Александр ФЕДЕНКО, прозаик, сценарист:
Художественный вымысел – попытка рассказать правду посредством обмана. Самая реальная история «из жизни», будучи изложена со всей бережливостью к фактам, приобретает авторские и языковые искажения. Но читателю художественной литературы и не нужна документальная правда. Он хочет быть обманутым, открывая книгу, читатель понимает, что перед ним плод писательского вымысла. Он включается в эту игру и жаждет скрытого в ней таинства: заведомый вымысел в его голове вдруг оживёт, окажется реальным, а сам читатель станет соавтором: именно его воображение оживит героев и их мир. И если это таинство заедает, если брюки не превращаются в шорты, читатель с раздражением отбрасывает книгу со словами: «не верю». Восприятие текста многослойно и субъективно. Читатель допускает любые авторские игры с реальностью, если при этом не нарушаются законы, которые он сам считает основополагающими и неприкосновенными.Логическая достоверность событий, психологическая обоснованность поступков, непротиворечивость увиденного мира – всё это необходимо, но… жить только с этим скучно. Именно подчёркнутое несовпадение с привычной жизнью обывателя создает необходимую грань, рамку всякого художественного произведения, очерчивающую то главное знание о жизни, которое читатель хочет услышать от автора и которое окажется спрятано и внутри вымысла, и внутри обыденности. Но такой обман – не вполне ложь, скорее наоборот – самая суть художественного превращения. Писательская ложь возникает, когда автор создаёт то, во что сам не верит, не понимает. То, что принято называть профанацией. В угоду ли его представлениям о востребованном или попросту вследствие писательской недееспособности. Но и в этом случае нет судьи, который мог бы огласить абсолютный вердикт. Каждый читатель сам выносит его раз за разом. На самом деле всё ещё хуже: ведь и читательский мозг может быть забит конъюнктурными представлениями о реальности. И если таких читателей большинство, именно объективная истина оказывается в роли изгоя, про которую говорят: «это всё неправда». Всякий видит мир из своего футляра, и для кого-то Кафка – лжец, потому что люди не превращаются в насекомых, даже если в детстве этот человек верил, что бабушку можно достать из волка обратно.
Кристина ГЕПТИНГ, прозаик, лауреат премии «Лицей»:
Одна знакомая поэтесса мне посетовала на критическую статью, в которой разнесли её тексты: самое обидное, что интонацию критик назвал лживой: ведь я-то, говорит, пишу абсолютно искренне. Действительно, ничто так, пожалуй, не ранит пишущего человека, как упрек в «лживости»… И, думаю, вряд ли есть автор, который даже сам себе признается в том, что он лжёт. Да и лгут ли писатели на самом деле?
Здесь, наверное, уместно вспомнить о так называемых «совписах». Одиознейшего из них, Всеволода Кочетова, часто обвиняют в том, что тексты его лживы: писались же «по заказу» партии и правительства. Например, в романе «Чего же ты хочешь?» абсолютно неестественно всё: от самой сюжетной «шпионской» линии до психологии героев, от диалогов до «говорящих» имён и фамилий. Но лгал ли Кочетов сам себе? Всё же, думаю, нет: все свои тексты он, представитель «секретарской» литературы, писал, что называется, от души. Однако читатели – кстати, не только из сегодняшнего дня, но и современники Кочетова – над романом смеялись. Ну правда же: не говорят люди таким суконным языком, влюблённые не объясняются друг с другом фразами из газеты «Правда», да и в одном из положительных героев настолько проступает личность самого автора, что это почти неприлично. Так что же в случае Кочетова мы видим: ложь или недостаток таланта? Для одного читателя при ответе на этот вопрос решающим будет неправдоподобный сюжет «Чего же ты хочешь?», для другого – ужасающий казённый стиль этого текста. Но мне кажется, что единственно «правильного» ответа тут нет. И вот почему: если автор не лжёт сам себе, если он действительно так, а не иначе оценивает то, о чём пишет, – в чем его обвинять? Это, однако, не значит, что и читатель воспримет текст точно так же: он имеет полное право посчитать его любым: наивным, бесталанным, циничным или лживым. В общем, дать тексту такую оценку, что согласуется с его жизненным опытом и убеждениями.
Подытоживая, скажу так. Да, ложь в литературе возможна: читатель имеет право считать то, что ему не близко, фальшивым. И – нет, ложь в литературе невозможна: самим фактом создания художественного текста его автор получает право на любой вымысел, даже на утверждение, что чёрное – это белое. Может быть, в этом и заключается творческая свобода, но это, простите за банальность, и большая ответственность.
Александр ЛАСКИН, историк, прозаик, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств:
Создание второй действительности предполагает работу воображения. Только что этого мира не существовало, а вот он – есть. Конечно, без сходства с реальностью не обойтись, но очень многое возникает непосредственно в момент сочинительства. Можно ли сказать, что автор лжёт? А вы представьте, что он этого не делает! Какая суконная материя выйдет из-под его пера.
Скажу совсем страшную вещь. Вышло так, что многие годы я пишу документальную прозу. Стараюсь придерживаться документов, которые активно задействуются в тексте. Так вот даже в этом, «промежуточном», жанре я позволяю себе что-то домыслить. Ну а как иначе? Если у вас есть осколки вазы, то вообразить целое вы можете только силой фантазии.
Конечно, многое зависит от честности и ответственности. Реконструируя ту самую вазу, вы должны создать не кубок, не чарку и не бутылку от пепси-колы.
В своей последней книге «Мой друг Трумпельдор» (М., «Книжники», 2017) я передал права рассказчика некоему Давиду Белоцерковскому. Это совершенно реальное лицо, один из ближайших друзей моего главного героя. Я придумал, что на склоне дней он разбирает доставшийся ему архив приятеля – и вспоминает прошедшую жизнь.
Что это дало? Я сделал явной ту работу, которую втайне должен проделать автор исторического сочинения. Белоцерковский сравнивает, уточняет, сомневается. Потом опять – уточняет и сравнивает. Строительные леса в ином случае были бы скрыты, но сейчас выставлены напоказ.
И всё же на заданный вопрос я могу ответить утвердительно. Писатель действительно может лгать. Надо только договориться, что «вымысел» и «ложь» – это разные вещи.
Критерий тут такой же, как в жизни. Когда человек сочиняет и фантазирует (пусть даже в устной форме), то он художник. Если он делает это с задней мыслью, желая переагитировать, внедрить какие-то свои идеи, то он самый настоящий лжец.
В этом смысле «Мастер и Маргарита» – вымысел, а «Битва в пути» – ложь. Это притом, что в книге Николаевой героиня не летает и не является на бал к сатане.
Вот такую поправку я бы внёс в высказывание многоуважаемого Б.М. Гаспарова. Эмпирическая недостоверность тогда становится ложью в моральном смысле, когда она является не вымыслом, а пропагандой.
Николай МИТРОХИН, социолог, историк, прозаик:
Ложь в литературном произведении, разумеется, возможна. Описать рационально, как и чем она отличается от литературной фантазии, мне не удалось. Возможно не зря, ложь чувствуешь, но сформулировать единые правила её различения вряд ли возможно. Мне хорошо ясен довольно частный случай – когда автор приписывает историческому персонажу мысли и тем более действия, которые противоречат историческим фактам, но соответствуют идеологии, которую разделяет автор. Но, наверное, можно найти ещё не один подобный частный пример.
Татьяна НАБАТНИКОВА, писатель, переводчик:
Думаю, если полистать Платона и «Поэтику» Аристотеля, там этот вопрос окажется подробно рассмотрен. Но мы их давно не читаем. Мне кажется, если автор (драматург, поэт, прозаик) довёл своего читателя до катарсиса и экстаза, то всё правда. А если читатель (слушатель, зритель) остался холоден, то всё в художественном произведении – враньё.
Наталья ЯКУШИНА, прозаик, драматург:
Все художественные произведения – ложь. Вообще всё, что говорит человек, – ложь. Потому что и сам видимый мир насквозь лживый, иллюзорный. Когда я пишу о своём детстве якобы правду, мама говорит, что я большая выдумщица, что такого не было и быть не могло. Все участники событий рассказывают одну и ту же историю по-разному. Но нужно уметь писать правдоподобно, и очень часто, чем больше врёшь, тем произведение выглядит правдоподобнее, а бывает, напишешь самую ни на есть правду, то, что видел своими глазами, а читатели не верят. Писатель, хоть и пишет заведомо ложь, должен служить правде, а не лжи, он не должен обманывать читателей, их надежды.