В номинации «Стихотворение года» лауреатом стал Юлий Гуголев. «Не дверцу шкафчика, но, в целом, Сандуны…» (Источник: Гуголев Ю. Мы – другой. – М. : Новое издательство, 2019).
*** ЮЛИЙ ГУГОЛЕВ
Не дверцу шкафчика, но, в целом, Сандуны, где причиндалы каждого видны: болты, отростки, шланги, мотовило… Какой там трубы – души здесь горят! Одни проходят, прочие стоят, и хоть у нас и веник есть, и мыло, отец бубнит, что мы – другой разряд.
Что проку спорить с ним? – все верно: мы – другой… Средь нас – увечные: кто с грыжей, кто с ногой, с башкой истерзанной, и с телом-самоваром. Сквозь помутневшей памяти окно вот в это все стожопое «оно» ведут меня за сандуновским паром отцы-мучители, и деды заодно.
В гробу видал я сандуновский пар. Еще там помню, синий кочегар при каждом шаге уголь мечет в топку; и каждый инвалид и ветеран намыливает свой мясистый кран, а я на них – все правильно – без толку… на новые ворота… как баран…
Куда ж ведут нас новые врата? Куда мы входим с пеною у рта (точней, без пены – нас уже обмыли)? Здесь веника неопалимый куст горит, как тот, в важнейшем из искусств; и нет чертей, все сами, сами… или держись за шайку и лишайся чувств.
А шайка наша – деды и отцы. Какие ж все-т’ки взрослые – лжецы! Иначе для чего им это нужно, чтоб человек, который и не жил, под пиво с воблой (чисто рыбий жир!), сидел, потел и крякал с ними дружно: Как вкусно! Как прекрасен этот мир!
Но мы же тут не долго посидим… Уйдем, как пар, рассеемся, как дым, навеянный когда-то Сандунами. И кочегара синяя рука отправит в топку все, что за века намылось, напотело между нами. Но это будет позже… А пока
они сидят на влажных простынях, раскинувшись, как баре на санях, рвут плавничок, сдувают пену ловко среди багровых и счастливых рож. – Эй, Юликатый, ты чего не пьешь?! И дед Аркадий, тяпнув «Жигулевского», знай себе крякает. И миром правит ложь.
Лауреат в номинации «Поэтический перевод»: Алёша Прокопьев. РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ. «Реквием Вольфу графу фон Калькройту». (Ссылка на текст.)
Лауреат в номинации «Критика»: Валерий Шубинский. «С любовью к высоким словам» (о книгах Виктора Кривулина и Олега Охапкина). (Источник: Новый мир. — 2019, № 6).
Денежное содержание премии составляет в номинации «Стихотворение года» 300 000 рублей, в номинациях «Поэтический перевод» и «Критика» – по 200 000 рублей.
В жюри премии вошли известные поэты, издатели, редакторы и модераторы интернет-журналов и сетевых литературных ресурсов, журналисты, критики, литературоведы, переводчики, слависты, кураторы поэтических фестивалей и региональных литературных программ. Эксперты и жюри премии сезона 2020 года трудились безвозмездно, комментируют организаторы.
Процедура голосования позволяет назвать до пяти имён претендентов в каждой номинации без выстраивания рейтинга внутри личного бюллетеня. Оргкомитет определил лауреатов простым подсчетом голосов. Информация о ситуационном рейтинге авторов по итогам голосования жюри останется «тайной совещательной комнаты». В премии «Поэзия» этап Короткого списка отсутствует. За премиальным листом календарно следует награждение лауреатов.
Премия «Поэзия» учреждена Благотворительным фондом «Достоинство» в 2018 году и является преемницей премии «Поэт». Цель премии «Поэзия» – находить и поощрять выдающиеся произведения современной поэзии и поэтического перевода, литературную критику, посвященную поэтическому творчеству.