ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Алексей Ланцов. ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКАЯ СТРОФА»

Алексей Ланцов. ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКАЯ СТРОФА»


(Дневник участника)

30.05.19

От Хельсинки до Риги лёту час с небольшим. Утром загружаюсь в самолёт региональной авиалинии. На улице тепло, тихо, пасмурно, сонно. Приятный канун лета… В рижском аэропорту настигает сообщение от Юры Касянича. Юра инструктирует, как добраться до города. Читаю инструкцию, и в памяти начинает всплывать подзабытая топография Риги. Что ж, вот и снова свиделись.
В кассе вокзала беру билет на электричку. Место базирования участников фестиваля – Дубулты, Дом творчества писателей. Еду туда.
Устройство общественных мест в Риге практически российское. Люди вокруг тоже как будто наши. До слуха долетает, в основном, русская речь. Но надписи повсеместно на латышском. Для свежего наблюдателя такая картина не выглядит гармоничной.
Итак, Дубулты. 

В 2012 году в Доме творчества веселилась шумная компания съехавшихся на «Балтийскую строфу» поэтов. Соберётся ли она в этот раз? Симпатичная девушка Сабина выдаёт ключ от номера. В номере две комнаты: в одной буду жить я, в другой поэт и переводчик из Вильнюса Виталий Асовский.

Выхожу во двор, ностальгически оглядываюсь вокруг, ищу удачные ракурсы для фото. Писательская резиденция прячется в листве. Бедный деревянный блиндаж бесконечных войн настоящего с прошлым. Снова сажусь в электричку и еду в Ригу – на открытие фестиваля. Мысли кружат вокруг Дома творчества. Захожу в Фейсбук и пишу этот пост: «Дом творчества писателей в Дубултах (Юрмала) появился в 1946 году. Долгое время он состоял из нескольких дач. В 1970 году было построено десятиэтажное здание на 90 номеров, вмещавшее в высокий сезон до двухсот человек. Вокруг был прекрасный парк, совсем рядом – море. Судя по воспоминаниям, место было очень популярно у советских писателей – здесь перебывали все тогдашние классики. Здесь они и работали, и отдыхали, и подлечивались. В 80-е строились планы по расширению Дома творчества, но жизнь, увы, распорядилась по-иному... Сейчас Дом творчества – только этот небольшой флигель, который в прежние времена назывался детским корпусом (по причине того, что в нём селили постояльцев с детьми). Нет и парка... Находится Дом творчества на улице поэтессы Аспазии (1865 – 1943). Хочу сказать, что место это и мемориальное, и, вопреки всему, хранящее нечто от творческого духа своих лучших дней». Время в дороге проходит незаметно.

В Риге мне необходимо найти Балтийскую международную академию, где пройдёт презентация поэтического альманаха «Письмена». Иду по рижским улочкам. Как живёшь, красивый, грустный, усталый город, затянутый в это время года нежной дымкой зелени? Дважды я приезжал в Ригу на «Балтийскую строфу» – в 2012 и 2013 годах. В 2012-м мы жили в Дубултах, в 2013-м в каком-то студенческом общежитии.

На презентации шумно, оживлённо. Модерирует Юрий Касянич. Он не только поэт, прозаик, переводчик, но и многолетний редактор-составитель вышеупомянутого альманаха. Один за другим выходят читать поэты – авторы альманаха. Я записываю имя и фамилию. Если не удаётся расслышать фамилию (плохая акустика), оставляю пробел. Плотный поэтический поток разбавляется песнями под гитару. Итак, выступили: Александра Бандурина, Наталья Бельская, Владимир Ореховский, Стелла Астрова, Владимир Новиков, Вячеслав Лопухов, Милена Макарова, Анастасия Лиене Приедниеце, Лана Степанова, Татьяна Соколова, Эльвира Поздняя, Александр Живец, Ирина Зиновчик, Евгения Ошуркова и другие.

Вечер длится более двух часов. Возвращаюсь в Дубулты вместе с Виталием Асовским. День для меня был трудным. Завтра – продолжение фестиваля. В номере приятная прохлада, за окнами тишина. Ложусь и мгновенно засыпаю.


31.05.19

С утра листаю увесистый томик альманаха. В аннотации написано: «Уже восьмой год подряд на страницах издания встречаются поэты, судьбы которых так или иначе связаны с Латвией и Днями русской культуры в Латвии». География авторов – от Копенгагена до Питера. Прекрасное поэтическое содружество!

Списываемся с Юрой. Он приглашает нас к 14.00 на экскурсию по городу. В 17.00 – поэтический вечер «Ганзейские берега». Для Виталия Асовского и Дмитрия Драгилёва, которым я передаю приглашение Юры, экскурсия не столь актуальна – они бывшие рижане. Еду один. В Доме творчества остановился также поэт Михаил Гофайзен, приехавший из Таллина, но я его пока не видел.

Сегодня обещают дождь. Это может помешать прогулке. Посмотрим. Обедаю на привокзальной площади в «Lido». Приходит Юра. Начинает накрапывать. Садимся в троллейбус и едем в парк. Мелкий дождь загоняет нас в кафе. Сидим на террасе за столиком под брезентовым тентом. Свежо, тихо, уютно. Уютная Рига.

Вечер «Ганзейские берега» проходит в Академической библиотеке Латвийского университета. Слушателей не очень много. Перед началом вечера знакомлюсь с Эльвирой Поздней – поэтом и эссеистом из Вильнюса и Владимиром Вахрамеевым – писателем и журналистом из Калининграда. Меня в сегодняшней программе нет, но Юра просит выступить, да ещё и первым! К счастью, у меня с собой моя поэтическая книга «Бесстрашные глаза». Выступая, никогда не полагаюсь на память.

После меня выходят читать: Эльвира Поздняя, Михаил Гофайзен, Виталий Асовский, Дмитрий Драгилёв, Саша Ирбе, возможно, кто-то ещё.
Во втором отделении вечера презентация книги стихов местного автора Веры Панченко «Весло». Книга толстая – около трехсот страниц, её составили семь книг, написанных Верой Панченко с 1985 по 2005 год и никогда не публиковавшихся по отдельности. Сама Вера Иосифовна на презентации не присутствует, книгу представляют актёры. На обложке четверостишие:

Вот ветер и парус, волна и весло.                                                                                
Вот боги и люди – нельзя друг без друга.
На вёслах жила островная округа,
И боги любили своё ремесло...

После вечера идём на совместный ужин в кафе напротив библиотеки. В Дубулты возвращаемся на машине Гофайзена. Завтра презентация моих «Бесстрашных глаз». Интрига. Инт-Рига.


1.06.19

С утра продолжаю знакомиться с альманахом «Письмена». «Слово от составителя» Юрия Касянича – примечательный текст. Юра, в частности, пишет: «Стоит ли ждать доброты от всего, что нас окружило?», «Порою, когда читаешь присланные подборки, кажется, что авторы в своих сочинениях за основу принимают свою напуганную или возмущённую ответную реакцию на агрессию среды, и сами становятся всё более ожесточёнными…» Да, это верно, знаю по себе – сердце способно ожесточиться, после чего крайний исторический пессимизм начинает казаться чем-то единственно верным…

Готовлюсь к презентации. Название сегодняшнего вечера: «Поэзии скорый поезд». В этом «поезде поэзии» кроме меня ещё творческий тандем – Сева Гуревич и Саша Ирбе. Они представят книгу «Два голоса».

Стараюсь как можно компактнее упаковать привезённые книги – мне с ними на электричку. У меня с собой более двадцати экземпляров. Первая презентация «Бесстрашных глаз» состоялась в Москве, в Музее-театре «Булгаковский Дом» 28 июня 2018 года. За год я провёз книгу по многим городам и странам, и вот теперь, по любезному приглашению Юры, с удовольствием представлю её в Латвии.
Без особого труда нахожу в Риге заявленную площадку – художественную галерею Happy Art Museum. Волнуюсь, пытаюсь собраться. Богемный интерьер галереи помогает настроиться на нужный лад. В конце концов, выступления – часть моего образа жизни. Несколько лет я читал лекции в университете. Да и в литературе уже 30 лет. Нет, беспокоюсь я, на самом деле, не из-за предстоящего выступления, а из-за того, что книга моя – я это чувствую – уже стала фактом моего прошлого. Теперь у меня по курсу – новые горизонты, новые темы, новая картина мира… А «Бесстрашные глаза» – книга во многом переходная, написанная между Россией и Финляндией, закрывающая российский период жизни и открывающая финский. На презентации я нахожу уместным сказать и о будущей книге, работа над которой в самом разгаре.

После меня на сцену поднимаются Сева Гуревич и Саша Ирбе. «Поэзии скорый поезд» движется по расписанию.
Сегодня есть возможность побывать на мероприятии, не входящем в программу нашего фестиваля, а именно: на презентации латвийского номера журнала «Иностранная литература». Перемещаемся в музей Райниса. На столике у входа замечаю несколько экземпляров журнала, на обложке надпись: «Страна зелёных ворон и синих коров». Небольшое помещение заполнено почти до отказа. Один за другим выходят читать авторы журнала. Модерирует поэт и переводчик Сергей Морейно. Русский язык тоже звучит – в виде реплик или когда вслед за оригиналом читают переводы. Приятно, что среди переводчиков номера есть и мои друзья – Юра Касянич и Милена Макарова.
На улице прекрасный летний вечер. Суббота. Кафе и рестораны заполнены народом. Много гуляющих. Идём с Виталием Асовским к вокзалу.   

В Дубултах во мне начинают бороться два чувства – голод и усталость. Усталость быстро берёт верх.
Спать!


2.06.19

Последний день «Балтийской строфы». Сегодня у нас – музыкально-поэтическая встреча «Первый шаг к лету». Начало в 15.00. Собираю чемодан, мысленно прощаюсь с гостеприимным Домом творчества. Уходя, вспоминаю, что Сабина просила оставить в кухне на стене стихотворный автограф. Стена от пола до потолка разрисована и исписана стихами. Втискиваю и свои несколько строк.

На привокзальной площади Риги обедаю в уже привычном ресторанчике «Lido». Неторопливо иду к месту проведения вечера – Дому Москвы. Что можно сказать, подводя итоги фестиваля? Он был камерным. Шумного многолюдства не случилось. Из «понаехавшей» поэтической ватаги 2012 года сейчас были только двое – Виталий Асовский и Михаил Гофайзен. (В 2012 году, возможно, был ещё Сева Гуревич). Оргкомитет фестиваля тоже сократился. А слушатели? Дорогие моему сердцу русскоязычные Латвии? Беспощадное время вас сильно проредило. Где кипящие воодушевлением огромные залы любителей русского литературного слова? Я ведь их хорошо помню. «Было да прошло». И окончательно пройдёт, если не будет притока молодёжи.

Великолепный конференц-зал Дома Москвы. Перед началом чтений есть время перекинуться парой слов со старыми и новыми знакомыми. Юрмальский старожил Альберт Снегирёв, с которым мы общались на прошлых фестивалях, дарит мне альманах «Oceanus sarmaticus», который он редактирует.

Юра занимает место у микрофона, читает несколько своих стихотворений, после чего переходит к модерированию. Один за другим выходят выступающие: Ирина Зиновчик, Дмитрий Драгилёв, Эльвира Поздняя, Алексей Ланцов, Александра Бандурина, Михаил Гофайзен, Милена Макарова, Владимир Вахрамеев, Евгения Ошуркова и другие. Последние чтения нынешней «Строфы».
Покидаем Дом Москвы, сердечно прощаемся, расходимся. Собранный на четыре дня пазл рассыпается.
Я провожу ещё какое-то время с Эльвирой Поздней и Владимиром Вахрамеевым, а потом отбываю в аэропорт. До самолёта ещё много времени, и я решаю привести в порядок дневниковые записи фестивальных дней, размышляя о том, что такие события, как «Балтийская строфа», решительным образом увеличивают количество доброты. И это замечательно!
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 000
Опубликовано 28 июн 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ