выйди от меня
я не человек вовсе
Мария Степанова, Spolia
Сразу предупреждаю: чтобы читать современный готический роман, надо набраться храбрости. Жуткие мистические события, непонятные пугающие персонажи, тайны, тайны, тайны. И всё же – готический роман, который пишется для детей, не может быть слишком страшным, так что читайте смело – всё будет в порядке (более или менее).
Английская детская писательница
Фрэнсис Хардинг, которая явно любит «ужасы», очень популярна у себя на родине. Пишет она прекрасным слогом, однако русские переводы несколько бледнее. Роман Хардинг
«Песня кукушки» («Клевер», 2016, пер. Е. Измайловой) затягивает, заплетает в паутину непонятных событий, странных двойников, скрытого мира. Что-то невероятное творится с Трисс, и так уже болезненной девочкой, после того, как она свалилась в речку и вернулась домой мокрой до нитки. Но это не жар, не лихорадка, как думают её родители – весь мир словно поменялся, стал совсем другим.
На самом же деле поменялась именно она, или, вернее сказать, поменяли её. Она – странное создание, подкидыш и подменыш, и ей отпущено всего семь дней на то, чтобы исправить зло, сотворённое не ей, а теми, кто ненавидит её отца – инженера-строителя. А ненавидит его (не без причины) таинственный Архитектор. Его-то и должна победить «Фальшивая Трисс». К счастью, те, кто раньше её ненавидели, вдруг понимают, что она нуждается в помощи и, вместе с тем, может помочь им. Теперь у неё есть новое имя – Триста – а новое имя всегда даёт надежду. Получится ли у неё отыскать настоящую Трисс и не придётся ли ей, Тристе, заплатить за это своей жизнью?
Героиня книги
«Дерево лжи» («Клевер», 2016, пер. Е. Измайловой) тоже девочка, и ей тоже грозят немалые опасности. Ей, как многим другим девочкам, очень бы хотелось родиться мальчиком. Мальчикам можно всё, а главное – они могут стать учёными и исследовать тайны природы. Отец Фейт – священник и знаток древностей, и дочка часто помогает ему в научных изысканиях, но всё же – что бы она ни делала, отец её всерьез не принимает.
А время такое, что научные битвы – как и в наши дни – перерастают в битвы политические. «А когда Фейт стукнуло пять лет, миру явилась книга под названием "Происхождение видов”, и он сотрясся до основания, словно лодка, наткнувшаяся на мель. Так начало разворачиваться неведомое прошлое. Десятки тысяч, сотни тысяч, даже миллионы лет... и чем глубже уходили тёмные века, тем более жалким выглядело человечество». Отец Фейт не желает с этим мириться, мечтает опровергнуть учение об эволюции. Ему удаётся создать ложь, в которую очень хочется верить его единомышленникам.
И в этом ему помогает таинственное дерево, найденное в далеких странах и не выносящее дневного света. Автор обладает удивительным воображением – описание дерева лжи завораживает. Ну, и как положено в готическом романе, в нём нет недостатка в завываниях бури, в раскатах грома и прочих ужасающих природных явлениях.
Семья уезжает на далёкий остров, где ведутся странные археологические раскопки. Отцу Фейт явно грозит опасность. И Фейт, даже не зная, в чём дело, старается ему помочь. Но у неё ничего не получается. Остаётся только расследовать смерть отца. И для этого тоже нужно лгать, в надежде, что дерево лжи откроет правду о его гибели.
В каком-то смысле Фейт – вылитая Кэлпурния, ещё одна девочка, мечтающая стать учёным, героиня двух книг
Жаклин Келли, «Эволюция Кэлпурнии Тейт» и
«Удивительный мир Кэлпурнии Тейт» («Самокат», 2014 и 2016, пер. с англ. О. Бухиной и Г. Гимон). Только страшное в книгах Жаклин Келли предельно реалистично – это война Севера и Юга или ужасное Галвестонское наводнение, случившееся в 1900 году и унёсшее больше жизней, чем любая другая природная катастрофа в США.
Несмотря на то, что и Хардинг, и Келли пишут о жизни в уже довольно отдалённые от нас времена, они пользуются немалым читательским успехом. Современная проблема не в том, может ли девочка быть учёным, а в том, по-прежнему, может ли она сама вершить свою судьбу, действовать по своему выбору. Именно поэтому столько появляется сейчас книг о храбрых, умных и решительных девочках – а уж какой это жанр, историческая проза, готический роман, фэнтези или школьная повесть – совсем не так важно.