Наталья Якушина: Театральные героиЛегко понять, почему фестиваль «Чугиноколь» так называется, узнав, что проводится он в Кольчугино. Много раз, проезжая мимо на дачу, я видела окраину Кольчугино, но не могла представить, что в этом городе есть театр, даже три театра, объединенные в Ассоциацию кольчугинских театров, и улица самого Станиславского.В период с 1892 по 1917 год медеплавильным и кабельным заводом в Москве руководил всемирно известный театральный деятель, актёр и режиссёр К.С. Станиславский, который принадлежал к известной династии купцов Алексеевых. В 1912 году произошло объединение кабельных заводов в синдикат, Кольчугинский завод и завод товарищества «Владимир Алексеев» вошли в него. Предприятия тесно сотрудничали между собой, поэтому Константин Станиславский (Алексеев) наведывался в Кольчугино. И по легенде первый театр в Кольчугино образовался с подачи Станиславского. Управляющий Кольчугинским заводом Владимир Иванович Штуцер построил Народный дом в 1902 году, где и проходили первые спектакли. Называли иногда Народный дом Театром-чайной. Официально народный театр начал своё существование в 2022 году, и это один из старейших театров Владимирской области, ему более 100 лет. О первом народном театре можно узнать в музее Дворца культуры, в котором и нашли приют театры и фестиваль «Чугиноколь».
И неудивительно, что руководство кольчугинского предприятия «Электрокабель» предложило создать в Кольчугино театральный фестиваль и стало его учредителем и спонсором. Другим учредителем стал областной Центр народного творчества. Сначала это был фестиваль художественного слова, а затем трансформировался в театральный. Театральные представления, биеннале проводятся раз в 2 года. Помогает активно фестивалю и администрация района.
В 1998 году должность режиссера Театра юного зрителя занял выпускник Владимирского областного колледжа культуры и искусства Александр Вячеславович Рыжов. Режиссер продолжает обучение в Театральном институте имени Бориса Щукина, скоро станет магистром.
Артистов набирает из народа. Но спуску не дает, дисциплину держит. Приезжают с мастер-классами из столицы авторитетные личности воспитывать подрастающее поколение. И результат есть. Ассоциация театров получает множество наград и премий. Я постоянно слышу, какой хороший спектакль «Часы», поставленный Александром Рыжовым по произведениям Евгения Замятина и Владимира Маяковского. Глаза становятся восхищенными, когда зрители вспоминают этот спектакль.
– Когда же вы привезете нам «Часы»? – спрашивают взыскательные дамы из Владимира, с которыми я посетила фестиваль.
– Привезем, изыщем возможности и привезём, – обещает Александр Рыжов.
– Почему же вы работаете здесь, а не в Москве? – спрашиваю я. И, наверное, много кто спрашивает.
– Я здесь родился, – гордо отвечает Александр.
«Чугиноколь» – это ещё и название стихотворения кольчугинского поэта и журналиста Игоря Кашина. Вот так оно заканчивается:
«В Чугиноколе рожденный,
В Чугиноколе помру».
«Тренируй свою волю и инициативу! Нельзя работать за чужой счет, привноси в жизнь театра сам, а не бери от других!» (Этика К. Станиславского)Фестиваль требует всеобщей мобилизации. Все – от управления культуры до гардеробщицы – готовы. Молодежь туда-сюда бегает по лестницам, что-то приносит, что-то кому-то передает. На столе в фойе – чай и пирожки, работает театральный буфет. Правда, буфетчица привыкла к тишине и покою и не выносит шумной публики. «А можно потише? Голова уже от вас болит», – негодует буфетчица. В каких-то залах идёт ремонт, но в малом и большом залах попеременно идут показы. В мой день их было пять.
Парковка возле Дворца культуры почищена, несмотря на обильные снегопады накануне. Микроавтобусы привозят труппы любительских театров. В основном, это дети и люди молодого возраста. Сколько же театров в России, сколько талантов. И педагогов, которые взялись за нелегкое дело – создание театра.
В коридоре незнакомый мне мужчина сказал, что в Кольчугино более требовательная публика, чем в Москве. Угодить им не так-то просто. В основном, конечно, приходят школьники. Школьники – это самая бесправная часть публики, идут, куда скажут. Но, в итоге, и самая развитая, они и в театры ходят регулярно, и в музеи, и в библиотеки.
Жюри представительное. Режиссер и актер Владимирского академического театра драмы Владимир Лаптев, актриса и педагог школы-студии МХАТ Алена Анохина, театральный критик и театровед Виктория Пешкова.
Я – в составе независимого народного жюри из Владимира. Сообщество Ырк Мурочкина в лице руководительницы Ирины, эксперта по озорству, организовало эту поезду в Кольчугино на фестиваль.
Несмотря на суету и загруженность, Александр Рыжов находит время, чтоб открыть мне, как задумывался фестиваль и как он «дошёл до жизни такой». Говорит, что хорошо, что мы с владимирскими женщинами приехали, теперь он может отчитаться о развитии туризма в Кольчугино. А ведь и правда, театральный туризм – отличная идея, которую я тоже воплощаю в реальность время от времени.
«На 3-й фестиваль такой состав приехал, что можно было по телевидению показывать! Тогда пальцы веером были!» – рассказывает Александр.
Более 40-ка заявок получили для участия в фестивале, некоторые по 4-5 спектаклей присылали, в результате выбрали 13. Выбирали по видео. Приехали спектакли из Переславля-Залесского, Краснознаменска, Санкт-Петербурга, Набережных Челнов, Северодвинска…
25 лет руководит уже Ассоциацией театров Александр Рыжов, три театра входит в Ассоциацию: ТЮЗ, Поэтический театр и Народный.
«Задача – своим из Кольчугино ничего не давать на фестивале!», – говорит честный и принципиальный Александр. Но не суждено было выполнить задачу – Гран-при присудили спектаклю «Часы». Александру Рыжову пришлось подчиниться давлению и произволу со стороны судей. Видимо, этот спектакль и правда чрезвычайно хорош, раз нарушает правила и не может оставить никого равнодушным.
Сетует Александр на то, что в городе гостиницы дорогие, а местные жители могут сдать квартиру, взять залог, а потом сказать, что жилье сдали другим. Такие экстренные ситуации приходится то и дело решать, но помогает Александру большая команда.
Александр Рыжов представляет всех участников на сцене тепло и с харизмой, искрой, а провожает дипломами и букетом.
«Плачь и грусти дома или про себя, а на людях будь бодр, весел и приятен. Атмосферу создаёшь ты сам!» (Этика К. Станиславского)Я посмотрела вместе с дамами в вечерних нарядах из Владимира 4 спектакля. Все они и не скажешь, что любительские. Вполне себе годятся для государственных профессиональных театров. Грань между государственными и любительскими театрами всё сильнее стирается.
Первый спектакль «Маяковские. Инцидент», поставленный Подростковым театром-студией «Синтез» имени Юрия Остромухова из города Санкт-Петербург. Театр «Синтез» третий раз уже приезжает на фестиваль. В этот раз зрители увидели спектакль «Маяковские. Инцидент» по поэме «Облако в штанах» и другим произведениям поэта. Поэтические спектакли всегда ставить сложно, и я мало видела удачных, но девушки театра «Синтез», по-моему, справились, время от времени зал замолкал и становилось тихо-тихо – это значит, что зрителя проняло, достали до сердца строчки. Очень понравились костюмы, классические костюмы были словно порваны в разных местах и заменены цепями. Символично, лаконично и со вкусом. Впечатлила меня современная атмосфера спектакля с налётом молодёжных сериалов и аниме. И, конечно, песня «Переживу» Монеточки в конце. Не знаю почему, но меня как будто преследует момент самоубийства Маяковского, на протяжении всего спектакля я думала о самоубийстве Маяковского. Почему он это сделал… А накануне я слышала историю, как в Литинститут привели знакомиться со студентами актрису Веронику Полонскую, свидетельницу и, возможно, виновницу самоубийства. Студенты её спросили: «Что она видела?» И Полонская ответила: «Я видела дымок». И вот я тоже весь спектакль видела дымок… И как же современно и актуально звучали слова, оставленные нам Маяковским, из уст разных девушек, поэтому спектакль и называется не Маяковский, а Маяковские.
Самые маленькие актёры приехали из города Петушки. Народный Театр Юного Актера «Дом» под руководством заслуженного работника культуры Татьяны Овчинниковой представил спектакль с названием «Кому он нужен, этот Чехов?». Спектакль создан по ранним произведениям Антона Павловича. Коллектив большой. Костюмы и сценография чудесные. Это сколько труда надо вложить, чтоб организовать всех школьников, распределить, кто где должен стоять на сцене, привезти всех в Кольчугино. Декорациями служили сами дети, в основном. Они изображали качающиеся от ветра деревья, перспективу… И зритель словно оказывался то на скамейке рядом с прудом, то в заснеженном поле. Спектакль получился длинноватым, затянутым, но всё равно хорошим, с массой оригинальных режиссерских находок. И я вспомнила классную руководительницу дочери, которая на родительском собрании возмущалась: «Как можно не читать классическую русскую литературу?! Там же есть всё о нашей жизни!» Спектакль из Петушков доказал, что уж Чехов в людях разбирался и жизнь знал. И Чехова читать точно надо.
Спектакль «Эмигранты» по одноименной пьесе польского драматурга Славомира Мрожека – Молодежный театр «Круг-2» имени Е.П. Ступаковой (г. Краснознаменск, Подмосковье). Славомир Мрожек уехал из Польши в 1963 году и жил за границей. Когда узнаешь биографию автора, тогда понимаешь, о каком времени в спектакле идет речь, о какой стране, каких эмигрантах… А без погружения в подробности жизни автора, создается ощущение, что это про наши дни. Один эмигрант политический, но барин, обеспеченный. А другой не политический, просто работяга, он приехал в другую страну на заработки. И живут они вместе в подвале, чтобы сэкономить, но разные характеры сталкиваются, конфликт нарастает. Постановка талантливого режиссера Андрея Ведмецкого. Интересно, что работягу виртуозно сыграл руководитель отдела культуры Краснознаменска.
Спектакль под названием «По ту сторону смысла» представил Народный театр «Новая сцена» (г. Переславль-Залесский). Спектакль поставлен по мотивам мемуарной прозы Тамары Петкевич, актрисы и театроведа, которую в молодые годы осудили по 58-й статье. Неторопливо рассказывается история Тамары Петкевич: арест мужа, допросы, предательство друзей, помощь незнакомых людей… Режиссеры и актёры призывали со сцены помнить о том времени и не допустить такого же сейчас, говорили о ценности свободы. Самое страшное ощущение, которое возникло во время просмотра спектакля, это то, что в жизни происходит всё вместе: и ужасное, трагическое, и прекрасное, веселое. Где-то в камерах пытают людей, а где-то – происходят танцы, поют песни, ждут прихода светлого мира… Время ставит людей в жесткие условия, но одни остаются людьми, людьми гуманными, преданными моральной позиции, а другие становятся предателями и губителями, душителями. И снова лопаты востребованы, лопаты и подонки. После спектакля подбежал Александр Рыжов и восхищенно начал говорить, что этому спектаклю надо дать Гран-при.
Но вот не дали, включилась запрещённая законом в нашей стране цензура, видимо.
Как и включилась она, наверное, после просмотра спектакля из Набережных Челнов по документальной и антивоенной прозе Светланы Алексиевич, по произведению «У войны не женское лицо».
Возвращается то самое время, когда спектакли и прочее искусство оценивается не по эстетических критериям, не даже на уровне «нравится – не нравится», а «понравится ли это начальству, как бы чего не вышло».
И большой поклон организаторам фестиваля и театральным коллективам, что они сохраняют свободу высказывания. Таким и должен быть театр. Будоражащим, провокационным, заставляющим думать, чувствовать, спорить.
В перерыве между спектаклями удалось сходить в театральный музей. Хотя сказали, что журналистов пускать не велено, но я проникла. Я же не только журналист. Увидела фото прежних театральных кольчугинских коллективов. Костюмы, буклеты, афиши, старинные вещи… Прикоснулась к истории.
Прогулялась по городу до местной достопримечательности – водонапорной башни в виде самовара. На самовар она, может, и не похожа, но выглядит волшебно, особенно на фоне заката, который в Кольчугино нежно-розовый, просится на холст. Увидела чудесный деревянный домик для кошек, созданный чьими-то заботливыми руками. Деревья в Кольчугино большие, помнят многое. Как и памятник Ленину возле входа в ДК.
«К каждой вещи в театре относись, как к потенциальной музейной «реликвии»!» (Этика К. Станиславского)Александр Рыжов планировал организовать такой фестиваль, в котором бы хотел сам участвовать, и у него получилось. Жаль, что я посетила только один день из трёх и посмотрела 4 спектакля из 13-ти.
Итоги фестиваля «Чугиноколь – 2023Призы зрительских симпатий:
- Свой приз, от Народного зрительского жюри, любительниц театра из Владимира, вручили народному театру «Новая сцена» (г. Переславль-Залесский) за постановку «По ту сторону смысла». Режиссер Наталья Пантелеева.
- Профессиональные актеры театра и кино вручили приз кольчугинской актрисе Анне Павловой.
- Глава города О.В.Савельев вручил специальный приз Народному Театру Юного Актёра «Дом» (г. Петушки).
- М.Т.Беляева, начальник отдела культуры и туризма, вручила специальный приз подростковому театру-студии «Синтез» (г. Санкт-Петербург).
Дипломы:
- «За сценографическое решение спектакля» – театральная студия «Крутой театр» (г. Киржач).
- «За развитие традиций театральной педагогики» – театр кукол «Франт» (г. Муром), спектакль «Мама-кот», режиссёр Ю. Антонова.
- «За остроту социального высказывания» – режиссер театра «Луч» (г. Ярославль) Наталия Баканова, спектакль «Яма».
- «За поиск современного звучания поэтического слова» – Даниил Семёнов, режиссер и актер театра «Даня Безгрима» (г. Северодвинск), музыкально-поэтический моноспектакль «Маяк».
- «За органичное существование в ролях Коли и Ваньки» – Сергей Пурахин, Народный театр юного актёра «Дом» (г. Петушки), спектакль «Кому он нужен, этот Чехов?», режиссёр Татьяна Овчинникова.
- «За постановку сценического боя» – Святослав Бердичевский, Ассоциация Кольчугинских Театров, Народный театр «ЦКМПиТ» (г. Кольчугино), спектакль «Часы», режиссёр А. Рыжов.
- «За создание образа товарища Зайцера» – актер Дмитрий Долгов, Ассоциация Кольчугинских Театров, Народный театр «ЦКМПиТ» (г. Кольчугино), спектакль «Часы», режиссёр А. Рыжов.
- «За педагогическое мастерство» – Татьяна Овчинникова, режиссер народного театра юного актёра «Дом» (г. Петушки).
- «За вклад в развитие студийного театрального движения» – Александру Рыжову, главному организатору фестиваля, режиссеру.
Дипломанты:
- «За лучшую работу педагога по вокалу» – Маргарита Белозёрова, театр «Луч» (г. Ярославль), спектакль «Яма», режиссёр Н. Баканова.
- «За лучшую работу хореографа-постановщика» – Елена Желтова и Анна Занегина, театр «Луч» (г. Ярославль), спектакль «Яма», режиссёр Н. Баканова.
- «За лучшую работу художника по костюмам» – Анастасия Николаева, Образцовый театр юного зрителя «ЦКМПиТ» (г. Кольчугино), спектакль «Тамбовская казначейша», режиссёр А. Рыжов.
- «За лучшую мужскую роль второго плана» – Матвей Морозов, Народный театр юного актёра «Дом» (г. Петушки), спектакль «Кому он нужен, этот Чехов?», режиссёр Т. Овчинникова.
- «За лучший актерский дуэт» – актеры Василий Ровенский и Андрей Ищенко молодёжного театра «Круг-2» имени Е.П. Ступаковой (г. Краснознаменск), спектакль «Эмигранты», режиссёр А. Ведмецкий.
- «За лучшую женскую роль» – Яна Потапова, театр «Луч» (г. Ярославль), спектакль «Яма», режиссёр Н. Баканова.
- «За лучшую мужскую роль» – Илья Кузнецов за роль Хомы Брута, образцовый театральный коллектив «Прикосновение» (г. Муром), спектакль «Панночка (Вий)», режиссёр А. Никитин.
- «За лучший актерский ансамбль» – Ассоциация Кольчугинских Театров, Народный театр «ЦКМПиТ» (г. Кольчугино), спектакль «Тамбовская казначейша», режиссёр А. Рыжов.
Гран-При V открытого областного фестиваля «ЧугиноКоль» – Ассоциация Кольчугинских Театров «ЦКМПиТ» (г. Кольчугино), спектакль «Часы», режиссёр А. Рыжов.
Лауреатом II степени объявлен образцовый театральный коллектив «Прикосновение» (г. Муром), спектакль «Панночка (Вий)», режиссёр А. Никитин.
Лауреатом III степени стал Народный Театр Юного Актёра «Дом» (г. Петушки), спектакль «Кому он нужен, этот Чехов?», режиссёр Т. Овчинникова.
скачать dle 12.1