем больше у него шансов стать лауреатом. Например, Данила Давыдов, кажется, уже четырёхкратный лауреат — в разных ипостасях: то публики, то выступающего…

Опишу ещё несколько наших тематических акций.
«Поэтические кабинки». Это проект Александра Курбатова, осуществлённый дважды в «Зверевском центре». Суть его в том, что поэт читает стихи один на один с конкретным слушателем. Поэты сидят каждый в своей кабинке, а слушатель выбирает какого-нибудь из них и заходит к нему. Это происходило в зале  30 апреля 2012 г.  (кабинки были построены из чего попало), и затем 17 февраля 2013 г. на заднем дворе (кабинки были построены из снега). А в 12-м году в сентябре это было ещё раз в Коломне на книжном фестивале «Антоновские яблоки». Три или четыре кабинки были устроены в резиденции «Арт-коммуналки», в комнатах и чуланах. Остальные поэты сидели в помещении бывшей бани, в резервуарах бывших бассейнов, открытых и обозреваемых сверху. Поэтому называлось это уже «Поэтические бассейны». Каждый в своём бассейне обустроил себе нечто вроде комнаты или творческого пространства. И читали уже, конечно, не один на один. Поэтам дали мегафоны, и они читали — вместе или порознь — вверх, где стояла и ходила публика. Хотя иногда кто-нибудь и спускался к поэту в комнату, чтобы тот почитал ему лично. Мы со Светой исполнили там перформанс «Колодцы» в её бассейне.
Акция «По-ем» произошла 23 марта 2013 в «Зверевском Центре». В её основе — проект Павла Митюшёва. Он читал цикл стихов на тему еды и затем подробно готовил некое блюдо «blanchot des hivernelles» с дичью, перигорскими трюфелями и амазонской гуараной. 

Затем — общие чтения. Каждый приглашенный поэт должен был читать свои стихи, в которых есть любое упоминание о еде, и во время прочтения выкладывать тот или иной воспеваемый продукт на стол. В акции участвовали: Николай Байтов, Владимир Герцик, Данила Давыдов, Александр Курбатов, Евгений Лесин, Света Литвак, Александр Макаров-Кротков, Владимир Тучков, Юрий Угольников, Елена Дунская, Алексей Сосна, Наталья Азарова, Михаил Вяткин, Дмитрий Юрченко.

Акция «Литературный свинг» происходила 13 мая 2013 года. Несколько «литературных пар», известных в нашем сообществе были перегруппированы по жребию и должны были выступить с новыми партнёрами почти спонтанно — после пятнадцатиминутной подготовки. Пары были такие: Максим Амелин — Анна Золотарёва, Игорь Набоких — Юлия Скородумова, Николай Байтов — Света Литвак; Андрей Полонский — Анастасия Романова, Татьяна Зима — Кира Фрегер, Алексей Денисов — Елена Круглова, Андрей Воркунов — Алиса Орлова. В результате жеребьёвки они перегруппировались таким образом: Света Литвак — Кира Фрегер, Николай Байтов — Андрей Полонский,  Татьяна Зима — Алиса Орлова,  Андрей Воркунов — Анна Золотарёва,  Анастасия Романова — Игорь Набоких, Юлия Скородумова — Алексей Денисов. Публика была так увлечена выступлениями, что самостийно учредила и присудила призы:
- лучший свинг (куртуазная парочка): Анна Золотарева — Андрей Воркунов;
- глубина взаимопроникновения и взаимодействия: Николай Байтов — Андрей Полонский;
- красота жеста (приз зрительских симпатий): Света Литвак — Кира Фрегер;
-лучшая пара (к тому же продемонстрировавшая наибольшую любовь к миру и высокий уровень юмора): Юлия Скородумова — Алексей Денисов.

Акция «Войны поэтов» проходила в «Зверевском центре» и состояла из двух серий: «Поле брани» (28.05.16) и «Поэты против» (21.11.16). «Поле брани»: поэты заранее распределились на несколько групп — «Гнев и похоть», «Страх и трепет», «Шум и ярость», «Буря и натиск», «Стыд и позор», «Гром и молния» — и читали стихи, которые в наибольшей степени способны отразить эти тематические двойни.  То же самое было сделано и на вечере «Поэты против», только там было две группы: «Поэты против» и «Поэты не против».
Опера «Я — Лю Сяобо» — в поддержку китайского поэта-диссидента Лю Сяобо, сидевшего в тюрьме — была поставлена в клубе «Проект ОГИ» 20 марта 2011 г. Арии исполнялись импровизированно по текстам его «Хартии 08» под музыку Алексея Макаревича. Участвовали: Дмитрий Дерепа (переводчик с китайского), Евгений Лесин, Алексей Сосна, Михаил Вяткин, Анна Голубкова, Николай Байтов, Света Литвак, Юлия Скородумова, Елена Степанова, Алексей Денисов, Елена Круглова.

«Ленин-опера» была поставлена в «Зверевском центре» 5 апреля 2017 года. Автор идеи — Валентин Дронов. Он предложил сделать оперу из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Опера создавалась во многом импровизированно. Текст поэмы был разбит на «голоса». Музыку создавали Алексей Макаревич, Роман Езык, Валентин Петриченко, Роман Шебалин (фортепиано). «Голоса» исполняли Валентин Дронов, Алексей Денисов, Елена Круглова, Елена Семёнова, Юлия Скородумова, Данила Давыдов, Юрий Угольников, Александр Курбатов, Света Литвак, Николай Байтов.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 043
Опубликовано 23 сен 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ