Ольга Брейнингер
в е д у щ а я к о л о н к и
Прозаик, критик, переводчик. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького. Живёт в г. Бостон (США), учится в докторантуре Гарвардского университета. Работала журналистом и редактором печатных и электронных изданий в России и Казахстане. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новое литературное обозрение», «Пролог» и др. |
(О книге: Julia Alekseyeva. Soviet Daughter: A Graphic Revolution. Microcosm Publishing, 2017.)
Графический роман Юлии Алексеевой «Советская дочь: графическая революция» был выпущен Microcosm Publishing в январе 2017 года. «Советская дочь» продолжает традицию таких известных графических романов как «Маус: Рассказ выжившего» Арта Шпигельмана (Пулицеровская премия, 1992 год) – истории польского еврея, пережившего Холокост; или «Персеполис» Марджане Сатрапи, описывающего детство и юность автора в Иране времен Исламской революции. С известным графическим романом Алисон Бехдел «Веселый дом: семейная трагикомедия» Алексееву роднит тема сложных взаимоотношений в семье.
Для российской литературы графический роман (разновидность комикса, направленная на взрослую аудиторию) – относительно новый жанр, хотя вполне можно сказать, что саму технику комикса использовал еще Маяковский в «Окнах РОСТА» - к чему, кстати, в романе Алексеевой есть прямая отсылка, он начинается как раз цитатой из Маяковского.
Жанр комикса совмещает в себе черты литературы и визуальных искусств, основной передачи информации в нем одновременно являются и рисунок, и текст. В американской культуре комиксы давно ушли от репутации «детского» или масс-культурного жанра, и стали объектом литературоведческих и культурологических исследований. В этом отношении интересна, например, серия книг Скотта МакКлауда «Understanding Comics” (1993), "Reinventing Comics” (2000), и "Making Comics” (2006) – исследования эстетики комиксов, выполненные в технике комиксов. В России бум комиксов начался приблизительно в 2010-е. На эти времена пришлось создание фестиваля комиксов КомМиссия, открытие специализированных издательств, появился фэндом. Графический роман на «родном» материале был как раз кстати, так что я надеюсь вскоре увидеть роман Алексеевой переведенным на русский язык.
«Советская дочь» повествует о двух героинях и разворачивается в двух временных плоскостях. Главы о еврейской девочке Лоле, родившейся в Киеве в начале 20 века, перемежаются короткими интерлюдиями, повествующими о жизни ее правнучки Юлии, иммигрировавшей со своими родителями в Америку. Так, следя за жизнью Лолы в Киеве начиная с дореволюционного времени и до депортации Лолы в Казахстан на время войны, ее возвращения, и, уже в 90-е, эмиграции в Америку, после чернобыльской катастрофы, мы периодически переключаемся в настоящее время, где мы видим Лолу глазами Юлии, и сопоставляем не только жизненные пути этих двух героинь, но и траектории разных поколений. Казалось бы, они совсем непохожи, и рождают разных героев: там, где Лоле каждый день просто приходилось продолжать идти вперед, потому что трагические жизненные обстоятельства не оставляют ей другого выбора, жизнь Юлии, наоборот, полна сомнений и саморефлексии – и именно пример ее прабабушки, смелой, решительной и полной идеализма, помогает ей эти сомнения и сложности преодолевать.
В романе Алексеевой есть несколько ключевых тем – одна, как уже упоминалось, это отношения внутри семьи, и она становится ключевым вопросом с самых первых страниц книги: «Честно сказать, мои отношения с семьей всегда были сложными. С тех пор как мы иммигрировали в США, между нами пролегла непреодолимая стена – мы говорили на одном и том же зыке, но больше не понимали друг друга. Но с Лолой все было совершенно по-другому. Она полностью понимала меня». Одна из причин, разделяющих Юлию и ее семью – это политический активизм и идеализм – и это именно то, что притягивает ее к прабабушке и ее воспоминаниям. Ее интерес к левой идее, как ей видится, унаследован ею от Лолы, которая была юной в пору становления Советского Союза и которая верила в него. «Желание бороться несмотря ни на что, из чувство моральной справедливости» - главная черта характеров Лолы и Юлии.
Важна в романе и тема еврейской идентичности – подразумевающаяся как само собой разумеющееся в истории Лолы и отрефлексированная у Юлии. А еще Алексеевой удалось сделать в своем романе нечто очень редкое – соблюсти политический такт и баланс. Ее история не пытается во что бы то ни стало вызвать у читателя слезы сострадания, но вызывает симпатию. Она не обходит стороной темные моменты истории СССР (сталинские репрессии, антисемитизм, чернобыльская катастрофа) – но ее юная героиня, тем не менее, видится ярой поклонницей левых идей в современной Америке. Все сделано просто, точно и честно, и эта честность, вкупе с попыткой показать историю не как историю идей, а как развитие характеров – помогает сгладить острые углы и не искать ни компромиссов, ни политического антагонизма.
скачать dle 12.1