ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Полина Коротыч. УЛИЦА

Полина Коротыч. УЛИЦА

Редактор: Серафима Орлова


(пьеса)



я долго думала, про что я хочу(могу) написать текст, и решила взять довольно широкую и странную тему, в которой я вообще не ориентируюсь, мало чего понимаю, но много чего чувствую. и когда я начала писать, все эти предложения, слова, буквы оказались очень тяжелыми, и ничего не клеилось, и становилось как-то не очень, короче всё останавливалось, и тогда мне показалось, что здесь, в этом случае, наверное, лучше начинать идти, смотреть, а потом бросать и уходить дальше, потому что как ещё - я не знаю. пойдем.

1
                           всё, что написано ниже, лучше читать спокойно и ровно. пожалуйста

улица на планете
на планете улица
идут по улице люди
поют песни
думают мысли
ищут слова
вспоминают фразы
придумывают ответы
говорят ему
говорят говорят
говорят ему
говорят говорят
кричат ему
кричат кричат
шепчут ему
молчат молчат
а он?

2

ну ладно
давай, смотри
вот на улице киоск цветы.
там стоит три женщины
красный желтый зеленый
красный желтый зеленый
- Можно, пожалуйста, чтобы просто я сдала зачет и все
- Хочу секса. срочно. Секс как энергетический взрыв.
- Ладно, пусть он выживет, да?

женщины стоят у киоска с цветами
а цветы в киоске «цветы» взрываются
а цветы в киоске «цветы» разлетаются
в разные стороны
красными
желтыми
зелеными
белыми
розовыми
сиреневыми
фиолетовыми
синими
нежными лепестками
три женщины говорят:
да будет так
и получают ответы
только какие ответы?
мы не узнаем
потому что за лепестками уже ничего не видно, хаха



а мы идем дальше
я иду дальше
смотри:
это всё та же улица
улица на планете
на планете улица
идут по улице люди
поют песни
думают мысли
ищут слова
вспоминают фразы
придумывают ответы
стоят на перекрестках
ждут светофора
засекают время
ждут светофора
влюбляются
ссорятся
идут в разные стороны
говорят:
- слишком долго жду, я тебя слишком долго жду
- у каждой просьбы есть свой срок. я сразу это обозначаю ему. что дольше месяца я ждать не буду. это же тоже отношения, так?
- мне спокойно
- почему?
- а потому что на всё воля
божья

а вот и зелёный.
маленький оффтоп.
дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.

звучит пошловато.
лучше вернемся.

4

мне сложно долго смотреть в сторону улицы, и тогда я просто начинаю писать монолог, он немного, конечно, не до конца абсолютно искренний, но в нём правда много того, что происходит в реальности, да и вообще, какая разница. итак, монолог:

я хочу ясности. и не нахожу. и тогда я ложусь на кровать обычно. и у меня есть схема. сначала я расслабляю все тело. с каждым выдохом я расслабляю тело. сложнее всего расслабить плечи, поясницу, короче спину всю. у меня проблемы со спиной с детства, но сейчас уже лучше. потом, когда тело расслабляется, я начинаю следить за дыханием и пытаюсь отпускать мысли. в какой-то момент это получается. потом я начинаю повторять про себя фразу «баба нам кевалам». это универсальная мантра. на сайте https://hyls.ru/baba-nam-kevalam есть перевод мантры. там пишут, цитирую:

«Что означает Баба Нам Кевалам? Наиболее популярные переводы мантры: «Абсолютная любовь это всё, что есть» или «Высшее сознание это всё, что есть». Разберём перевод мантры с санскрита по словам:

Баба – самое дорогое, любимое / то, что ближе всего / Абсолют, Высшее начало. Этимологическая связь со словом «отец» в древнеиндийских языках;

Нам (На'ма) – имя / главная характеристика;

Кевалам – только / за исключением всего другого»

в общем, я повторяю мантру «баба нам кевалам». потом в какой-то момент я фокусируюсь на смысле «абсолютная любовь это всё, что есть». я не очень на самом деле догоняю смысл, вернее я его, конечно, понимаю, но мне с ним не реалистично. поэтому я просто проговариваю эти слова. и потом, в какой-то момент, если все идет правильно, мое тело становится очень легким. оно как будто бы постепенно растворяется и хочет взлететь, ну или раствориться совсем, я хз. ну и когда так происходит, тогда я перехожу к тому, что для меня актуально. это чисто мой метод. в плане, вполне возможно, что исходя из смысла медитации это совершенно неверно, и так делать нельзя. но я уж так вот для себя выработала и потому так делаю. ну вот. ну и последнее время я говорю следующее:
дай мне силу и любовь и забери страх,
дай мне силу и любовь и забери страх,
ну и так далее. Иногда еще прошу дать смелость. В принципе, после этого в моей жизни по действию ничего, вообще ничего, не меняется. но иногда появляется как будто бы леска, ну это я так себе представляю, ну и на эту леску уже нанизываются все мои загоны, проблемы, страхи, но леска держит и тянет вверх. крутая метафора, да? понятно что не очень. но для меня она очень конкретная. леска держит и стремится вверх. вот. а фейсбук я удалила.

5

ЗТМ. пауза.
и снова улица на планете
на планете улица
идёт по улице девочка
девочке 10 лет
идет девочка из школы
с рюкзаком и со сменкой
и с айфоном в руке
в айфоне музыка
а девочка музыку не слушает
девочка думает

ДЕВОЧКА. Пусть это будет сон. Вот такой сон. Я хочу, чтобы это был сон. Я думаю, это и есть сон. Но я тебя прошу, чтобы это точно был сон. Потому что, не знаю почему. Если у меня появится ребенок, мама поймет, что что-то не так. а если не появится, то не поймет. Но все равно ты должен мне гарантировать, что это сон. Вроде же так и есть, надо попросить и ты гарантируешь. Я прошу, чтобы это был сон. Я прошу тебя, а ты давай. давай мне знак, что это был сон. Вот пусть ворона закаркает. Прямо сейчас. Пусть ворона закаркает прямо сейчас. И я тогда точно пойму, что это был сон! Давай! Давай!

девочка ждет
к ней подлетает ворона
ворона садится девочке на руку
и смотрит в глаза
девочке страшно
и страшно интересно
это вообще ее два любимых состояния
(эта девочка я, если что)
страшно
и страшно интересно
но ворона не каркает
ворона молчит
девочка злится
но боится
девочка злится
но боится
и идет по улице
а ворона сидит у нее на руке
и молчит
а улица длинная
где там конец?
не видно.
а ты?

6

шаги в темноте.
и снова воздух.
цветы разлетелись в разные стороны
все, кто ждали – не дождались, и разошлись по домам
светофор замигал зеленым
а девочка с вороной всё идет по улице
и ворона молчит
а по улице дует ветер
а улица на планете
и это знают все.
пошли дальше.

7

а вот по тротуару
идет красивая женщина
плетет косы
длинные косы
поет песни
долгие песни
думает мысли
странные мысли
а потом говорит вслух
ЖЕНЩИНА. Хочу новый блендер!
и всю оставшуюся дорогу
думает про блендер,
когда как в это время
умирает так много людей
и рождается так много людей
и встречаются так много людей
и плачет так много людей
и щекочут друг другу стопы так много людей
а женщина думает про блендер
и это абсолютно нормально
и все это кружится-кружится
блендер, смерть, роды
улица, женщина, щекотка, встречи,
голубь летит
белый, не видишь?
ты где?

8

здесь мне, кажется, опять нужно взять перерыв и объясниться. дело в том, что я абсолюююютно не понимаю, что и как про это писать, мне кажется, что все слова, которые я написала до этого слишком пафосные и не подходят точно под довольно сильное ощущение внутри меня, а что подходит под ощущения, я не могу вербализировать. но надо отметить, что за последнее время я изучила много всего помимо драматургии, и с полученными знаниями в области телесно-ориентированной работы смело могу сфокусироваться сейчас на конкретных ощущениях в теле. когда я думаю обо всём этом, у меня появляется довольно горячее, пульсирующее ощущение в области между животом и солнечным сплетением, оно распространяется выше и выше, достигая горла. я бы сравнила это ощущение с деревом, ну в плане для наглядности. это дерево растет вширь, и у меня появляется комок в горле. я спрашиваю дерево: чего оно от меня хочет? дерево сначала молчит. я спрашиваю дерево ещё раз: чего оно от меня хочет? дерево отвечает: открытости. я говорю дереву: ох блин ну здравствуйте. но это дерево не понимает иронию, оно действительно хочет от меня открытости. но в этой области мне особенно сложно быть открытой, потому что перед кем мне открываться - это вообще-то вопрос, и потому что я боюсь открытости. так что мы пойдём дальше

10 

а вот озеро
на весь двор
ничего себе! улица прерывается озером.
озеро широкое и глубокое и вокруг него желтые семиэтажные дома
озеро теплое и молочное, и каждый кто идет по улице, естественно-естественно, хочет зайти в озеро, и хочет остаться там на часочек, на два, на сутки, на месяц, до конца, и чтобы улицы с этими светофорами и плохим поломанным асфальтом вообще не существовало, но, когда ты заходишь в озеро (а я заходила в озеро не раз, ты же знаешь), так вот всегда когда ты заходишь в озеро, раздается шепот,
а в шепоте слова:
да нет ничего
ничего не случилось
нет ничего
все нормально
и было то так всегда
и будет то так всегда
и нет ничего
это просто твои фантазии
а на самом деле и нет ничего
что ты мне показываешь синяки?
что ты мне показываешь руки свои худые?
глупости-глупости-глупости
дай подую
приснится же такое
да нет ничего
и не было
посмотри как тепло
посмотри как нежно
посмотри как во все стороны
большая красивая жизнь
а теперь сплюнь и глаза закрой
и никого не слушай
ой
ты куда?

куда-куда? дальше
все, кто не дождались, стали ждать снова,
цветы склеились лепестками и прилетели обратно,
кому-то досталась сила и любовь, а кто-то забрал страх,
женщина купила блендер, другая женщина сдала зачет, третья женщина оплакала
девочка продолжила идти с молчаливой вороной на руке
а ты? ой, даже неинтересно

11

а вот поет хор
на улице рядом с домом 22
поет хор красиво, на голоса
на улице рядом с домом 22
поет хор и мы чувствуем, конечно:
ладан, арома-масла, свечи, дует из форточки, масло для тела, жасмин, зеленый чай, кардамон?
хор поет:
отче наш
сущий на небесах
сущий на земле
сущий на воде
сущий на воздухе
под землей
в атмосфере
и в пространстве
и в стратосфере
и в мезосфере
и в солнечной системе
и во вселенной
и в галактике
и в космосе, как таковом
отче наш
когда это кончится?
припев 2 раза
шутка.
хор допел свою песню
и все разбежались
потому что у всех дела
и всем надо идти,
а улица, как говорится, не резиновая.

12

вдох можно провести по спине от копчика до макушки, как будто бы вытягиваясь вертикально вверх, на выдохе можно расслабить лоб, челюсть, грудную клетку, живот, таз.

- в какой области можно встретить это ощущение?
- везде.
- в какой области это ощущается сильнее всего?
- всё ещё в горле.
- что можно сделать для того, чтобы выпустить ощущение в горле?
- громко выдохнуть букву “ооо”?

13 

о, смотри-ка, а вот на улице рядом с торговым центром под названием «знание»
стоит человек с красивым усталым лицом
кто это, мужчина или женщина?
отсюда не видно, да и какая разница
видно, что человек дышит ровно и медленно
человек прикладывает ладони к глазам
и бормочет что-то неразборчивое,
видно, что человек устал,
человек хочет лечь, но куда тут ляжешь,
это же торговый центр,
человек мается, человек ждет или думает,
человек ждет и думает одновременно,
человек читает новости,
человек скроллит новости,
человек садится на землю,
человек смотрит на птиц,
(вокруг человека летают птицы)
человек достает из кармана телефон и пишет сообщение,
в сообщении такие слова:
“просто ещё иногда я боюсь”
человек думает что-то про тебя,
но даже здесь, в пространстве букв,
не записать эти мысли,
потому что похоже у вас классно налажен контакт, и мне не влезть
я улыбаюсь человеку
и мы занимаемся сексом
ну или не очень
но ему пора идти
ладно. пока-пока

14

а дальше на улице
на планете на улице,
на самой длинной и самой грустной улице,
на улице без названия и без начала,
начинается метель.
и не видно ничего кроме снега,
и не слышно ничего кроме ветра,
и цветы все растаяли,
и ожидание исчезло,
и слова закончились,
и все замолчали
и даже девочка с вороной остановилась
стало тихо тихо
мягко мягко
метель

метель что-то говорит
стихи?
послушай:

на ладони лежит щека,
под щекой волны ладони
закрываешь глаза? пока
закрывают глаза кони,
закрывают глаза собаки,
закрывают глаза птенцы,
закрывают глаза в полумраке
официанты и продавцы,
закрывают глаза автобусы,
закрывают глаза в окне,
закрывают глаза крокусы,
закрывают глаза на дне
все закрыли глаза и застыли
тихо-мягко, на раз-два-три
в белом замшевом тихом мире
остаются одни цветы.
белый синий зеленый красный
красный розовый голубой
в белом замшевом тихом мире
взорвались все цветы тобой


и пока метель читает свои наивно-отъехавшие стихи
снег на улице успокаивается
и вокруг сугробов образуется толпа,
и вся эта толпа, представляешь, вся эта толпа,
думает про тебя.
потому что на этой улице,
на этой самой длинной и самой грустной улице,
ни у кого не осталось романтических возлюбленных,
ни у кого не осталось иллюзий и вдохновения,
ни у кого не осталось нежности и томления,
у них остался только ты, на всякий случай,
да и ты, как бы, ну мы же все всё понимаем,
что это не совсем так,
вернее, совсем не так,
но они стоят на улице
и думают о тебе,
потому что, а есть варианты?

15

дальше вообще-то у меня написан кусок про смерть. не знаю, оставлю я его или удалю. дело в том, что я писала этот кусок в марте что ли, а сейчас уже сентябрь. правомерна ли я говорить про смерть? хотя, в смысле не правомерна. короче. прежде чем увидеть что-то про смерть, я хочу сказать, что ,чем больше я смотрю на комок в горле, и чем больше записываю сюда слова, тем он (комок) становится шире и шире, теплее и теплее. слышишь? и когда я думаю про слово “открытость” и представляю это чувство между разными людьми, не обязательно между мной и кем-то, а просто между разными людьми, комок растекается. и я плыву по небу. нёбу?. ну ладно, слова такие. как бы их maybe translate?

16

а теперь на улице всё-таки ночь и смерть.
смерть, впрочем, не новость,
да и ночь не новость,
но вместе дааа
улица на то и улица, что можно уйти,
а ночью, ну, куда ты уйдешь,
лежи под одеялом и смотри на нее,
и все люди на улице
уже забрались под свои одеяла
и вглядываются-вглядываются в темноту,
и именно в эти моменты
голосов становится слишком много
дикий шум голосов,
такой дикий, что ты не можешь расслышать конкретные предложения,
и возможно, именно в этом и проблема,
что ты не можешь расслышать конкретные предложения,
потому что слышен только гул и короткие слова:
пожалуйста,
сейчас,
пусть,
пожалуйста,
сейчас же,
пусть,
просто,
здесь,
пусть,
пожалуйста,
здесь,
сейчас же,
где?

там ещё много слов,
но ночь слишком длинная,
и смерть слишком сильная,
и слушать это постоянно скучно
и в озере лежать скучно,
и по улице идти скучно,
но

17

у входа в парадную стоит старый-старый мужчина
он настолько старый, что я даже подумала, вдруг это ты,
но нет.
он стоит у входа в парадную
и курит длинные-длинные сигары
у него в руке микрофон, а в глазах озеро,
и сейчас будет второй монолог в этой пьесе:

я не помню, что было у меня в руке, я сделал движение с этим предметом вперед и услышал звук голоса, потом услышал, как что-то ударилось о землю, потом услышал стук, потом услышал свои ноги, потом услышал, как мои ноги ускоряются, потом услышал машины, услышал как колышется ткань плаката с рекламой жилого квартала, услышал листву, ветер, мусорный пакет по асфальту летит, услышал светофор пик-пик-пик, услышал толчок в пятках, услышал, как двадцать лет назад у тебя в животе двигалось новое тело, услышал стук, услышал скрип двери, сел на ступеньки, выкинул то, что было у меня в руке, дальше не помню.

старый мужчина кладет микрофон перед входом в парадную и идет к подземному переходу,
а у подземного перехода выстроилась очередь,
гигантская очередь,
и старый мужчина встает в эту очередь,
и девочка с вороной встает в эту очередь,
и красивая женщиной с мечтой о блендере встает в эту очередь,
и мужчина, который устал, встает в эту очередь,
и все-все, кого мы встречали, встают в эту очередь,
потому что, если есть очередь, почему бы в нее не встать.
мы же понятно где.
и вот все они стоят в очереди,
а рядом человек без пяти минут всё
идёт через очередь
и говорит:
и Мишу
и Машу
и Игоря
и Свету
и Витю
и Олю
и Машу
и Юру
и Настю
и Даню
и Ваню
и Фаину
и Марину
и Лиду

поцелуй в запястья
поцелуй в веки
и дай им подышать.

и люди в очереди выдыхают и расходятся в разные стороны с чуть более расслабленными плечами, честно-честно, это единственное, что в них поменялось, чуть более расслабленные плечи. И они идут по сторонам по улице, и плечи дышат, колышутся, ещё чуть-чуть и станут крыльями, ещё чуть-чуть и станут плавниками, ещё чуть-чуть и… ого, а вот все и исчезли.

18

и вот я плыву по небу, вернее в моем горле что-то плывет по небу, и в грудной клетке, и в животе, и даже в тазу, внутри меня что-то плывет по небу, и я говорю разные, совершенно разные слова: собака суп ревность движение безвременье рот своп блузка. слова вряд ли сейчас тяжелые, нет, но и не легкие, слова просто больше не в категории веса. я плыву по небу и хочу придумать какой-то другой язык. потому что если мы говорим с тобой на каком-то языке, то точно на другом. я думаю наш язык может шелестеть и шуршать. а ещё может открываться и захлопываться. и сейчас мы попробуем продолжить.

19 

шошосшо пшисшис
а теперь улица пустая,
щешошш шушелика
никого на ней не видно,
шумяка швуя
вот пакет пустой полетел,
шпшп тсш
вот светофор горит,
шуля тон
вот часы остановились,
шеняши щущи
вот луна на полную,
шаняш шилека
вот ветер кончился и устал.
шоп шоп
вот фонари замигали,
шинаши щео
вот асфальт задымился,
швалио шилоя
вот дома заледенели,
щащио щю
вот деревья засохли,
щеошей шсошо
вот река не река,
а вот и ты
а вот ты.
привет.

ты идешь по улице во все стороны
ты такой молодой и смешной
ты совсем не такой, как
ты такой молодой и смешной
ты идёшь по улице во все стороны
и смеешься
       ЧТО СМЕШНОГО? – хочется спросить
ты смеешься
       ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ПРО ЧТО ЭТА УЛИЦА? – хочется спросить
ты смеешься
       ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, КАКОЙ СЕЙЧАС ГОД?
ха-ха-ха
       ТЫ НЕ СЛЫШИШЬ МЕНЯ?
ты смеешься
       ТЫ НЕ ЧУВСТВУЕШЬ?
       или?
и тут ты
целуешь
и асфальт, и дерево, и дом, дорогу, и озеро, и подземный переход, и кота, и собаку, и листья, и небо, и светофор, и магазин «цветы», и девочку с черной вороной, и трех женщин в лепестках, и уставшего человека у тц “знание”, и женщину, которая хочет блендер, и старого мужчину с озером в глазах, и всех, кто шепчет в озере, и всех, кто боится смерти, и меня, и тебя, и тебя, и тебя

а потом раз
и
всё закончилось.







_________________________________________

Об авторе:  ПОЛИНА КОРОТЫЧ 

Полина Коротыч окончила магистратуру в РГИСИ, мастерскую Н.С. Скороход. Пьесы побывали в шорт-листах Любимовки, Большой и Маленькой Ремарки, Первой Читки, Евразии и др. Пишет для театра.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
953
Опубликовано 03 дек 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ