ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор литературных мероприятий от 28.10.14

Обзор литературных мероприятий от 28.10.14


Наталия Черных

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, автор нескольких книг стихов и эссеистики. Первая публикация (стихи) – «Русская мысль», Париж, сентябрь 1993 г. С того времени – проза, поэзия, эссеистика: «Вавилон», «Кольцо А», «Новый Мир», «Знамя», «Волга», «НЛО» и мн. др. Стихи переведены на английский. 2001 г – Первая Премия Филаретовского Конкурса Поэзии.

Ганс Христиан Андерсен некогда уверил нас, что слезы могут очистить сердце от осколков древнего зеркала тролля, какими бы они ни были – огромными или мелкими. Режиссер Георгий Данелия, уже примериваясь к «Киндзадзе», с группой соавторов представил зеркало тролля в фильме «Слезы капали». Таким образом, зеркало тролля все же есть, оно разбито и его осколки бродят по миру, возникая то тут, то там. Они то попадают в сердце, то выходят слезами. Видимыми и невидимыми.

Едва лишь выхожу из пределов золотой клетки, начинаются осколки зеркала тролля. Я отчего-то начинаю видеть, как вокруг прекрасных печальной закатной красотой людей ходят темные тени (ученики тролля), и порой люди их слушают. И поступают согласно сказочному их шепоту. Но бывает и по-другому: вдруг осколок выходит, и закатный свет превращается в утренний. Порой сама чувствую хамский удар локтем в бок. Ученики тролля постарше человека, им не надо объяснять про жизнь и смерть. Так что – слезы капали.

Вторая половина октября началась чуть раньше календарной, а именно – с объявления финалистов Илья-Премии в Лермонтовской библиотеке, в лермонтовские же дни, 11 числа. Илья-Премия, как сказал Юрий Беликов, «теплая» премия. Как точно найдено слово. Ведь улыбка Ильи Тюрина, смотревшего на всех, кто собрался в тот день, была именно теплой, тихой, ангельской. Именно Илье-Премии позволено (и необходимо) говорить о юности и гениальности. О разнице гения и таланта. И именно в Лермонтовские дни. Именно в тихой улочке совсем рядом с одним из самых московских зданий – Сокольнической каланчей. Именно в библиотеке, прожившей 90 лет и еще совсем молодой. Три грации заведовали всем – пресс-конференцией, церемонией награждения, столом: Галина Киреева, Наталья Морозова и, конечно, Ирина Медведева. Пресс-конференция больше походила на круглый стол, настолько насыщенными были диалоги участников. Выступали: Юрий Беликов, Ирина Денисова, Зульфия Алькаева и другие члены экспертного совета Илья-Премии. Гости - Александр Москаленко, Галина Седых, Людмила Вязмитинова. Лауреаты прошлых лет: Мария Малиновская, Сергей Баталов. Чай никак не заканчивался, расходиться не хотелось. Будущим морозцем бродили по коридорам, порой заглядывая в зал, смурные тени скорбных поэтов и писателей. Порой вмешивались в диалог. Например, в рассказе Галины Седых о двух гениях на одной кухне (Юрий Казаков и Николай Рубцов).

11 октября в кинотеатре «Факел» на Авиамоторной, в одном из самых густых московских районов, обнаружилось  соприсутствие Дмитрия Данилова и Александра Курбатова. Организатор вечера, так и названного «Соприсутствие» -  один из самых заметных молодых литературных деятелей Юрий Угольников. Вот что сказано в анонсе: «Вечер двух поэтов, прозаиков, лауреатов премий, знатоков самых тихих и заброшенных мест Москвы и других городов нашей всё ещё необъятной родины. Двух главных авторов "тихого крыла" художественного товарищества ОСУМБЕЗ. В программе: стихи, проза и разговоры».  «Факел» - место новое, неожиданное, и тем паче желаю ему успеха. Возможно, это был самый интересный вечер недели, но, к сожалению, я так и не доехала. Что, в общем, оказалось в стиле обоих авторов. Последний перед заморозками запах сырой опавшей листвы сладок. Глаза тоже сырые: может, осколок попал. И выходит слезами. Я люблю трамваи в осенней темноте.

13 октября – Булгаковский Дом, поэзоответ Киеву. Булгаковский Дом в столичной литературной жизни держится особняком.  Его литературный год подчиняется собственной логике: Андрей Коровин – денди среди культуртрегеров. Мероприятия в Булгаковском одновременно традиционные и парадоксальные. 13 октября состоялось открытие нового сезона. Как заявлено было, вечер из двух частей: презентация книги Александра Кабанова «Волхвы в планетарии» и вечер поэзии, в котором участвуют Мария Ватутина, Герман Власов, Андрей Коровин, Григорий Кружков, Татьяна Милова, Виталий Пуханов и другие участники «Киевских лавров». Соединение Киева и Булгакова в одном вечере вижу судьбоносным и чисто дендистским. Ученики тролля, конечно, обожают БИСа, как назвали некогда Булгаковский Дом, но в этот раз им пришлось, полагаю, несладко. Не сомневаюсь, что это был один из самых стильных вечеров Булгаковского сезона.

14 октября – объявление лонга премии «Дебют». Гостиница «Золотое кольцо» уже не первый раз принимает «дебютантов» в зале «Есенин», и каждый раз действо, при видимом сходстве с предыдущим, оказывается другим. И в этот раз; вроде бы все знакомо: народ подтянулся к фуршету, фотографы демонстрировали скучные лица, журналисты – диктофоны, фуршет был как всегда уместным и сытным. Но изменение, похоже, ощутили все. Владимир Новиков приглашен в жюри в номинации «эссеистика». Его парадоксальный, легкий спич о разнице академичности и эссеистичности обозначил довольно существенную точку перемены тренда в том, что можно условно назвать эссе. Вспомнились работы Алексея Ерохина и его «семидесяхнутые». Поэзию доверили великолепному Александру Кабанову, сказавшему довольно жесткую речь. Которая, тем не менее, отлично вписалась в новый виток премии. Вечерняя лента фейсбука принесла мне сообщения от двух моих друзей, что «они в лонге».  Я наблюдала, как писались эти два вошедшие в лонг произведения. Не один год. Переделывались. Где-то были частично опубликованы. В каждом из двух сообщений была слегка безумная смешинка. За этих двух я точно уверена: они не ждали лонга, хотя и демонстрировалась настроенность на победу. За окном в ночи у кого-то день рождения: «дальше действовать будем мы». Удачи, друзья.

16 октября в Музее Серебряного Века представлена уникальная книга виднейшего эстонского поэта Яна Каплинского, написанная на русском языке. Вернее, книг было две: одна в старой орфографии, которую так любит поэт, и другая – в новой. «Белые бабочки ночи, черные бабочки дня». Вот что говорит автор послесловия книги в новой орфографии поэт Сергей Завьялов: «Редактировал книгу эстонского патриарха Яна Каплинского, которую он написал по-русски, да еще и в старой орфографии. Я - из немногих, кто может справиться с такой работой. Книга - великая. На мой взгляд - одна из самых значительных книг на русском языке, написанных в новом веке, может быть самая значительная. Диалог человека с собственной смертью. Написал к ней послесловие». Мне очень понравилась разреженность этого вечера. Понравилось то, что Каплинский («эстонский патриарх») небольшими рассказами (о детстве, о своем хуторе, о поездках), приточно, открывал действия поэзии в жизни человека. В частности, в своей. Возникала тонкая и звонкая нескучная схоластика, радостная философия поэзии. Чтение стихов было скорее иллюстрацией, и в этой иллюстративности была искомая «новость» поэзии истинного высокого модерна. На фуршете поэт стоял несколько особняком, с интересом разглядывая лица. Вспомнился Арво Метс, в Чеховке. Хотя внешний облик этих поэтов на редкость разный. Метс, по-детски изящный, с разметавшимися волосами Короля Лира, читал стихотворение, где поклонница изумилась, увидев поэта в столовке. Она думала, что поэт как маленький принц – никогда не ест. Ян Каплинский, худой и высокий, с длинным бокалом, стоял в тени и в нише банкетного зальчика. В тихом сумраке рядом с ним виднелись персонажи андерсеновских сказок. И это был скандинавский синдром русской поэзии.

ДНИ АЙГИ 15-17

Для меня пространство-время Геннадия Айги трудно описуемо по причине слишком живой симпатии к его стихам. Так что ограничусь цитатой из релиза и короткой заметкой о вечере в музее Серебряного Века.

Вот что говорит релиз Дней Айги: «15-17 октября 2014 г. в Институте языкознания РАН пройдет международная конференция «Язык и языки поэзии», посвященная 80-летию Геннадия Айги. Одновременно с конференцией в Москве будут проходить  «ДниАйги», во время которых будут представлены: спектакль по стихам Айги, музыка, написанная Алексеем Айги, книга стихов Геннадия Айги «Расположение счастья», реконструированных Наталией Азаровой и Татьяной Грауз, и «Айги-книга», подготовленная Арсеном Мирзаевым. Также состоится поэтический вечер, в котором примут участие многие видные поэты современности».

На презентацию «Расположения счастья» попасть не удалось, однако книга у меня есть. Ее подарила мне Наталья Азарова, возникающая в московской литературной жизни как бронзовая статуэтка Фортуны Тихэ времен уходящей античности. Именно Азарова рассказала мне, как трепетно Геннадий Николаевич слушал стихи приходящих к нему поэтов. И это укрепило тогда, много лет назад, мою робкую симпатию к его образу (стихи я полюбила с первого прочтения). «Расположение счастья» - довольно сложная, тщательная работа с черновиками, безусловно, интересная любителям поэзии Геннадия Айги. Хочется отметить участие Татьяны Грауз, ее вкус и слух.

17 октября в Музее Серебряного Века состоялось представление «Айги-книги», тома из воспоминаний и стихов, фиксирующего еще одну Айги-веху. Вечера, на которых звучат стихи Геннадия Айги, всегда отличаются щемящей теплой. Ни гнета обязательности, ни манкирования выступлениями, ни разнообразных выяснений. Вел Арсен Мирзаев, выступали, конечно, Юрий Орлицкий, Валерий Земских, Татьяна Грауз, Анна Орлицкая. Александр Горнон рассказал, как Геннадий Николаевич тайком сделал надпись в книге из его библиотеки. Арсен Мирзаев прочитал трогательное воспоминание Марины Разбежкиной. Кирилл Корчагин, Денис Ларионов и Алла Горбунова прочитали по стихотворению Айги и по своему стихотворению. Галина Борисовна Айги и Атнер Хузангай неслись в поезде на пути к Чебоксарам. На поезд спешили и участники вечера. На стенах небольшого зала на третьем этаже продолжалось лето цветов. Слезы уносили последние осколки холода небытия.

17  же октября в 209 б-ке, Алтуфьевское ш., 97, прошел урок вечерней Лианозовской школы, устроенный Андреем Черкасовым и Ольгой Машинец. Время побеждено аудиозаписью: стихи читают Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский.

Немного из анонса. «В частности, в «Вечерней Лианозовской школе» будет тёмная комната, попадая в которую посетитель услышит голоса поэтов-лианозовцев и увидит… Что он увидит? Мы предлагаем художникам ответить на этот вопрос и создать видеоинсталляцию, устанавливающую то или иное соответствие как звучащим стихам, так и общей эстетике Лианозовской школы. Что необходимо сделать? Вы выбираете по одному стихотворению поэтов-лианозовцев Е. Кропивницкого, Г. Сапгира, В. Некрасова, Я. Сатуновского, И. Холина в исполнении авторов (аудиозаписи есть в свободном доступе в интернете, например, на сайте «Новой литературной карты России») и формируете видеоряд на ваше усмотрение. Он может быть основан на архивных материалах, может обыгрывать выбранные вами тексты, а может быть единым абстрактным полотном». Может быть, в этой темной комнате будет слышен прошлый звон зеркала тролля.

18 октября – Нью-Васюки с Ганной Шевченко и Вадимом Керамовым. Вот что пишет в своем Нью-Васюковском дневнике Надя Делаланд: «В зале стоит 60 стульев, но пришлось еще приносить из читального зала, и все равно слушатели стояли. Но самое главное - большая часть публики была молодой. К нам потом подходили мальчики и девочки и рассказывали, что и как им понравилось, и обещали всегда теперь приходить в библиотеку. В общем-то, это то, ради чего все и затевалось. Ведь очевидно, что среди школьников и студентов есть люди, которым интересно, то, что сейчас происходит в литературе, но они не знают не только, как дотянуться до нее, но и как выглядит то, до чего надо дотягиваться. Хочу еще раз сказать спасибо Ганне и Вадиму, Марине Носовой. А еще я очень хочу поблагодарить Владимира Картушина, который незаметно, ненавязчиво просто рядом, поэтому как-то совсем не страшно».

19 октября – шествие-воспоминание о поэтах. Вот что говорит анонс: «В рамках празднования 200-летия М.Ю. Лермонтова Государственный литературный музей и Государственный музей А.С.Пушкина подготовили совместную акцию «Жизнь поэта»: 1831 год: Пушкин и Лермонтов – соседи по Арбату. Действительно, зимой и весной 1831 года поэты жили буквально в полусотне метров друг от друга. Современные поэты, которые примут участие в шествии «от Лермонтова к Пушкину», предположили, как мог бы идти один поэт к другому, и вместе со всеми желающими готовы под музыку и декламацию пройти этим «поэтическим» маршрутом в воскресенье, 19 октября».

20 октября  впервые в России прошла Всероссийская литературная премия имени Валерия Прокошина. Церемония награждения победителей состоялась в Государственном музее имени Пушкина 20 октября. Победителями стали: Марина Бирюкова («За собственный голос в поэзии») и Ольга Шилова («За творческий поиск в поэзии»). 

21 октября пришвартовался «Подземный флот» Геннадия Каневского в «Лётчике». Это вторая книга Каневского, вышедшая в «Айлуросе», и она (читатели оценят) довольно сильно отличается от первой по характеру и настроению стихов. Хотя сам автор предпочитает называть свои стихи «мрачными», более витального поэта, чем Геннадий Каневский в московской поэтической среде - еще поискать. «Китайский летчик» салютовал дружественному флоту, темноватое помещение действительно напоминало кают-компанию большого корабля. Я не была, но мне так сказали. Так что ученикам тролля здесь ничего не перепало.

и капитан выходит к экипажу
и тихо произносит «виден берег»
и имя твоё тихо называет
все думали что индия ан нет
матросы сходят на́ берег след в след


22 – Александр Макаров-Кротков в Музее Серебряного Века. Представлен «Отредактированный экспромт». Книга вышла в издательстве «Цирк Олимп ТВ» в 2013, презентации были в Самаре, Санкт-Петербурге и других городах. И вот, наконец – Москва. Публика – испытанная в боях, литературные однополчане андеграунда. Среди присутствующих Лев Рубинштейн, Михаил Айзенберг, Виктор Коваль. Герой вечера с публикой контрастировал, и это было то, ради чего стоило там побывать. Макаров-Кротков - поэт чрезвычайно подвижный, чрезвычайно рефлексирующий. Возможно, него сто тысяч томов, сложенных стопкой на персональном облаке, но читает он немного и очень коротких вещей. В частности, за прошедший вечер было прочитано три книги. Так что лучшего специалиста по осколкам зеркала тролля нет.

22 же – В Библиоглобусе представлена книга Владимира Гуркина с несколько шокирующим названием «Любовь и голуби», вышедшая в изд-ве «Время», Арс-Пегас приглашает в Литсалон «Современник 21».

Собрать все осколки не получилось. Собирание и не входило в мои задачи. Слезы капали, превращаясь в снег, и снова таяли. Летняя раздетость и необязательность сменилась теплотой и осторожностью друг к другу. Зима близко. И как мы будем зимовать? Нет, правда, а если без глумежки. С глумежкой – скучно.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 281
Опубликовано 28 окт 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ