ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 26.05.15

Обзор книжных новинок от 26.05.15


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Роман Сенчин. Зона затопления. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015.

Певец социального апокалипсиса Роман Сенчин написал очередной пронзительный роман – о том, как жителей сибирских деревень силой переселяют в город, «спасая» из зоны затопления (места будущей Богучанской ГЭС). Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой» (посвящение Распутину открывает книгу), и роман уже называют ремейком этой знаменитой повести. Да, в некотором смысле ремейк, характер конфликта тот же – но все-таки «Зона затопления» написана в другую эпоху, и потому в романе есть такая сцена: «Летом две тысячи девятого года, когда еще деревни стояли почти целые и народ оставался, по реке проплывали писатели. Среди них был и тот, что когда‑то, во времена развитого социализма <…> написал книгу о затоплении родных ему земель в этих же краях, на этой же реке… Написавший книгу про свою затопленную родину всё потирал глаза, кривил, как от боли, лицо. Молчал… И чем объяснить, что, с одной стороны, этому писателю именно за эту книгу продолжают давать государственные премии, называть его нашей совестью, а с другой – строить новую, но точно такую же электростанцию, водохранилище которой уничтожит еще несколько деревень, а их жителей превратит из хозяев в унылых квартирантов?». В самом деле, чем объяснить? Похоже, всё дело в том, что хронотоп, некогда занимавший одну шестую часть суши, продолжает генерировать один и тот же тип романа – «сенчинско-распутинский».

 
Алиса Ганиева. Жених и невеста. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015.

Алиса Ганиева нанесла на литературную карту новую территорию – современный Дагестан; как и предполагалось, реальный Кавказ не совпадает с общепринятыми клише – притом это настоящий клад для внимательного писателя. В новом романе речь идет о том, как в Дагестане готовят свадьбы; в центре повествования – отношения интеллигентной Патимат и юриста Марата: они молоды, обаятельны, влюбляются друг в друга с первого взгляда, хотя на пути к счастью, как водится, возникнут препятствия. В результате получилась фееричная и яркая история, в которой сочетание традиционных устоев и современных реалий порой рождает забавные коллизии. Вот, скажем, сцена обсуждения кандидатуры невесты: «"Да про Барияткину дочь сразу понятно, что дура" – "А ты что, с ней разговаривал?" – "Я её страницу в интернете видел. Всё время саму себя фотографирует. А ещё картинки: котята, дети читают Коран, статус "я – дерзкая персона с 05 региона", состоит в группе "Красоточки‑дагестаночки‑мусульманочки"… Вычёркивай!"».

 
Алексей Иванов. Ненастье. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015.

Очередной толстый-роман-о-самом-главном. В качестве кода к национальной матрице Иванов взял сюжет о ветеранах афганской войны, которые в 90-е годы почувствовали право захватить власть в отдельно взятом городе – и у них почти получилось; спустя десять с лишним лет, уже в совсем другие времена, один из них, Герман по прозвищу Немец, решит ограбить инкассаторскую машину и скрыться с деньгами – и у него тоже почти получится. Вот и роман – почти получился: есть тут и заглавная метафора современности, и емкий сюжет, но что-то не так с этой книгой. Проблема то ли в раздражающе наивных героях, то ли в авторском слоге (страшно предположить, но кажется, у книги, вышедшей в серии «Редакция Елены Шубиной», вовсе не было редактора). Как бы то ни было, по тематике и стилистике «Ненастье» ближе к романам Владимира Колычева, чем к Иванову периода «Сердца Пармы».

 
Сергей Носов. Фигурные скобки. – СПб.: Лимбус-пресс, 2015.

Математик Капитонов приезжает из Москвы в Петербург на странный конгресс микромагов-иллюзионистов (среди участников – «Архитектор Событий», «Некромант» и «Пожиратель Времени»; сам Капитонов обладает способностью отгадывать задуманные собеседниками двузначные числа). Формат мероприятия, таким образом, располагает к возникновению всяческих необычностей – и они не заставят себя ждать. Кроме того, к Капитонову попадает дневник погибшего коллеги Мухина: как следует из записей, Мухин обнаружил, что в его теле заключена другая личность; рассказывать об этом опасно, но если заключить написанное в фигурные скобки, Управляющая Сила ничего не заметит. Перед нами «петербургский роман» как он есть: остроумный, меланхоличный, с чудными героями и миражной интригой. На фоне всех «ненастий», затопленных деревень и замерзающих городов, коими изобилует современная проза, носовская история с истинно петербургским достоинством держится особняком, будто, в самом деле, аккуратно взята в скобки. Будем надеяться, однако, что Управляющая Сила литпремий все же заметит этот роман.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 378
Опубликовано 03 июн 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ