ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 198 сентябрь 2022 г.
» » Анна Аликевич. ПОДБИРАЛА ОНА НА ПОЛЕ ДО ВЕЧЕРА

Анна Аликевич. ПОДБИРАЛА ОНА НА ПОЛЕ ДО ВЕЧЕРА

Редактор: Лета Югай




Предисловие Леты Югай. Подборку Анны Аликиевич организует фольклорная интонация. Это происходит не только на уровне образности, но и в имитации особой логики фольклорного текста, когда гуся можно стреножить, рыбы эквивалентны птицам, волки и волчцы притягиваются по созвучию, а «мокрый огонь» и «лёд горящий сухой» открывают иное пространство, как фольклорные «формулы невозможного». От этого и к самой композиции стихотворного текст возникает иной запрос, чем когда речь идёт об авторском тексте: чтобы он длился. Не обязательно улавливать повороты, главное, чтобы хватило словесной ткани проводить уходящего или встретить пришедшего, перетерпеть боль (заговоры) или убаюкать ребёнка. 
Ещё один интересный мотив – отношение лирической героини с письмом и речью. Декларируемое отрицание письма, с одной стороны, погружает в дописьменный (фольклорный) мир, с другой – отсылает к идее сакральности языка, букв, текста (В первую очередь – текста церковного, первого письменного). И это воспоминание о творящей роли языка завораживает. 

 

Подбирала она на поле до вечера

1.
Не уходи за ворота не уходи за ворота
Котик братик опутай его вьюном и диким огурцом
Не ходи за калитку не переступай порожка
Мы без тебя изнеможем мы без тебя умрем
Вот бежит гусь стреноженный и в землю лицом
Вот бегу я в своем белоножии и хватаю тебя за черные пятки
Вернись обратно становлюсь волчцами и колотьем на твоем пути
Что ты написала сама прочти
И немедленно отнеси к оврагу скажи волк волк проглоти
Я не знаю горе лишило меня ума я не помню где я была
И что делала что говорила и заклинала нитку завязывала что сделала
Прибежала а оно все горит на кого ты поднимаешь свой паршивый хвост
Тебе ж лучше лишь бы он свалил
Прошлый раз все село занялось
Что ты говоришь прекрати этот балаган хватит ползать по ногам
Неужели у тебя нет гордости
Которой корысти с ней нельзя пить кипяток нельзя лечь
Нельзя продать ее вытрясти
Так наверное ее нет
Так зачем ты пришел зачем ты пришел зачем пришел
А теперь говоришь про трех ведьм своих свах знакомых
Гордость честь и третья карга темная совесть
У тебя все судьи в рукаве расскажи мне еще об этом
Я видела тебя в волчьей голове с лисьим следом
Расскажи мне еще о том каким должен быть человек
Волк пишет пером добренькие законы
Расскажи мне о мирском и церковном
Которое не купишь рублем
Только вот черный дым идет черный дым
Стелется по полу это им читать нужно это им
А неграмотным и этого довольно
Не уходи не уходи

Заклинаю тебя студеными водами и волчцами дальнего пути солоного
Не уходи

2.
Зачем тут снова стоит эта кукла
Это не кукла это бог бог синей травы зеленого облака
Лесного волчка
Ересь какая чтоб я этого больше не видел даже для атеиста это уж слишком
Это просто кусок черепка
Во что-то же должен верить каждый иначе в жизни нет никакого смысла
Но это сделал гончар из клея и песка и выбросила покупательница
Нет нет это волчий божок я нашла его на поляне в лесу
Он ждал меня и я сразу узнала его лицо в печи обожженное
Он знает куда ходит волк за зайцами
Когда синий папоротник рождается
Как вечер качает семена ясеня
И много еще чего когда крестьянин говорит крестьянке
Время урожай собирать
Или в соседней деревне родился мальчик
Так это уже нехорошо что ты начиталась как маленькая
Представь он ночью слышит как ходит птица по крыше потом по полю
Как скрипит колыбель в соседнем деревянном доме
Он может предсказать кто у тебя родится
Если его потереть и поставить в очаг
Кто это тебе рассказал
Я это знаю и так
Глупо что ты ни в кого не веришь откуда же тебе узнать
В какой день выведутся птенцы
Какое будет платье на твоей невесте
Как можно так жить ни во что не веря муравьи пишут
Послания на листьях деревьев
Ты сумасшедшая выбросишь его завтра же
Я проверю поленницу
Когда мы с тобой поженимся
Ты следующая
Всё лучше чем превратиться в такого как ты

3.
Две рыбы спят, болтают ногой,
Одна говорит другой:
«Во сне я видела мокрый огонь
И лёд горящий сухой».

«А я, — говорит другая, — во сне
Видала балет окуней:
Танцуют они, да и нет-нет
Качнутся в позе своей».

«Это что ещё! — первая говорит, —
Коньки возводят царя горы,
Каждый катит ракушку и все пестры,
А потом огни, что твои костры...»

«А я собрала здесь русалкиных слез:
Это просто камушки, не всерьез,
Торговец возьмет и пойдет вразнос,
А нам — от рыбы-пилы нос».

«Это что ещё! Я связала носок,
Красный, словно деда Мороза следок,
И его положила, где месяц высок,
Где под камнем лежит сон».

«Как ты думаешь, где спят все корабли,
Есть такое место в центре земли,
Лунной водной глубоководной мели?»
А вторая уж спит: буль-буль, пузыри...

4.
Может быть ты скажешь ему что я не умею писать не умею читать
Нет такое сказать невозможно
Как можно сказать такое что тут растет одна пижма
Я взяла у знакомых словарь а там никак ничего не сложится
Вдруг он увидит мое лицо я не могу разобрать ни одной
Распроклятой строчки только цифры и понимаю это уплочено
И научиться ничему не могу
Разве я смогу выучить по-гречески
Я даже не могу собрать эти вещи
Они словно от Федоры от Федры бегут
Может я просто старая
Может
Когда-то я учила древний язык тиранов соборной площади
Как это было давно
За эти годы я забыла как писать тету и йоту
Помню только как считать смету
Забыла как отличать подлинник по переплету
Даже тухлую рыбу не могу отличить от свежей
Я давно уже другой человек как сказать это
Женщина врастает в землю мужчина уходит в небо
Меня спрашивает ты что совсем дурная соседка
Я не могу заполнить бумаги
Я говорю когда-то я работала в делопроизводстве
Хватит заливать-то
Ты знаешь жила как за пазухой у Господа
Я могла заполнить сотню листов и ни единой описки
Это должно быть в прошлой жизни
Здесь ты не можешь правильно выбрать корм для котов
Наверное все дело в сноровке
Ты знаешь я ведь никогда не была из сиротской
Из хорошей была семьи
Ну уж мне-то не ври
У тебя вечно грязная чашка
Нас обычно не это спрашивали
Или как сохранить последние рубли
Это потом что-то сделалось с жизнью
Скомкалось сузилось и упало
Давай мы вернемся к началу
Так вот я не знаю как мне написать черным по белому
Я давно забыла этот язык

5.
Пожалуйста пожалуйста пожалуйста
Скажите ему что у меня нет зубов что нечем мне укусить
И не хочется
Всё оно проплывает сквозь мои сонные щупальца
Я никого не тяну на дно никого не спасаю
Только глажу ровное сукно
И бахрому с лиловыми цветами
И ни на чём не могу остаться как ни стремлюсь
Если бы я могла охватить его синее пространство
Серебряную его чешую
Но я даже чешуйку поднять не могу лишь то что опало случайно
Сложила в складку и берегу
Пожалуйста возвращайся
Я не хочу чтоб была она чтоб сквозь меня проплывало это
И не стану ни за кем гнаться до ненаступающего рассвета
Зачем
Вернись ко мне и уснем будем качаться как плот среди лилий
Как два сонных моллюска в колыбели
Разве не в этом счастье чтобы не думать
О глубинах подземелий не помнить обо всем
Я бы накрыла тебя фатой белой и серебряным месяцем
И вычесала звездным гребнем
Только вернись башмачки береники потеряны в неведомых землях
Там где книга твоя где известной пряхи заброшенное рукоделье
Где встречаются все моря
Вечно шарю и не могу найти где ты
Перебираю волосы погибшего корабля







_________________________________________

Об авторе: АННА АЛИКЕВИЧ

Родилась в Москве, закончила Литинститут, как критик сотрудничала с «Горьким», «УГ», «Текстурой», «Лиterraтурой», «Уралом» и др., как поэт публиковалась в «5х5», «45-й параллели», «Сотах», «Формаслове», «Дегусте», «Солонебе», «Текстуре» и др.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
191
Опубликовано 01 сен 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ