Наталья Якушина: Театральные героиС Александром Прасоловым я познакомилась в Астрахани, где он работал ведущим режиссером Театра оперы и балета, а в нагрузку решил организовать с единомышленниками фестиваль моноспектаклей «Камышовый кот».
Теперь Александр работает в Музее-квартире А.Н.Толстого в Москве, продолжает театральное дело и снова организовал новый фестиваль моноспектаклей «Аэлита», который прошёл с большим успехом и постоянными аншлагами. Мне посчастливилось стать членом жюри фестиваля.
Александр ПрасоловАлександр Прасолов уже создал 8 моноспектаклей и рад, что он не один такой, а таких, как он, много. Когда Александр Прасолов задумывал в Астрахани фестиваль, то думал, что это будет междусобойчик, но в результате актёры приехали со всей страны.
Фестиваль «Аэлита» проводился по двум номинациям: «Моноспектакль, или театр одного актера» и «Чтецкий спектакль». Чтецкий спектакль — это разновидность моноспектакля. Литературное произведение исполняется от лица автора (рассказчика) и не предполагает сквозного сценического действия. Главное средство выражения — слово. Допускается значительное отступление от авторского текста, импровизация.
Грань между чтецкими спектаклями и моноспектаклями оказалась условная. Спектакли для фестиваля отобрали разнообразные: музыкальные, один диджейский, один пластический, в стиле стендапа, с элементами кукольного театра, экскурсии и лекции… Прислали 79 заявок, отобрали около 20, лучших из лучших.
Жюри возглавила Заслуженная артистка РФ Наталья Ромашенко.
В состав жюри вошли: заведующая отделом «Музей-квартира А.Н.Толстого»
Инна Андреева, заместитель заведующей отдела «Музей-квартира А.Н.Толстого» Анастасия Кострикина, Заслуженный артист РФ Василий Куприянов, режиссер Андрей Кочетков, поэт и драматург Лев Яковлев и другие.
Было проведено два круглых стола на тему моноспектаклей и театральной деятельности в музейном пространстве. Приняли участие в беседе приглашенные гости: руководитель пресс-службы Государственного музея А.С.Пушкина
Вероника Кирсанова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности научно-экспозиционного отдела «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» Надежда Тузовская, режиссер Культурного центра «ЗИЛ» Оксана Погребняк.
Инна Андреева рассказала, как Музей А.Н.Толстого активно расширяет сферу деятельности, и о том, что сторителлинг, чтецкие спектакли близки работе экскурсовода. В Музее-квартире А.Н.Толстого устраиваются веселые капустники, в которых участвуют сотрудники и друзья музея. Моноспектаклям легко вписаться в музейное пространство, поэтому было решено провести фестиваль именно моноспектаклей.
Во многих музеях сейчас можно посетить спектакли, музыкальные вечера и читки. Билет можно купить гораздо дешевле, чем в театре, заодно и музей посмотреть. Нужно следить за афишами музеев, подписаться на сообщества музеев в соцсетях. Билет на спектакль фестиваля «Аэлита» стоил 50 рублей, почти даром. Профессиональные артисты из разных городов радовали в течение двух недель зрителей новаторскими спектаклями и хорошими текстами, произведениями классиков и современных авторов, историями жизни известных писателей.
Оксана Погребняк поделилась своим опытом проведения театральных фестивалей, которые она устраивает в Белгороде, и в Москве — на площадках Культурного центра «ЗИЛ» и Культурного центра «Онежский». Отбирают спектакли с помощью рейтинга, в формирование рейтинга участвует команда фестиваля. Отбирают по 10-15 спектаклей, в день зрители могут увидеть по 4-5 спектакля. Фестиваль проходит 3 дня. Оксана Погребняк не делает различий, любительский театр или профессиональный, государственный. Отдаёт предпочтение качественным спектаклям. Проводит фестивали и вообще без денег. Бывает, что помогает государство с помощью грантов и спонсоры. Артисты приезжают за свой счет, чтобы показать себя, познакомиться с коллегами, посмотреть город и получить признание. Кроме того, создатели спектаклей могут услышать профессиональную критику от членов жюри и зрителей, после каждого спектакля проводится обсуждение. Мнение членов жюри и зрителей обычно разное.
Открытие и закрытие фестиваля проходило в дружеской и непринуждённой атмосфере, которую создала заведующая музеем Инна Андреева. Открытие украсила пением и игрой на рояле дипломант различных международных конкурсов Инна Малинина. На закрытии выступили Василий Куприянов, Николай Ялшенков, Александр Прасолов, Надежда Сечкина, Андрей Давыдов, Татьяна Зубарева, Алексей Пучков, Наталия Чернышова.
В заключение Александр Прасолов сказал: «10 дней фестиваля если не потрясли мир, то сделали его немного лучше».
Я взяла небольшое интервью у моего театрального героя – Александра Прасолова, и в конце интервью можно ознакомиться с итогами фестиваля моноспектаклей «Аэлита».
Наталья Якушина (Н.Я.). Помимо основной занятости, ты занимаешься организацией фестивалей. Что служит толчком: зов души или есть другая мотивация?
Александр Прасолов (А.П.). Фестиваль (любой) это всегда праздник! Если говорить о фестивале моноспектаклей, то этот жанр меня привлекал со студенческой скамьи. Я поставил большое количество самых разнообразных моноспектаклей. Но глядя на работы моих коллег я всегда чему-нибудь учусь. Этот жанр необъятен.
Н.Я. Не хочется ли иногда всё бросить, не думаешь ли ты: вот же я сумасшедший, зачем мне это надо? Как справляешься?
А.П. Конечно, иногда хочется. И это нормально. Но когда видишь результат своего дела – это искупает всё. Нужно грамотно рассчитать свои силы, делать своё дело, любить его и быть готовым ко всему.
Н.Я. Нравится ли тебе твоя работа в Музее-квартире А.Н.Толстого? Чем занимаешься в Музее, какие планы на будущее?
А.П. Музей Толстого – это волшебное место, со своей неповторимой атмосферой. Кроме музейной работы, регулярно показываю здесь свои моноспектакли. Их у меня пока восемь. Сейчас готовлю спектакль по произведению Алексея Толстого. В планах огромное количество постановок, но всему свой срок.
Н.Я. Какие театральные проекты существуют в Музее? На какие спектакли ты бы позвал наших читателей?
А.П. Заведующая отделом И.Г.Андреева много лет назад организовала проект «Театр в музее». Он объединил самые различные постановки и манил к себе и заслуженных артистов, и начинающих. Любой спектакль в музее — это плод вдохновения и любви.
Н.Я. Почему ты решил создать Литературный театр «Живое слово»?
А.П. Работая всю жизнь в музыкальном театре, немного устал от тотального
театра, где всё мелькает, постоянно движется, где сто человек на сцене, и где часто за спецэффектами и зрелищем теряется смысл. Захотелось живого человеческого общения – глаза в глаза. А хорошая литература — это всегда повод для разговора. Собственно, даже работая в опере, свободное время я отдавал моноспектаклям. А сейчас я подсобрал то, что было создано в разные годы, и получился неплохой репертуар.
Н.Я. Как сделать слово живым?
А.П. В хорошей литературе это всегда заложено. Но надо говорить о том, что тебя волнует, что тебе близко. И не надо умничать, надо быть проще, любить и уважать своего собеседника.
Н.Я. Ты поставил достаточно спектаклей по произведениям великих авторов. Удалось ли постичь истину, прикоснуться к великому? Можно ли так сказать, что слово тебя преобразило?
А.П. Прикоснуться – да, постичь – нет, это бесконечный процесс. Каждый момент жизни мы все меняемся. Литература заставляет нас задумываться и этим делает нас немного лучше.
Н.Я. Что тебе больше нравится: ставить оперы, мюзиклы или спектакли без песен? Важна ли в спектакле музыка? В чем особенность музыкального моноспектакля?
А.П. Я обожаю театральное многообразие. Мне повезло прикоснуться также и к драме, и к балету, и к театру кукол. И в разных средствах выражения мне виделись новые возможности высказать то, что тебя волнует. Любой хороший спектакль по своей сути музыкален, даже без музыки. Музыка должна подчиняться драматургии. А формальное наличие музыки не всегда делает спектакль музыкальным, особенно, когда музыка иллюстративна и прикрывает слабые места.
Н.Я. Доволен ли ты состоявшимся фестивалем моноспектаклей «Аэлита»? Какие спектакли тебе запомнились и запали в душу? С какими людьми, с которыми познакомился во время фестиваля, ты продолжишь общаться, сотрудничать?
А.П. Я счастлив, что фестиваль состоялся. Для меня было важно, чтобы он был максимально разнообразным. И это удалось. Да, были лидеры, и жюри их справедливо отметило. Но каждый спектакль был праздником, и все участники стали моими друзьями. Всем им я безмерно благодарен и надеюсь на дальнейшие встречи.
Итоги открытого фестиваля моноспектаклей «Аэлита»Гран-При
«Андеграунд («Записки из подполья»)».
Артист и режиссер Андрей Давыдов.
Мастерская драматической импровизации.
(г. Москва)
Лауреат 1 степени в номинации «Моноспектакль»Разделили два спектакля:
«Дом»
Артистка и режиссер Елизавета Дубровина.
Ивановский Областной Драматический театр.
(г. Иваново)
«Любовь всё побеждает» (история любви из жизни Эдит Пиаф)
Артистка и режиссер Татьяна Зубарева.
(г. Москва)
Лауреат 2 степени в номинации «Моноспектакль»«Ленинградская мадонна»
Артистка Ангелина Аладова.
«ЭТОТ ТЕАТР».
Режиссер Алексей Пучков.
(г. Тверь и г.Москва)
Лауреат 1 степени в номинации «Чтецкий спектакль»«Негоже на кладбище в пёстром ходить»
Артист Сергей Грищенко.
«ЭТОТ ТЕАТР».
Режиссер Алексей Пучков.
(г. Тверь)
Лауреат 2 степени в номинации «Чтецкий спектакль»Разделили два спектакля:
«Дурачки всея Руси»
Артистка и режиссер Лариса Бунькова.
Серовский театр драмы.
(г. Серов)
«Сотый апрель»
Артист Тимур Дятчик.
«Драматический театр антреприз».
Режиссер Дарья Грибоедова.
(г. Санкт-Петербург)
Специальные дипломы участников:Диплом зрительских симпатий«Пессимистическая комедия».
Артист и режиссер Григорий Гольдман.
«Независимый театральный проект Григория Гольдмана».
(г. Ставрополь)
Диплом за актерское мастерство«История болезни».
Артист Юрий Лапшин.
Театр драмы для детей и молодежи «Версия».
Режиссер Виктор Сергиенко.
(г. Саратов)
Диплом за выдающееся вокальное мастерство«Мария и Каллас. Письма из тишины».
Артистка Ирина Рындина.
Режиссер Олег Дулепин.
(г. Москва)
Диплом за лучшие режиссерские работы«Ленинградская мадонна»
и «Негоже на кладбище в пёстром ходить»
Режиссер Алексей Пучков.
(г. Москва и г.Тверь)
Диплом участника за эмоциональность и драматизм«Живи вечно»
Артистка и режиссер Наталья Шор.
Театральная студия «Четвертая стена».
(г. Щелково)
Диплом участника за талантливые поиски новых форм«Лёха»
Артист и музыкант Вячеслав Сысоев.
Творческое объединение «Студия в квадрате».
(г. Москва)
Диплом участника за искренность и преданность профессии«Чайка по имени»
Артистка и режиссер Надежда Сечкина.
(г. Зеленоград)
Диплом участника за очарование классики«Но эта боль прекрасна для меня…»
Артистка Наталия Чернышова.
Режиссер Александр Прасолов.
(г. Нахабино)
Диплом участника за яркий актерский дебют«Уехать или остаться»
Артистка Наталия Краева.
Режиссер и хореограф Анастасия Змывалова.
(г. Архангельск)
О театральном герое: АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ПРАСОЛОВ Лауреат международного конкурса. Член СТД. Образование:
Российская академия театрального искусства (ГИТИС), специальность – режиссер музыкального театра (мастерская Покровского Б.А.), Московский государственный институт культуры, специальность – режиссер драматического театра (мастерская Щедрина Б.Е.). Художественный руководитель Саратовского областного театра оперетты. Художественный руководитель, главный режиссер Дагестанского государственного театра оперы и балета (Махачкала). Профессор кафедры академического вокала Государственной академии славянской культуры, руководитель музыкального театра «Созвучие» (Москва). Главный режиссер Астраханского государственного музыкального театра. Главный режиссер Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики (Ижевск). Руководитель литературного театра «Живое слово» (Москва). Поставил более 60 спектаклей в различных жанрах в России и за рубежом.
Организовал и провёл следующие фестивали: «Чайковский – навсегда!» (2015, г.Махачкала), «От водевиля до мюзикла» (2018, г. Саратов), Фестиваль моноспектаклей «Камышовый кот» (2021, г.Астрахань).
Александр Прасоловскачать dle 12.1