Колонка Анны Аркатовой(
все статьи)
Есть такой анекдот. Тонет человек. Все видят, волнуются – но плыть за ним никто не решается. Вдруг со скалы прыгает смельчак, спасает несчастного. Они вдвоем на берегу – вокруг люди, журналисты. “Скажите, – спрашивают спасателя, – откуда в вас столько смелости?” «Сейчас скажу, – отвечает герой, – только найду того гада, который столкнул меня со скалы».
Это любимый анекдот моей подруги. Ей 87 лет. Восемь месяцев назад она друг за дружкой сломала обе ноги. (Одну – по дороге в бассейн, вторую – прямо в больнице после операции по поводу первой).
Она провела три месяца в неподвижности, потом еще три в слабых попытках просто стоять, гимнастике на балконе и прогулках в инвалидном кресле с сиделкой.
Вчера она – напоминаю, героине 87 лет – вернулась из города Дубай, куда втайне ото всех домашних одна улетела на курорт. Билеты купила давно, когда передвигаться без ходунков вообще было невозможно.
Прошу обратить внимание на последнюю фразу – когда ходить самостоятельно вообще было невозможно.
Во время ее заплывов – а на курорте дама плавала в море три раза в день – мир начал бомбить коронавирус, и страны одна за другой принялись закрывать границы. Всё, что сделала моя подруга – попросила служащего отеля узнать, не отменен ли ее рейс в Москву. Оказалось, не отменен. Героиня спокойно отправилась на пляж. У нее в запасе еще 4 дня.
Когда я созвонилась с ней уже в Москве с приветствием: «Господи, да как вы на это решились!»– первое что я услышала, был тот самый анекдот про спасателя. «Если бы жизнь не бросила меня с расчетом утопить – я бы никогда и не узнала о своих силах!» – так моя подруга 87-ми лет, между прочим профессор, истолковала для себя этот анекдот.
Знаем ли мы себя? Что требуется, чтобы мы столкнулись лицом к лицу со своим я? Отважным, пугливым, мнительным, раздраженным, суперорганизованным, лукавым?
Давно уже перестали реагировать на стресс – а он у нас на завтрак, обед и ужин! На перемену мест – подумаешь, три часа, и я на океане! На смену партнера – у меня завтра в тиндере двадцать таких будет!
Но что-то же должно остаться, чтобы заставить тебя провести инвентаризацию на личном жестком диске? Ну не ноги же ломать, в конце концов?
Тишина, которая обвалилась невиданной породой на наш привычный режим, – это наша доступная випассана, даровая самоизоляция, погружение и распознавание собственных границ. Привыкли, что границы – обязательно с кем-то. Но ведь мы граничим еще с собственными стандартами, страхами, привычками.
Я – это плоская поверхность камня, с которой сделаны литографии. С ними я выхожу к другим, чтобы меня приняли за свою, пожалели, одобрили. Литографий множество – исходник один. И только тот, у кого освобождены руки, способен осязать глубину каждой насечки. Нам кажется, что мы заперты – на самом деле вольны как никогда. Так что приятной встречи с самим собой!
скачать dle 12.1