Поверил
Я алгеброй гармонию.
Мальчишечья жизнь не проста (девчоночья тоже). Жизнь героя «Скрипки неизвестного мастера»
Нины Дашевской («Детгиз», 2015) не исключение. Дашевская часто пишет именно о мальчиках, и в ее чудесных историях музыке всегда принадлежит ведущая роль (я уже писала о
повести «Вилли» и о
повести «Я не тормоз»). Вот и в «Скрипке неизвестного мастера» музыка невероятно важна, однако поначалу она – с отрицательным знаком. Какая там музыка, если есть математика!
Кешка музыку терпеть не может, не то что его лучший друг Тигр (это не прозвище, а сокращение от Тиграна). Тигр даже в музыкалке занимается. Во всем остальном Кешка и Тигр – неразлучники, «сиамские близнецы», как зовет их Кешкин папа. Но музыкальная школа все изменила, и Кешке теперь кажется, что он навсегда потерял лучшего друга. И музыка стала для Кешки наипервейшим врагом. А тут еще от двоюродного дедушки осталось «наследство» – старинная скрипка. Не мог дедушка ничего поинтереснее оставить, шахматы, например?
К тому же, как водится у подростков, тут еще девочка замешалась. Она вроде подружка Кешки, но тоже ходит в музыкальную школу и все с Тигром какое-то там «сольфеджо» обсуждает. Ужас! А Кешка решает сложные математические задачи и только чистая случайность – знакомство с отцом Тани – раскрывает его сердце (уши-то у него давно открыты, но он просто этого еще не знает) навстречу музыке. Вот и получается, что можно соединить алгебру с гармонией, вернуть дружбу (Тигр, по правде говоря, никогда и не переставал быть настоящим другом).
А заодно Кешке с Тигром удается решить не только математическую, но и детективную задачку, раскрыть старинную тайну. Оказывается, Кешкин новый учитель музыки, Танин отец, приходится ему, Кешке, дальней родней; отец учителя и тот самый двоюродный дедушка – братья-близнецы, так что неудивительно, что учитель с самого начала показался Кешке похожим на деда.
Есть в книге и параллельная история, то ли правдивая, то ли придуманная, кто знает. Это история скрипичного мастера в далекой Италии, в те стародавние времена, когда Страдивари, Амати и Гварнери творили свои чудесные скрипки. Она тоже о близнецах-неразлучниках, но только на этот раз это две скрипки, названные в честь небесных близнецов Кастором и Поллуксом.
Девочкам-подросткам тоже непросто приходится. Особенно тем, которые живут в маленькой деревеньке, и особенно той, у которой отец то и дело напивается, а потом и работу теряет. Да и вокруг у всех остальных жизнь не самая счастливая, у закадычной подружки папаша тоже не сахар, может и побить под пьяную руку. В повести
Марии Ботевой «Ты идешь по ковру» («КомпасГид», 2016) у двух подружек Маринки и Ольки лето иногда веселое, а иногда «просто тоски кусок». Появление коня Барона и мальчика Пашки привносит немалое развлечение в занудноватую сельскую жизнь. Маринка и Олька – два голоса в повести – конечно, подружки, но иногда между ними пробегает черная кошка. И мальчик-то им один и тот же нравится, и к другим подружкам они друг друга ревнуют. Пашка, тот все больше занят придумыванием компьютерной игры. Ну, и тайны кое-какие деревенские тоже надо разгадать.
А вот и еще один мальчик, которому очень нелегко приходится. Четырнадцатилетний Ольфи, герой книги немецкой писательницы
Кристине Нёстлингер «История одной семейки» «Самокат», 2016, пер. Д. Вильке), страдает, потому что его воспитывают одни женщины – мама, бабушка, две старших сестры и целая куча, а точнее три, тетки. Как же можно вырасти настоящим мужчиной без настоящего мужского влияния? Вот Ольфи и отправляется на поиски своего отца, о котором он мало что знает. Легко воображать себе неизвестного папашу крутым байкером на «Харлей-Дэвидсоне», но какой он на самом деле? В этом почти рыцарском квесте Ольфи помогает новая подружка Йоши, у которой свои неприятности с родителями. Ну, и конечно же, школьные проблемы – у какого подростка их нет? То есть самое время сбежать из дома и отправиться на поиски приключений.
Женское воспитание, Эдипов комплекс, секс, девочка, которая влюблена в него, девочка, в которую влюблен он – разобраться непросто. Одноклассник и сосед Ольфи, Аксель, настоящий «профессор кислых психощей», подает советы, иногда непрошеные. Ведь подростку совершенно необходимо понять, кто он и, главное, почему он такой, какой он есть.