В этот раз начну с рецензий на потенциальные бестселлеры.
«Горький» (20 февр. 2017) обращает наше внимание на книгу «Тобол»
Алексея Иванова.
Вадим Нестеров пишет: «Алексей Иванов определил жанр своей новой книги «Тобол» как роман-пеплум. На самом деле это, конечно, роман-счастье». «Счастливы все. Урушев получил качественный сценарий, позволивший продать этот проект Первому каналу. Иванов же, исполнив даже два сценария продюсеру (на 8 серий и на полный метр), принялся ладить уже для себя тот самый концептуально новый роман. Масштабный (как сериал «Игра престолов»), многонаселённый (как сериал «Игра престолов»), соединяющий несоединимое (как сериал «Игра престолов») и иноприродное (как сериал «Игра престолов»). По крайней мере, на стадии задумки все было именно так».
Галина Юзефович на портале «Медуза» (20 февр.) подвергает анализу новую книгу
Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» и устанавливает, что книга а) тенденциозна, б) некорректна и фактически неточна, в) имеет пропагандистскую направленность, г) манипулирует читателем. «Воевать – нормально, тут нечего стыдиться … книга писалась именно ради популяризации и утверждения этой идеи – и ни для чего другого». Зная, как «Захар собрался на войну», отправившись с гастролями по стране, замечу, что наверняка и эта книга Прилепина написана в пику Дмитрию Быкову. 4 марта Галина Юзефович делится наблюдениями ещё об одной книге «Манарага»
Владимира Сорокина. «Владимир Сорокин – один из примерно четырех современных русских писателей, читать которых не скучно, в общем, никогда». Нам обещают жечь классику.
Что касается рецензий вообще: начался новый премиальный сезон
«Национального бестселлера». На сайте премии появляются отклики большого жюри.
Артём Фаустов о книге
Дмитрия Липскерова «О нем и о бабочках»: «В ту ночь литератор Дмитрий Михайлович Липскеров спал неспокойно. Мутные, тревожные грезы душили его непросыпающееся тело, заставляя метаться на кровати. Но, как это иногда, в исключительных случаях, бывает, перед самым пробуждением словно переключился некий невидимый тумблер, ум Дмитрия Михайловича вдруг просветлел».
Алексей Колобродов о романе
Андрея Рубанова «Патриот»: «Сравнение писателя Рубанова с писателем Василием Аксеновым если не польстит Андрею, то определенно не вызовет у него отторжения … А сегодня, через годы в литературе, параллель сия выглядит для Рубанова чуть ли не принижающее».
Ната Сучкова о романе
Натальи Ключарёвой «Счастье»: «Сказочная история, акварельная. И нет в ней никаких ужасов дурдома и тюрьмы, и нет в ней никаких изысков и вывертов – абсолютно прозрачный, как чистая вода, язык, легкая река».
Роман Сенчин о тексте
Ольги Брейнингер «В Советском Союзе не было аддерола»: «Может, оттого, что я не знаю иностранных языков и не живал за границей дольше десяти суток или по какой иной причине, книги, написанные на русском языке о
людях мирамне читать неинтересно». Что ж, отрицательная рецензия – тоже рецензия.
И еще одна рецензия.
Елена Сафронова о книге
Елены Якович «Прогулки с Бродским и так далее» на сайте
Rara Avis (28 февр.): Елена Якович оговаривается, что в фильм не вошли многие прогулки и разговоры, и что у неё сохранилось четыре диктофонных кассеты прямой речи Бродского, записанных с его разрешения».
Теперь обращу внимание на обзоры. 5 филологических книг, которые нельзя пропустить на сайте
«Афиши.Daily» (21 февр.): «Подземные классики: Иннокентий Анненский, Николай Гумилев»
Романа Тименчика, «М. Л. Гаспаров. О нем. Для него», «Трилогия о Васе Куролесове с комментариями Олега Лекманова, Романа Лейбова и Ильи Бернштейна»
Юрия Коваля, «Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма»
Лады Пановой, «Русская литература 1920–1930-х годов: портреты прозаиков», т. 1, кн. 1–2. О последней: «В огромной книге всем советским и эмигрантским писателям теперь есть что сказать в свою защиту». Все мы любим читать обзоры периодики на сайте «Горький», которые делает
Лев Оборин, а теперь можно познакомиться с обзором на сайте «Год литературы» (27 февр.) от
Бориса Кутенкова. «Одной из важнейших поэтических публикаций стала подборка
Алексея Морозова (1973–2005) в
«Лиterraтуре», № 92. Поэт из цикла «Они ушли. Они остались», организаторам которого не удалось найти иной информации, кроме отзыва
Дениса Карасёва (единственный, кто вышел на связь из знавших поэта при жизни)…» Стоит также отметить интервью критика, которое он дал журналу
«Гостиная»: «Радостно видеть, как в окружающих не угасает стремление к критическому слову: это феномен, которому до сих пор не нахожу объяснений – и на который не влияет ни малоприбыльность, ни почти нулевая престижность занятия. Поразительно: время не расположено к литературоцентризму – но народ абсолютно литературоцентричен. Иначе – чем объяснить возникновение все новых литературных проектов?»
Перейдем в «Журнальный зал».
«Октябрь» (2017, № 1) вышел со статьёй
Юлии Щербининой «Книжная свита», где составлен топ-10 популярных околокнижных занятий, среди которых названы букскаут, книжный детектив, чтец, бета-ридер, буктубер, библиотерапевт, литературный наставник, гострайтер, артбукер, скупщик книг. Дорогие филологи, будьте спокойны, ваш труд все еще востребован. «Книга как хлеб единый способна если не полностью насытить, то бесперебойно подкармливать легионы блогеров, скаутов, ридеров… Ну а верных слуг от вульгарных прихлебателей отделит История».
Елена Лапшина пишет о поэтических книгах «Восемь минут»
Анастасии Строкиной, «Забыть-река»
Леты Югай, «Взлётка»
Николая Звягинцева. «В поэзии Звягинцева происходит некое очевидное волшебство. Иногда – это целое стихотворение, иногда – вдруг строка, которая точностью бьет не в бровь, а в глаз, и с подбитым глазом зависаешь над ней. Приводить построчные примеры нет смысла – они слишком индивидуальны. Как он это делает (расскажи мне, Холшевников)? – вообще непонятно. Видимо, великая сила искусства». В этом же номере журнала рецензии на книги «Не зяблик»
Анны Наринской, «Великая легкость»
Валерии Пустовой, «Клудж»
Льва Данилкина, «Упражнения в бытии»
Ольги Балла и др. Номер также наполнен интересной прозой, среди авторов –
Александр Кабаков, Лена Элтанг, Павел Крусанов, Александр Снегирёв, Ксения Драгунская.
«Дружба народов» (2017, № 1) подводит литературные итоги 2016 года вместе с
Алисой Ганиевой, Евгением Ермолиным, Еленой Зейферт, Павлом Крючковым, Давидом Фельдманом и др. «После прочтения семидесяти романов, допущенных к конкурсу «Русского Букера», мне, как и моим коллегам по жюри, было нетрудно заметить: романы этого года крутятся вокруг одних и тех же тем. Это история — личная, семейная, этническая, территориальная, — память, самоидентификация, ретроспекция, собирание вывихнутых суставов времени...» (Алиса Ганиева). «Мы говорили о постмодернизме, о новом реализме, а получаем часто оригинальный геттоизм, патологически гипертрофированную неоклассику, скорее всего эскейпистскую в своих истоках. Литератор, оторвавшись от злобы момента, освободившись от тяготения среды, завис в разряженной кастальской атмосфере, где он никому ничего не должен» (Евгений Ермолин). О «Письмах к Соломону»
Николая Александрова, опубликованных в этом же номере журнала, пишет
Ольга Балла: «Этот текст (именно текст — в единственном числе, потому что цельный, членится на письма-главки единственно ради удобства вдоха-выдоха) полон подробностями личной памяти, которые, как можно подумать, за пределами жизни носителя этой памяти не значат ничего, а в пределах ее — перенасыщены значениями. Впрочем… только ли в пределах?» Из письма
Вениамина Блаженного Инне Лиснянской 25 января 1985 г.: «Если мне и становится легче после писания стихов, то это легкость от потери крови, легкость приближения к небытию. Не потому ли мои стихи переглядываются со смертью? Может быть, смерть, созданная моими строфами, услышит живым слухом то, что не захотели услышать мои современники — люди с каменными сердцами, и прежде всего поэты. Вы ведь знаете, что только несколько из них ответили на мои письма со стихами. (Не ответили Ахмадулина, Ваншенкин, Вегин, Жигулин, Левитанский, Озеров, Самойлов, Сикорский, Чухонцев — в алфавитном порядке)».
В
«Урале» (2017, № 2) вышло сразу две книжных полки. Рецензируются книги «Непереводимая игра слов»
Александра Гарроса, «Лолотта и другие парижские истории»
Анны Матвеевой, «Интонации скорби и пение» Андрея
Танцырева, публикации «Квинс»
Александра Стесина, «Свидание с Квазимодо»
Александра Мелихова, «Неизвестность»
Алексея Слаповского. Из рецензии
Александра Кузьменкова на книгу «F20»
Анны Козловой: «Несмотря на жизнеутверждающую развязку, меня накрыли навязчивые дистимические раздумья о прогрессирующей парафрении отечественной словесности».
Юрий Казарин пишет о поэзии
Майи Никулиной: «Майя сбылась, и это — чудо, тайна и мука мученическая — любить. Любить поэзию. Любить Майю. Любить волю и холодные шахты, колодцы и шурфы глубокого бытования и неубывания музыки и смысла. Поэзия Майи — это вселенная, родственная астрономической, первопричиной».
«Дети Ра» (2016, № 12) радуют рецензиями
Сергея Бирюкова на книги «Трансфуристы. Избранные тексты Ры Никоновой, Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора», «Bookwork. Russische boekunst van Nikonowa en Segay. Exhibition in Museum Meermanno», «Русский моностих: Очерк истории и теории»
Дмитрия Кузьмина: «И, конечно, исследование Д. В. Кузьмина может послужить хорошим стимулом к дальнейшим теоретическим и практическим поискам. Например, этот краткий отклик мне хочется закончить моностихом, не вписывающимся в классификации, предложенные автором. Вот таким:
мо! но! О! моно!
(читать с выразительной паузировкой)».