Загадка внутри головоломки, завернутой в тайну.
Уинстон Черчилль
Дети обожают секреты, и книги о тайнах и таинственном им всегда по вкусу.
«Навозный жук летает в сумерках» Марии Грипе («Albuscorvus», 2016, пер. со шведского Марии Людковской) – это классический детский детектив, где роль детективов играют дети. Они расследуют старинные тайны и стародавние преступления, да так хорошо, что к ним прислушиваются даже взрослые. Трое детей, брат и сестра Юнас и Анника и их приятель Давид, живут в маленьком шведском городке. Они попадают в старую усадьбу – их просят позаботиться о комнатных растениях, пока в усадьбе нет постоянных обитателей. Вроде бы простое дело, но не тут-то было. Оказывается, что вокруг бродят подозрительные личности, звучат таинственные голоса, которые слышны только когда их записывают на магнитофон, раздаются странные телефонные звонки.
Дети находят старые письма и сразу же погружаются в историю семьи, которая жила в этом самом доме двести лет назад. Необычное, прожившее два столетия растение с голубыми цветами и деревянная египетская скульптура времен Нефертити – что может быть таинственнее? К тому же выясняется, что статуя уже не раз приносила страшные несчастья своим владельцам. Местный пастор и знаменитый журналист, ученые-египтологи и торговцы антиквариатом играют немалую роль в повествовании. Но главное – мы постоянно следим за тем, как дети (не без помощи взрослых, конечно) ниточка за ниточкой распутывают клубок таинственных событий настоящего и прошлого. Хватает в книжке и мистики. Навозные жуки – они же священные египетские скарабеи – постоянно оказываются в нужных местах, чтобы подсказать детям, что делать дальше и как, в прямом смысле слова, раскопать то, что скрыто от всех.
Прошлое всегда влияет на настоящее, страшные тайны выходят наружу, семейные секреты рано или поздно раскрываются. В гораздо более серьезной и печальной повести
Дарьи Вильке «Между ангелом и волком» («Беринга», 2016) тоже немало тайн, которые скрывались долгие годы. Есть там и письма от неизвестных адресатов, и старые тетради с пожелтевшими страницами, найденные на чердаке. Главный герой – маленький мальчик Вольфи Энгельке, смесь, как очевидно из его имени, ангела и волка. Он живет с матерью в малюсеньком австрийском городке. В один прекрасный день он узнает, что у него есть брат, которого он никогда не видел и о котором даже не слышал. Трудно унять мальчишеское любопытство, но мама категорически отказывается рассказывать о таинственном брате. В каждой семье есть свои «мертвяки в подвале», они же «скелеты в шкафу» – мальчик боится, но в то же время его раздирает жгучее любопытство.
Сталкиваясь со взрослыми тайнами, ребенок взрослеет, учится сам управлять своей судьбой – даже если для этого надо сбежать с цирком, хотя бы ненадолго, хотя бы всего на один день. Но этого оказывается достаточно для того, чтобы мама начала считать его если не взрослым, то не совсем уже маленьким. Теперь его нельзя пороть каждую субботу – провинился он или нет. Мальчик просто и ясно заявляет маме: «Меня нельзя бить. Больше никогда!» Ребенок вырастает и «вправляет мозги» взрослым.
Может быть, это не только и не столько детская книга, сколько книга о детстве, о том, что ребенка окружают разные взрослые – добрые и злые, те, кому проще всего сразу взяться за ремень, и те, кто, как священник со смешным именем отец Весельчак и его брат, директор цирка-канатоходец, понимают, что «родители ведь так часто не дают детям быть детьми, а когда те становятся вдруг взрослыми, то им не хочется этого видеть. Но они это не со зла, наверное – а просто не знают, как можно еще». Вот и оказывается, что все мы канатоходцы «на натянутом канате между взрослым и ребенком где-то внутри».