ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 221 сентябрь 2024 г.
» » Обзор литературной периодики от 01.07.16

Обзор литературной периодики от 01.07.16

Юлия Подлубнова

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, заведующая музеем "Литературная жизнь Урала ХХ века", доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета. Публиковалась в журналах "Урал", "Октябрь", "Новый мир", "Новая реальность", "Новые облака" и других. Автор сборника стихов "Экспертиза" (Екатеринбург, 2007). Живёт и работает в Екатеринбурге.

Сегодня начну с газет. «Вечерняя Москва» (16 июня) публикует колонку Ольги Славниковой с печальным известием, что «созданная для поощрения молодых писателей независимая литературная премия «Дебют» в 2016 году вручаться не будет». Премия будет переформатирована, предполагаются изменения к возрастным требованиям в отношении участников. «С одной стороны, молодых и талантливых авторов сейчас довольно много. А, с другой, само понятие «молодой писатель» в последнее время сильно изменилось. Дело тут вот в чём: в Москве, Питере и других крупных городах, где давно происходит ранняя профессионализация, 30-летний автор считается уже «взрослым», опытным, бывалым.
А в провинции – поскольку там тяжелее бороться за жизнь – литераторы на крыло становятся намного позже».
О приостановке работы премии написали «Известия», «АфишаDaily», «Газета.ru» (7 июня) и др. Комментарий в «Литературной газете» (29 июня): «Уважаемая Ольга Александровна! Ну зачем вы это написали? <…> Скажу честно, я бы первым поаплодировал вам, если бы вы к своим словам о реализме добавили нечто покаянное».

«Литературная Россия» (24 июня) вспоминает поэта и актера Андриеса Янссона, умершего в 2014 г. в 31 год. «Порой кажется, что с уходом человека, прекращается его жизнь во всех смыслах этого слова. После всех печальных событий, память об Андриесе была увековечена особым образом. Он мечтал выпустить собственную книгу, и мечта, вопреки всему, сбылась. Друзья Янссона издали книгу в память о друге с эстетическим названием «Чарующие вирши»».
 
НГ – Ex libris (30 июня) анонсирует книги «Нас время учило…» Льва Разумовского, «Ничего личного» Даны Курской и др. А. Щербак-Жуков – о книге эссе Галины Щербовой: «Интересны размышления автора о структуре фольклорной сказки. Галина Щербова разгадывает архетипические сюжеты, словно загадки, вникает в их тайный мифологический смысл».

Colta.ru (29 июня) пишет о смерти поэта Леонида Ентина: Леонид Ентин родился 1938 году в Днепропетровске, учился на факультете русского языка и литературы Ленинградского педагогического института.
С конца 1950-х годов входил в круг молодых неподцензурных авторов, был близок с Иосифом Бродским, Леонидом Аронзоном, Владимиром Эрлем.
В 1963 году вместе с Юрием Галецким, Иваном Стеблиным-Каменским и другими вошел в литературную группу «Верпа» Алексея Хвостенко, в 1966 году совместно с ним написал абсурдистскую пьесу «Ботва».
Публиковался в самиздате 1960-х — 1970-х годов. В 1977 году был арестован по сфабрикованному уголовному делу и приговорен к году тюрьмы.
В 1978 году эмигрировал из СССР, жил в Париже».

Казанский ресурс «Инде» (29 июня) предлагает интервью со Львом Обориным: «Критик человек, который берет на себя труд узнать, о чем написано в той или иной книге, и дать читателю понять, стоит ли ее открывать. С другой стороны, критика это по-прежнему поле, в котором формируются новые литературные концепции. Культура диверсифицируется, жанры дробятся на поджанры, стили — на субстили, и в этой ситуации критика должна обозначать точки, вокруг которых формируются тренды и гроздья новых имен. Это крайне важно для литературного процесса: из истории мы знаем, что многие творческие школы отталкивались от наименований, которые давали им критики».

В «Журнальном зале» хотелось бы вернуться к № 5 «Знамени», опубликовавшему повесть финалиста «Дебюта» Вячеслава Ставецкого «Квартира». Действие повести происходит во время Второй мировой войны в Сталинграде. Война подаётся глазами румынского солдата, не жалеющего сил воевать. «Здесь же, на веранде, собирались на закате, проработав на винограднике остаток дня. Жара к этому времени спадала, поверхности предметов становились прохладными, тетя и Марта кутали ноги в пледы. Веранду и двор постепенно скрадывали тени, заходящее солнце ложилось на лужайку и кроны деревьев продолговатыми полосами, точно вздумавший все заново перемерить и перекроить землемер. Проникаясь общим настроением сумерек, за ужином сидели задумчиво, молчаливо, слушая клики вечерних птиц, зудение мошкары». После «Благоволительниц» Литтелла вполне убедительная, хотя, на мой вкус, ещё недостаточно смелая попытка написать про войну по-новому.

«Звезда» (№ 6) вышла с исторической повестью Игоря Ефимова «Дуэли Александра Гамильтона»: «К полудню жара в зале заседаний Континентального конгресса сделалась невыносимой. Депутаты обмахивались сложенными газетами, расстегивали сюртуки, снимали шейные платки. Но никто не решался открыть окна. Гул, шедший от вооруженной толпы на площади, проникал сквозь стекла, вибрировал в нагретом воздухе. В какой-то момент лес сверкающих штыков раздвинулся, и по образовавшейся просеке пятеро солдат прокатили небольшую пушку, навели ее на входную дверь здания. Тонкая цепочка часовых, казалось, готова была рассыпаться от одного вида зажженного фитиля».

Олег Юрьев написал эссе про Константина Вагинова: «В Вагинове вызывало симпатию все или почти все, такое у него было свойство. Его если и ругали за «ранние стихи», то очень деликатно, с любовью — деликатно, конечно, на фоне тогдашних литературных нравов, мягко говоря, не идиллических. Его вообще редко всерьез ругали за стихи, скорее поругивали. Но редко и хвалили всерьез, скорее похваливали — уж больно он казался несвоевременным, неактуальным, некрупным». «У Вагинова есть свой миф, и он его напряженно переживает. Он постоянно думает о России, о Петербурге, о падении Империи, об уничтожении культуры (в стихах) и цивилизации (в прозе), о нашествии славян и азиатов на Петербургскую страну. Но переживание это осуществляется через постоянное переназывание — переназывание себя (Филострат, Орфей, поэт), жены (Психея, Эвридика, Филомела, когда Филомела не просто птичка соловей), Петербурга (Александрия, Антиохия, Геркуланум, Помпеи и т. д.), России (страна гипербореев, Империя и пр.). То ли современники действительно не понимали этого трагического переживания, то ли — скорее — делали вид, что не понимают».

Тамара Буковская:

Рыбарь небесный поштучно удит
смотрящих в небо, идущих праздно...
Хоть и нелепый, а, всяко-разно,
перед молчаньем был долгим праздник...


Рецензии на «Авиатора» Евгения Водолазкина, «Автохтоны» Марии Галиной, «C неба упали три яблока» Наринэ Абгарян, «Как же её звали?..» Александра Снегирёва. (Интервью с Александром Снегирёвым читайте в ближайшем, 80-м номере «Лиterraтуры». – Прим. ред.)

В «Крещатике» (№ 2 (72)) стихотворения Виталия Асовского, Евы Ахтаевой, Анны Тураносовой, Юрия Кобрина, Сергея Пичугина, Натальи Бельской, Галины Орловой и др.

Сергей Смирнов:

В доме сухо, в доме пусто,
пыль на письменном столе.
Давний запах щей капустных –
лучший запах на земле...
Хочешь – влезь в халат китайскй,
хочешь – рюмочку налей.
Вот скажи – чего скитался?
Что искал-то, дуралей?


Проза Сергея Воробьёва, Инары Озерской, Маргариты Девятьяровой и др.

Беседа редактора журнала «Балтика» Ольги Майер и руководителя Русской писательской организации Эстонии Владимира Илляшевича «Русская литература Эстонии сегодня»: «Очевидно, что минимальное воспроизводство русской интеллектуальной элиты возможно лишь при поддержке реальных процессов, в первую очередь русского литературного процесса. Ведь посредством русской литературы прививаются определённые ценности всей интеллигенции, включая научную, художественную и театральную. А как влиять, в конструктивном плане, на эстонскую общественность, если не посредством переводов на эстонский язык лучших образцов современной русской прозы, поэзии и ныне очень востребованной историко-биографической публицистики?..»

«Интерпоэзия» (№ 2, 2016) предлагает подборки стихотворений Алексея Цветкова, Данилы Давыдова, Владимира Коркунова, Марии Ватутиной.

Марина Гарбер:

Ракетный взрыв, замедленный раскат –
Над перевалом, колок и громоздок,
Неопалимый вырастает сад, –
И раненые рекруты летят
Из душных тел на разреженный воздух.


Григорий Беневич – о стихотворении Владимира Гандельсмана «Он»: «Название сборника Гандельсмана «Разум слов» само призывает читателя к пониманию смысла того, что говорят слова, как будто наделенные разумом, что, в свою очередь, пересекается с тем, что «выстраданность слова» в стихотворении «Он» наделяется свойствами внемлющей поэту разумной личности, лица. Это стихотворение (его название – лучшее тому свидетельство) и оказалось таким «разумным лицом», с которым мне было важно поговорить, расспрашивая его о его мыслях».

Эссе Лилии Газизовой «Поэзия и неевклидова геометрия: параллели и пересечения»: «Если поле зрения обычного человека по горизонту составляет 180 градусов, то у великих оно стремится к 360. Конечно, это метафора. Но не метафора то, что гений способен обнаружить в предмете своего изучения скрытые черты и свойства, невидимые для всех остальных. А поэт, обладающий интуитивным зрением, предлагает взглянуть на мир с самой неожиданной стороны, выявив в нем парадоксальные закономерности». 

Переводы стихотворений Яна Каплинского с эстонского и английского:

Ночная тишь. Таракан выходит
из-под ванны в квартире на пятнадцатом этаже
башенного дома в Ыйсмяэ.
Выключатель в ванной неисправен, и лампа
иногда сама собой зажигается.
Он поднимается вверх по стене и останавливается
на полке над раковиной. Кто знает, зачем.
Может быть, чтобы наслаждаться запахами, просачивающимися
из бутылок, флаконов, баночек и тюбиков с ярлыками
Wars after shave Spartacus Sans soucis Bocage
Arcancil Exotic intim desodor Pond's cream
Cocoa butter Pond's dry skin cream Maquimat
Avon chic Privileg Fath de Fath Aramis Savon
ambre ancien Eau de Cologne…


Из экзотики сегодня мельбурнский альманах «Витражи» (№ 8), помещённый на «Мегалите».

Игорь Вельгач:

Долгое мрачное синее «у» –
в вое бездомного пса на луну,
в звуке когтей по сырому песку,
в дуле, нашептывающем виску,
в рюмке, катающейся по кругу,
в шелке, стянувшем прозрачно и туго…


Борис Кокотов:

Скорожилы верят в Сплошной Булшит,
шины жгут, глотают всякую дрянь.
Просвербит шалава птеромоскит,
а ему из каптерки вопят: табань!!
Сочините нам байку с хорошим концом
про ремонтников в белом, про сан ремо...
Ты снесёшь в утиль десять пар канцон,
я пущу под прессу star’ё моё.


Анна Павловская:

О чём здесь речь? О шарфе, коньяке,
о песенке, как булочка, съедобной,
о комнате, о каждом уголке,
о запахе, о том что жизнь подробна.
Здесь кто-то жил, и в ящике трюмо,
припрятанное прочно под газету,
забыто драгоценное письмо
с мучительным усилием ответа.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 333
Опубликовано 05 июл 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ