Мы продолжаем разговор о современной драматургии, начатый в предыдущем номере опросом, проведённым Серафимой Орловой («Современная драма: путь к зрителю или пауза ожидания?», а также в предыдущих номерах – опросом «Поэты о современном театре», интервью с режиссёром и педагогом Мариной Брусникиной и републикацией статьи Елены Пестеревой. На этот раз свой обзор современных пьес представляет сотрудник литературной части театра «Школа современной пьесы» Егор Сидорук.
21 марта 2017 года были подведены итоги
XIV Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица». Он проводится ежегодно, с 2003 года. Идея создания конкурса принадлежала художественному руководителю театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. За время своего существования конкурс действительно стал международным: среди 403 пьес, присланных в этом году, есть тексты из Мексики, Канады, США, Израиля, Белоруссии... Конкурс проходит в два этапа: сначала читчики (в их число входят филологи, театроведы, актёры, режиссёры) формируют лонг-лист из 30 пьес. Следующий этап – творческая лаборатория «Класс молодой режиссуры» (проводится с 2009 года). Выпускники режиссёрских мастерских театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска присылают заявки на участие в лаборатории и показывают этюды (15-20 минут) по пьесам, вошедшим в лонг-лист. Из 10 лучших этюдов формируется шорт-лист. В день финала «Действующих лиц» десятку финалистов показывают в театре «Школа современной пьесы» (мероприятие проходит в формате «бродилки» – в качестве сценических площадок задействована не только основная сцена, но и малый зал на первом этаже, фойе театра, а иногда даже и театральное кафе). После обсуждения объявляют имя победителя – режиссёра, который получает возможность в следующем театральном сезоне поставить спектакль на сцене «Школы современной пьесы». На этот раз победителем стал Олег Долин (ГИТИС, мастерская Сергея Женовача) – режиссёр этюда по пьесе Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик».
Ещё один результат работы конкурса – ежегодное издание сборника «Лучшие пьесы» (осуществляется при поддержке РГБИ), в котором публикуется десятка пьес-лауреатов. Мы представляем обзор пьес, попавших в список лучших в 2016 году.
Виктор Алексеев. «В раю найдётся место для каждого»
Основное место действия пьесы, в полном соответствии с названием, – рай. Главный герой Кирилл покидает земную жизнь после пары незначительных диалогов. Мужчину сбивает машина, и он приходит в себя на железнодорожном вокзале, с торчащим из кармана билетом на поезд, везущий людей на станцию сортировки. По прибытии на место Кирилл выясняет, что порядки в преддверии ада и рая ничем не отличаются от земных инстанций, даёт чиновнику взятку за подделку документов и уезжает в рай. Но попадает вовсе не в цветущие сады, а в тайгу, на лесоповал. Порядки и условия здесь суровые, ничем не отличающиеся от тюремных, а бежать некуда – кругом зима, никаких населённых пунктов, только деревья да бараки для проживания рабочей силы. Недовольных (например, старика Кривошеева, впавшего в глубокую депрессию из-за краха надежды на встречу с любимой женой, так как женщины живут в другом секторе) увозят на принудительную психиатрическую экспертизу. В какой-то момент директор предприятия, занимающегося заготовкой леса, решает сократить расходы и вполовину урезает лесорубам питание. Но один из узников райской тайги по фамилии Марков сумел правильно организовать стачку и перекрыл трассу, по которой ехал эскорт Бога. Бог не остался глух к нуждам пролетариата и сделал директору строжайший выговор, а Маркова назначили на должность мастера участка. Но фактически положение обычных людей никак не улучшилось, а вскоре после этого события поползли слухи, что Бог умер от инфаркта, и Земля перестала существовать. По крайней мере, одна из новостей – насчёт смерти Бога – получила официальное подтверждение. Власть в раю захватили военные и строем погнали всех обитателей бараков на строительство нового объекта, назначение которого содержится в строжайшей тайне...
Ева Аракелян. «Бадис-Бадис»
Это история про город-призрак. Когда-то возле Маленького была военная база, но сейчас её расформировали, и в городе осталось всего 200 жителей, которые обитают в единственном доме-муравейнике. Связь с «внешним миром» – городом Средним – только через тоннель, который часто закрыт для легкового транспорта из-за поездов. Это странное поселение настолько незначительно по меркам остального мира, что его даже забыли нанести на новую карту страны. Но в то же время Маленький притягивает своей необычностью, – в город приехал журналист, чтобы снять фильм о людях, живущих там. Они все очень разные, каждый со своей историей, но большинство вполне свыклось со странным бытом и довольны жизнью в тихом месте, где можно любоваться природой. Лишь немногие хотят вырваться за пределы этого самодостаточного мирка, как главная героиня, мечтающая о карьере журналиста в другом городе. Мать давит на неё, пытаясь навязать девушке «семейный бизнес» – пекарню. Но в какой-то момент все планы матери начинают рушиться, поначалу незаметно для неё самой. Роман с журналистом из города Большого дарит девушке надежду, что перспектива устроиться там вполне реальна. У неё есть ещё одна весомая причина бежать из Маленького – начальник, мэр города, уже давно сделал всех своих молодых сотрудниц жертвами сексуального насилия, с тела главной героини не сходят синяки. Она боится рассказывать о побоях – приходится выдумывать для матери отговорку про переутомление на тренажёрах. Но любому страху, как и любому терпению, приходит конец. Однажды девушка напивается, берёт у журналиста камеру, записывает рассказ о зверствах мэра и убегает из города пешком через тоннель.
Глеб Бородинский. «Любовь к трём половинам»
Бульдозерист по фамилии Лопахин приходит из театра печальный и пьяный. Поначалу он говорит вслух сам с собой, но позже обнаруживает в квартире необычного гостя – моль, которую принёс в кармане из театра. Однако, вместо крылатого вредителя Лопахин видит интеллигентного человека в белом пальто и дырявых носках. У них завязывается непринуждённая беседа об искусстве, любви и других вечных загадках жизни. В частности, моль рассказывает о том, как усердно ест старые театральные костюмы, чтобы к режиссёрам приходило понимание – пора обновлять репертуар. А Лопахин вспоминает о любимой жене, которая прожила с ним 22 года, но теперь ушла, забрав дочерей. Воспоминания приводят мужчину в столь возвышенное состояние духа, что он даже начинает танцевать вместе с молью. Танец прерывает появление некрасивого мальчика, который упорно называет моль бабочкой и мечтает поймать её. В погоне за насекомым мальчик убежал к Лопахину, не предупредив старших, поэтому чуть позже за ним приходят двое пожилых актёров. Лопахин усаживает всех – кроме моли, которая спряталась от мальчика в шкаф – пить чай. Они продолжают беседу о театре. Актёры порой отпускают весьма едкие замечания о своей профессии, но общий тон разговора очень тёплый, в колкостях актёров нет и следа озлобленности на жизнь, их юмор – следствие душевной полноты. Однако, как бы ни было хорошо в гостях, всегда наступает время уходить домой. Гости приглашают хозяина на прощальный танец. Вскоре все собеседники Лопахина исчезают, – бульдозерист видит лишь белую бабочку, порхающую у него над головой.
Сергей Давыдов. «Коля против всех»
Музыкально одарённый подросток, не сумевший реализовать свои способности, рассказывает историю бунта против человека, которому его талант безразличен. Не знающий отца и рано потерявший мать паренёк вытаскивает из обострённой горем и гневом памяти образ родного человека – красивой и строгой, честной и умной женщины. После похорон Коля резко теряет интерес к жизни и учёбе, прекращает занятия музыкой, выбрасывает из головы мечту стать всемирно известным пианистом и дать концерт в Берлине, куда он когда-то ездил с мамой... Но однажды появилась возможность выступить на областном конкурсе, и влечение к музыке взяло своё: парень успешно подготовился и, заняв первое место, получил право принимать участие в международном конкурсе. Но победа оказалась горькой, поскольку деньги на поездку нужно искать самостоятельно. Прекрасно зная, что приёмная бабушка не одобряет занятия музыкой, аргументируя своё отношение к искусству лишь безапелляционным утверждением «все артисты – наркоманы», Коля всё же решает обратиться к ней за помощью. Получив грубый отказ, юный музыкант впадает в отчаянную ярость, нереализованная мечта оборачивается соблазном отречения от таланта... На следующий день Коля просит бабушку пойти вместе в гараж и научить его пилить. Там он специально засовывает руку под пилу, теряя три пальца, и разыгрывает маленький спектакль, чтобы его опекуншу забрали под суд за жестокое обращение с ребёнком. Но позже он осознаёт своё одиночество и заканчивает рассказ обещанием заботиться о женщине, когда её выпустят из тюрьмы.
Евгения Кокшарова. «Только хорошее, или Давай поженимся»
Полина – женщина, которую вполне можно назвать счастливой и состоявшейся. Она занимается любимым делом (помогает людям придумывать собственный имидж), хорошо зарабатывает, много путешествует. Мужчины рядом нет, но Полину это вполне устраивает. Однако в её жизни всё-таки есть одна крупная неприятность – встречи с родственниками. Происходят они не так уж часто, Полина приезжает в гости к матери и брату раз в два года, но эти встречи так похожи друг на друга, что женщина даже сумела подметить особую закономерность в общении с матерью: любой серьёзный разговор с ней проходит через шесть стадий – от негодования до прощения. В тексте отмечена каждая стадия, и мама главной героини Надежда, в самом деле, от агрессии по отношению к непонятной профессии и «траурной» расцветки одежды дочери переходит к попытке принять Полину. Но окончательно отказаться от своих представлений насчёт женского счастья Надежда всё-таки не может, и в конце пьесы внезапно сообщает дочери, что подала за неё заявку на передачу «Давай поженимся», и анкету приняли. Так что знаменитому имиджмейкеру Полине Красавиной ещё явно далеко до победного конца борьбы за самоопределение...
Елена Коллегова. «Мышонок-суперсыщик»
В мышином королевстве начали пропадать жители. Дедушка главного героя – мышонка Шустрика – пошёл в город на поиски его родителей. Но любопытный внук не мог оставаться в стороне от событий, поэтому, прихватив волшебный кошачий парик, чтобы различить запах следов дедушки, Шустрик вместе с подругой Смешинкой тоже отправился в город. По пути мышата встретили котёнка Шалунишку, которого Шустрик когда-то выручил из беды, за что и получил в подарок от кошки Мурлыки удивительный парик. Котёнок, решив поиграть со Смешинкой, на бегу не заметил кротовой норы под лапами и провалился в неё. Разбуженный хозяин норы по имени Ворчун был крайне возмущён падением нежданного гостя в его амбар и настойчиво потребовал от Смешинки помощи в уборке. Подоспевший на помощь Шустрик смог уговорить Ворчуна отпустить его подругу только после того, как уступил кроту парик. Мышата проводили незадачливого котёнка в его страну и продолжили путь в город. Добравшись до главной городской площади, мышата увидели представление иллюзионистов, которые с помощью газа ввели публику в транс и похитили двоих зрителей, опустив их в люк под сценой. После конца представления мышата нашли нужный люк и спустились по лестнице. Там они услышали разговор мага Нак-Пака, который в результате неудачного эксперимента Мурлыки превратился из мышеловки в злобное существо неизвестной породы, и Нам-раша – летучей мыши без крыльев, обиженной на весь мир. Похитители обсуждали, кто будет убивать пленников. Мышата вместе с Мурлыкой, пришедшей в подземелье другим путём, попытались остановить злодеев, и все трое были пойманы в ловушку летучей мышью. Нак-Пак захотел исправиться, но бывший напарник с помощью заклинания превратил его обратно в мышеловку. Однако Нам-Раш недолго чувствовал себя хозяином положения: крот Ворчун вместе с Шалунишкой прорыли новый ход в логово преступника и обезвредили его ударом лопаты по голове.
Олег Охотников. «Города одиночества»
Илья и Наталья были обычной счастливой парой, но однажды расстались, потому что Наташа несправедливо заподозрила парня в измене. Илья не сумел принять распад отношений, замкнулся, начал пить. Желание отомстить Наталье привело молодого человека к поспешному решению уйти от общества и жить в тайге, чтобы девушка поняла, какого мужчину она потеряла. При такой мотивации не могло быть и речи о серьёзной подготовке к выживанию, и парень погиб через двое суток после того, как углубился в лес.
В пьесе нет реплик самого Ильи, текст состоит из монологов нескольких человек, которые знали погибшего. Воспоминания Натальи, знакомых Ильи и его сестры переплетаются между собой, постепенно складываясь в связный рассказ о том, как из мелочной злобы, гордости и лжи возникает череда заблуждений, приведшая человека к глупой и страшной смерти.
Ольга Строкан. «Просто так»
К инфантильному лысеющему мужчине за тридцать по имени Гаврик въезжает квартирантка Алёна. Он работает монтировщиком декораций в театре, она – печёт блины. Он живет в своё удовольствие в двухкомнатной квартире, не заботится о завтрашнем дне и уверен, что жизнь длинна. Она – мечтает найти по объявлению одинокого пенсионера и ухаживать за ним, чтобы перед смертью старик завещал квартиру, и тогда можно будет спокойно родить ребёнка. Боится не успеть до климакса. Алёна остра на язык, Гаврик – младенчески наивен и воспринимает все колкости слишком прямолинейно. Между ними завязываются очень странные отношения: приняв всерьёз ироничное бурчание женщины на тему «убить старика можно и сексом», Гаврик начинает обзванивать все номера из объявлений и предупреждать пенсионеров, чтобы они не рассматривали кандидатуру Алёны, следит за ней. Потом начинает ухаживать, даже предлагает выйти замуж, но позже резко отказывается от своих слов, оскорбляет женщину. Всё это у него получается импульсивно, по-детски, он не стремится переспать с Алёной и не испытывает к ней настоящей злобы. Как только она съезжает с квартиры, Гаврик начинает скучать, пытается вновь найти Алёну. Находит, но женщина прогоняет его. Тогда Гаврик оставляет дверь своей квартиры открытой и на много дней уходит в запой. Заметив, что Гаврик перестал преследовать её и выходить на улицу, Алёна сильно беспокоится за своего странного поклонника и вновь приходит к нему домой. Увидев, что мужчина впал в чёрную тоску и довёл себя почти до полного истощения, став беспомощнее любого старика, Алёна остаётся рядом с ним.
Александр Углов. «Листовка»
Советский физик Пётр Леонидович Капица вспоминает, как ему удалось убедить сотрудников НКВД выпустить из тюрьмы своего коллегу Льва Давидовича Ландау. Дело учёного не было сфабриковано – он действительно принимал участие в распространении антисталинской листовки. Много лет спустя, в 1978 году, после получения Нобелевской премии, Капица размышляет о событиях 1937-1939, когда начался первый этап их совместной с Ландау работы, принёсшей исследователям всемирную известность. Капица мысленно говорит с коллегой и своей секретаршей. В этой воображаемой беседе – эмоционально напряжённой, но чёткой, связной, без отступлений от основной сюжетной темы – раскрываются не только картины истребления и унижения учёных в 30-е годы, но и два ярчайших ума своего времени: их самозабвенный, до полного невнимания к тяжёлым
обстоятельствам интерес к науке, нетерпимость ко лжи, жизнелюбие и юмор. Павел Федоровский. «Случайные наблюдения»
Телеоператор Дима и журналистка Маша приезжают в горячую точку и попадают в плен к бандитам. Предводитель бандитов – лейтенант Антон – маньяк, мечтающий о славе. Он заставляет пленников снимать расстрелы, писать тексты для его выступлений на камеру. Лейтенант бесцельно жесток ко всем окружающим и в то же время отечески добр с Ниной – местной блаженной. Лишь эта девушка оплачет его тело, когда Антона застрелит кто-то из подельников, уставших от бессмысленных издевательств над заложниками. После освобождения Маша и Дима долго беседуют друг с другом о том, чем война в жизни отличается от войны на экране. Дима очень болезненно переживает крах своей мечты изменить людей, рассказав им правду о войне посредством кинохроники.
Все попавшие в сборник пьесы можно разделить на две неравные категории: «история об одиночестве» и «история о насильственной коллективизации». Даже в бесхитростном «Мышонке-суперсыщике» проскальзывает зловещая тень объединения толпы на ярмарке вокруг ненависти к общему врагу – кошачьей королеве. Это утяжеление композиции ничем не оправдано в рамках пьесы для младшего школьного возраста, но, судя по всему, отражает присущий в наше время многим взрослым страх перед возвращением в повседневный лексикон понятия «враг народа». Текст Виктора Алексеева тоже оставляет очень странное послевкусие – трудно избавиться от впечатления, что автор хотел написать пьесу о ГУЛАГе, но в самый последний момент решил отказаться от прямых политических аллюзий и перенести действие в потусторонний мир. Эта пьеса пропитана даже не страхом, а экзистенциальным ужасом перед безликой бюрократической машиной, для которой даже смерть человека не помеха – она лишь запустит выскочивший из земного механизма винтик по новой, неумолимо-бесконечной траектории. И если в «Случайных наблюдениях» Павла Федоровского существование банды полностью зависит от жизни одного обезумевшего лейтенанта – это всё-таки человек из плоти, его можно застрелить из пистолета, и тогда кошмар закончится, – то в пьесе Алексеева даже смерть Бога ничего принципиально не меняет. На место Создателя придут военные, и дисциплина так и останется превыше гуманизма. Текст, открывающий сборник «Лучшие пьесы 2016 года» – самый герметичный из всех. Он не предлагает ответов, а лишь ставит ребром необычный вопрос: сможет ли человек хотя бы за пределами земной жизни обрести шанс на личное счастье и более не зависеть от воли коллектива?
скачать dle 12.1