И, слово, в музыку вернись…
Осип Мандельштам
Тема музыки меня явно не отпускает. И вот снова мне попалась книга, где музыкальная тема проходит связующей нитью через всё повествование. Книга
Дженнифер Доннелли «Революция» («4-я улица», 2014, пер. с англ. М. Салтыковой) – крутой замес современности и истории, жизненной трагедии и первой влюблённости, музыки всех времен и народов и жестокой революции, Нью-Йорка и Парижа.
Эта книга – для старших подростков, и поэтому здесь в избытке секса и наркотиков (по теперешним законам книга помечена 18+), но не в них дело. Дело в страшной тоске, в настоящем горе, в истинной трагедии. Смерть брата, в которой она себя винит, повергает Анди в страшную депрессию. На первый взгляд Анди – типичный американский подросток. Но в ситуацию она попала не вполне типичную. Не помогает и то, что родители разошлись – отец снова женился, а мама-художница совершенно выпала из жизни и рисует один за другим портреты погибшего сынишки. Анди оказывается предоставленной самой себе, хотя один верный друг у неё есть. Виджей, одноклассник Анди, в отличие от неё, успевает по всем предметам и для школьного проекта интервьюирует политиков и президентов по всему миру.
Анди – ученица выпускного класса, но ей совершенно не интересно думать ни об учёбе, ни о будущем. Одно спасает – музыка, игра на гитаре, занятия с любимым учителем. Но элитная школа предъявляет свои требования – учёба совершенно запущена, и девочке грозит отчисление. Разъярённый отец – биолог и нобелевский лауреат – настаивает на том, чтобы Анди ехала с ним в Париж и там написала черновик школьного проекта. Без этого ей школу не закончить. Анди собирается писать о знаменитом музыканте, произведения которого повлияли не только на его современников, но и на музыку наших дней.
Так начинаются приключения Анди в Париже – современном городе уличных музыкантов и туристов – и грязном, голодном, кровавом Париже времен Французской революции.
Впрочем, отец Анди оказывается в Париже тоже из-за Французской революции. Его, биолога, пригласили сделать анализ ДНК сердца, много лет тому назад запечатанного в сосуд – предполагается, что это сердце маленького Луи-Шарля, потерянного короля, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Мальчик умер в тюрьме, куда его заточили революционеры. И теперь современная генетика сможет ответить на вопрос – чьё же это сердце.
В футляре старинной гитары Анди находит дневник, написанный семнадцатилетней актрисой Александриной Паради, которая прислуживала Луи-Шарлю и до последней минуты надеялась скрасить его заточение роскошными фейерверками – только их мальчик и мог видеть из маленького окошка высокой тюремной башни. Так переплетаются судьбы Анди и Алекс, несмотря на то, что их разделяют два столетия.
Анди попадает в парижские катакомбы и оттуда прямиков в прошлое. Она пытается закончить дело, которое не удалось закончить Алекс. Ну и, конечно, встречает героя своей выпускной школьной работы – музыканта Амадея Малербо. Он и Александрина выдуманы писательницей, но события Французской революции описаны ею с большой достоверностью. А если хочется узнать побольше – в конце приводится длинный список исторических источников и книг для чтения и по истории, и по музыке.
И с ещё большей достоверностью описан процесс сочинения и исполнения музыки. Именно музыка, как и в других книгах, о которых я уже писала, становится главным героем и звучит почти с каждой страницы.
В конце концов, Анди удается найти мир с самой собой, в конце концов, она встречает настоящую любовь – парижского таксиста и музыканта Виржиля. И не перестает играть и изучать музыку, а её мама-художница снова начинает писать натюрморты. А отец – что отец, у него уже своя жизнь.
И оказывается, что Анди выросла.