Дата: 26 февраля 2020
Место проведения: Государственная Библиотека искусств им. А П. Боголюбова
Всех нас сделала Арина Буковская, которая прочла два книжных обзора, да ещё и о зарубежных детективах, но кончилось (в обзоре) всё хорошо. «А что, так можно было?» – спросила она себя за нас и пояснила, что ну просто никогда не переходила границы критики, и в виде исключения ей разрешили. «Критики могут всё!» – поддержала ее из зала Виктория Лебедева слоганом вечера: всё – мол, даже быть самими собой.
Разрешённая революция критических чтений, которые отныне не предполагают судорожный поиск критиками какого угодно жанра, кроме аналитического, который якобы не звучит, прошла при поддержке поэзии и прозы от критиков, а также пояснений, кем ещё, кроме как критиками, они себя считают и чего от профессии ждут.
«Критик слишком серьезное слово, я представляюсь: поэт», – сказала Екатерина Агеева и забралась на стол под люстрой в Голубой гостиной библиотеки имени Боголюбова. И пожелала больше конкурсов для критиков с конкретными требованиями: а то от прозы и поэзии всегда чего-то хотят, а к критике и пожеланий нет, «обидно». В то же время ей бы хотелось, чтобы людям, робеющим перед критикой, объяснили, что это занятие не только для тех, кто со степенью.
А я вообще без филологического образования, – сказала Елена Сафронова и прочла рассказ о художнике с элементами похищения, расследования и фантастики, из которого, как она сказала, будет ясно, чего она хочет от критики. Поскольку в финале рассказа голос из будущего обещал отмену критических прений, скромная наша аудитория задумалась. Видимо, критическая трактовка с авторской готовилась разойтись.
«Что нужно критике? Деньги, – вступил в дискуссию Олег Демидов. – Будут деньги – будет критика. Труд наш не оплачивается. А если бы оплачивался, были бы не хуже Белинского и собрания сочинений у нас выходили».
И я сослалась на Демидова, сказав, что вообще считаю критику образом жизни, рефлексивным, идущим мыслью по следам своих сорока ног, против предупреждения, что от этого падают, и что критика сейчас растет в стороны всех жанров, однако время от времени хочется ей напомнить, что в природе ее, в центре – труд, работа познания, отклик на другого.
А вот Алла Войская сказала, что рост в критике для нее определялся двумя направлениями: или это обзорная критика, ревью, которая не всегда отличается честностью: читатель клюнул на крючок, купил книгу, а что дальше, не важно, – или это «завеса толстожурнальной критики, которая не подступаема». И чтобы избежать невозможного выбора между двумя далёкими образцами, она с друзьями создала собственный литературно-критический проект в Сети, «Скала».
Побольше площадок, кстати, критике пожелала и Арина Буковская: чтоб «из каждого утюга говорили про книжки».
Александр Евсюков признался, что чувствует себя профессиональным дилетантом. И назвал ряд новых и рискованных дел, которые его увлекли, в том числе: «участвовал в тушении пожара, организовал литературную премию». А почему дилетантом? Потому что «сложно представляю себя на одном месте, десять лет делающим одно и то же. Литература – это делать немного разное», – заключил он и прочёл два рассказа, один из которых, по-видимому, был навеян участием в экспедиции на Соловках.
Дмитрий Бак рассказал, чем критика для него была: «сейчас – нет». Это «когда ты пару дней не знаешь, что ты напишешь». И заметил, что, хотя «я не раз говорил, что считаю: критики в прежнем виде больше нет», все же «начинаю прислушиваться к новой, в том числе благодаря нашим семинарам в Ершове».
После вечера критики мгновенно попрощались и дисциплинированно слились, и я поняла, что критика – самый индивидуалистичный жанр, что бы там ни говорили. А может быть, молодежь пошла пить, а мастеров не позвали. Последние же вышли из библиотеки степенно, обсуждая блестяще подготовленную Анной Жучковой публикацию нашего обсуждения рассказа Сенчина на семинаре этого года.
В этот же вечер параллельно с нами в той же библиотеке, только ниже этажом, выступал критик Лев Данилкин. Представлял свое отступление от критического жанра в виде нового издания биографии Ленина. Данилкин мог всё и немножко больше, но в нашу Голубую гостиную так и не заглянул.
Попыхивал энергией нового поколения наш критический утюг.
Валерия Пустовая
скачать dle 12.1