ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Тоня Шипулина. НА КОЛ

Тоня Шипулина. НА КОЛ

Редактор: Серафима Орлова


(пьеса)



От автора: Написана под впечатлением от реальных событий, произошедших осенью 2019 года  в России, городе Таганроге.


Действующие лица:

РИММА КОММУНАРОВНА – воспитательница в детском саду «Балапан», 62 года, вдова, детей нет.
КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА – 5 лет.
РЫЖИЙ МАЛЬЧИК – 4 года.
ДЕВОЧКА СО СПОЛЗШИМ ЖИДКИМ ХВОСТИКОМ НА МАКУШКЕ – 4 года.
РОДИТЕЛИ В ВАТСАП-ЧАТЕ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ГУЛДЕР» ДЕТСКОГО САДА «БАЛАПАН»: 
«МАМА ГУЛЯ»
«ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ»
«БАБУШКА КОЛИ»
«ЛЮБЛЮ И ЛЮБИМА»
«КАЗБЕК»
ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА – директор детского сада «Балапан». 65 лет, замужем, двое детей, двое внуков.
КАЛАМКАС ЕЛИКБАЕВА – журналистка новостного интернет-портала «КеспеKZ». 30 лет, не замужем.
ПРОХОЖАЯ – возраст - неопределённый, семейное положение - неопределённое.


СЦЕНА ПЕРВАЯ

Римма Коммунаровна сидит на миниатюрной деревянной сине-желтой табуретке с книжкой в руках. Рядом на ковре валяются в разных позах десять детей. Рыжий мальчик лежит на боку, подтянув коленки к груди, и ковыряет через дырку в носке большой палец на ноге. 

РИММА КОММУНАРОВНА (читает).
Я вину тебе прощаю, —
Царь Ивану говорит. —
Я, помилуй бог, сердит!
И с сердцов иной порою
Чуб сниму и с головою.
КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА. Римма Коммунаровна, а «чуб» это как шапка пушистая?
РИММА КОММУНАРОВНА (отрывисто). Нет. Это как чёлка. (Читает дальше.)
Так вот, видишь, я каков!
Но, сказать без дальних слов,
Я узнал, что ты Жар-птицу…

Рыжий мальчик грызёт заусенец на пальце руки.

РИММА КОММУНАРОВНА. Коля! Только что палец на ноге ковырял, уже в рот руки запихал, иди мой их сейчас же!

Рыжий мальчик встаёт, медленно надевает сандалики и выходит из группы.   

КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА (накручивая прядь на палец). Римма Коммунаровна, а Жар-птица – это как павлин?
РИММА КОММУНАРОВНА. Да, похоже. Но Жар-птица красивее.
В нашу царскую светлицу,
Если б вздумал приказать,
Похваляешься достать.
Ну, смотри ж, не отпирайся
И достать ее старайся».

Девочка со сползшим жидким хвостиком на макушке поднимается с ковра и быстрым шагом направляется к шкафчику с игрушками.

РИММА КОММУНАРОВНА. Шолпан, ты куда побежала? Я разве разрешала вставать? Кому я вообще читаю?

Девочка со сползшим жидким хвостиком на макушке останавливается, опускает голову. В задумчивости.

РИММА КОММУНАРОВНА. Ну чего замерла-то? Иди сюда! Живее давай, живее!

Девочка со сползшим жидким хвостиком на макушке возвращается на ковёр.
Римма Коммунаровна тяжело вздыхает.

РИММА КОММУНАРОВНА.
Тут Иван волчком вскочил.
«Я того не говорил! —
Закричал он, утираясь…
КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА. Римма Коммунаровна, а «утираясь» это как вытирать?
РИММА КОММУНАРОВНА. Да, это как «вытирать»! Ты можешь меня всё время не перебивать?
О пере не запираюсь,
Но о птице, как ты хошь,
Ты напраслину ведешь».
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою! —
Закричал он. — Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу…

В группу возвращается рыжий мальчик. Снимает сандалики, ложится на живот, лицом в ковёр. 

РИММА КОММУНАРОВНА (поворачивается к нему). Бабушке передай, чтобы колготки тебе, наконец, зашила!

Римма Коммунаровна делает упражнение «вращение головой», снова вздыхает и с нажимом продолжает.

РИММА КОММУНАРОВНА.
...В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Где-нибудь, хоть под водой,
Посажу тебя я на кол.
Вон, холоп!» Иван заплакал
И пошел на сеновал,
Где конёк его лежал.
КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА. Римма Коммунаровна, а что такое «на кол»?
РИММА КОММУНАРОВНА. Что такое «посадить на кол»?
КУДРЯВАЯ ДЕВОЧКА. Да.
РИММА КОММУНАРОВНА (после недолгой паузы, строгим голосом). Кол – это острая палка. «Посадить на кол» - это такое наказание.  Кол проходит через всё тело, протыкает все внутренние органы, добирается до головы и человек умирает в страшных мучениях. Только представьте, что он в этот момент чувствует!


СЦЕНА ВТОРАЯ 

Ватсап-чат младшей группы «Гулдер» детского сада «Балапан».

ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Уважаемые родители, добрый вечер! У меня к вам серьезный разговор! Сегодня в садике случилось немыслимое. Наша воспитательница Римма Коммунаровна читала перед сном детям сказку Пушкина «Конёк-горбунок» и в процессе чтения моя дочь спросила её «что такое посадить на кол»? На что воспитательница, по словам моей дочери, ответила, что это значит, что «острая палка пролезает через человека насквозь, из него вытекают все кишки, человеку страшно больно и он умирает». На мой взгляд, такое поведение педагога просто недопустимо! (Сердитый красный эмотикон.) Моя дочь теперь боится засыпать. (Три сердитых красных эмотикона.) Она кричала ночью. Сказала, что не хочет умирать. Я собираюсь завтра к директору - писать заявление об увольнении воспитательницы. Таким педагогам не место в воспитательных учреждениях  она нанесла моему ребенку моральный вред! (Сердитый красный эмотикон.) Я еще и в суд на неё подам – пусть лечение у психолога мне оплатит. (Сердитый красный эмотикон.) Если кто согласен, пожалуйста, подойдите тоже, чтобы я не одна была. (Знак «руки сложенные в молитве».)
БАБУШКА КОЛИ. Добрый вечер! А разве сказку «Конёк-горбунок» не Ершов написал? (Удивлённый эмотикон.)
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Какая разница вообще? Вы прочитали слова, которые воспитательница ребенку сказала, или нарочно пропустили?
БАБУШКА КОЛИ. Зачем вы мне сразу хамите? Конечно я прочитала. Не знаю, что вам на это сказать. «Конёк-горбунок» - классическая русская сказка, мне  тоже в детстве её читали и всё со мной в порядке - сплю, не жалуюсь. Там кстати в конце ещё живой человек в котел с кипятком окунается и варится. Что поделаешь, если сказка такая?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Не читать пятилетним детям такую сказку! (Сердитый красный эмотикон.) И то, что у вас в детстве считалось правильным давно уже неправильное!
БАБУШКА КОЛИ. Так небось не сама воспитательница по доброй воле ее выбрала. Скорее всего в программе эта сказка есть. И что это, интересно, неправильное у меня в детстве было?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Ой, давайте сейчас не будем! Раньше и детей бить считалось хорошим методом воспитания!
БАБУШКА КОЛИ. Причем здесь битьё детей? Меня родители пальцем не трогали, не то что ремнем. А вот воспитательница моя, к слову, Ариадна Фадеевна, в садике с голой жопой нас заставляла стоять на подоконнике за то, что мы спать не хотели!

Номер + 7 707 546 7749 покинул(а) группу.

ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ (Десять сердитых красных эмотиконов). Вы пожилая женщина, вам не стыдно такое писать?
БАБУШКА КОЛИ. Меня стыдить не надо! Мне дай бог почти семьдесят лет, побольше твоего в жизни видела.
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Не «тыкайте» мне, я вам не «тыкала»! (Сердитый красный эмотикон.) В шоке от всего происходящего. (Сердитый красный эмотикон.) То есть по вашему подобное объяснение про «кишки вытекшие» от воспитательницы это нормально? (Сердитый красный эмотикон.)
БАБУШКА КОЛИ. Нет, по-моему такое объяснение плохое. Можно было и поаккуратнее объяснить ребенку, без подробностей. Мол, наказание такое жестокое в древности было - и вся любовь. Но на самом-то деле неизвестно что там в группе случилось. «Кишки» - это со слов вашей дочери. У нее возможно фантазия слишком богатая. Мне Коленька рассказывал, что девочка она своеобразная. Между прочим, нормальные дети любят страшилки. Про чёрную руку  в чёрной комнате, например, мы тоже когда-то сочиняли – специально пугали друг дружку. Смешно вспоминать. (Весёлый эмотикон.) Надо для справедливости воспитательницу послушать, что она расскажет, как дело было.
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Конечно воспитательница будет отпираться! Даже слушать её не хочу! «Своеобразный» – это ваш Коленька! А насчёт «чёрной руки» и страшилок – все дети разные, педагог просто обязан это учитывать. Нас однажды всем классом повели в кинотеатр на мультфильм «Босоногий Гэн» про атомный взрыв в Хиросиме, так мне потом месяц эти люди, которые плавились как сыр в микроволновке, в страшных снах снились. Я до сих пор можно сказать не оправилась!
БАБУШКА КОЛИ. Что же вы чувствительная такая, Юленька? Валерьяночки попейте что ли. Жизнь она - не для слабых людей.

Номер + 7 707 999 73218 отправил аудиосообщение.

МАМА ГУЛЯ. Здравствуйте! Не отправляйте голосовые, у меня сын спит. (Знак «руки, сложенные в молитве». Знак «букет цветов».) Про воспитательницу согласна. Грубая какая-то. Мою дочь на днях назвала «бестолковой».
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Вот!!! Разве это педагог? (Сердитый красный эмотикон.)
БАБУШКА КОЛИ. Короче говоря. У меня лично претензий к педагогу нет. Коленька никогда не жаловался на нее. Шёл в труппу с радостью. Простите телефон написал что попало. В «группу» разумеется.
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Остальные родители, почему вы молчите, вам всё равно?! ри сердитых красных эмотикона.)
КАЗБЕК. Чего  говорить. Нельзя такое детям читать. Жестокости много в жизни. Надо доброе читать, мораль прививать. Юлия, завтра подойду. Во сколько вы будете?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Спасибо, Казбек! Приятно умного человека читать. Завтра часов в восемь, у входа в садик давайте встретимся.
МАМА ГУЛЯ. Тоже подойду.
БАБУШКА КОЛИ. Послушайте. Я согласна, если  воспитательница действительно сказала именно про «кишки» - то это нехорошо. Жалко, что ваша девочка так расстроилась. Но на самом деле почти все сказки такие. Колобка съели, Красную шапочку с бабушкой слопали, волку брюхо вспороли. Что же теперь не читать детям сказок совсем?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Может и не читать! Может и не нужны такие сказки! Люди раньше варвары были и сказки у них были такие же варварские - а сейчас общество, к счастью, стало намного более гуманистическим! (Знак «руки, сложенные в молитве».)
БАБУШКА КОЛИ. А то, что человека уволят, а ему потом после шестидесяти на работу сложно будет устроиться, ваше гуманистическое общество не волнует?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Если человек перегорел как профессионал на своей работе и дети его только раздражают, если он слов правильных подобрать не умеет - то надо уходить! Фиалки тогда выращивать.
БАБУШКА КОЛИ. (Знак «обезьянка закрывающая морду».) Про фиалки вы для чего сейчас сказали? 
ЛЮБЛЮ И ЛЮБИМА. Добрый всем вечер! Согласная, что педагог виноват. Но где брать другого? Когда я была в садике и училась тоже такое с нами случалось. В ход шли учебники и линейки, а однажды учитель географии сломал об мальчика указку. Но этот мальчик  вызывающе себя вел. Всякое  бывало. Просто нам родители меньше потакали, и уважения к педагогам поэтому было больше. А сейчас дети за родителями повторяют: «Учителя за свою работу деньги получают, сами выбрали профессию, не нравится – уходите!», и тому подобное. Времена такие, интернет голову мутит, да много всего. Но мне, кажется, воспитательница поймет, что не права и будет тактичнее. Не надо ссориться, родители, будьте добрее!
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Вы, простите, чья мама?
ЛЮБЛЮ И ЛЮБИМА. Какая разница?
ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Да никакой!
ЛЮБЛЮ И ЛЮБИМА. Тогда если вы закончили насчёт воспитательницы давайте уже обсудим про день учителя. Будем подарки администрации делать или нет? Надо скидываться начинать.

Два часа сорок минут.

ЮЛЕНЬКА СЧАСТЛИВАЯ. Извините, что так поздно! Мне только что ответила моя знакомая - известный в Москве психолог и журналист. Вот что она написала: «Коньку-горбунку не место в дошкольной программе. Этот текст — стихотворный. Его крайне сложно адаптировать. Например, средневековые сказки современные дети читают исключительно в адаптированном варианте. Потому что садизм, который в этих сказках происходил повсеместно, действительно может сильно травмировать психику ребёнка. С темным прошлым человечества нельзя знакомиться в таком юном возрасте».

Номер +7 707 393 5557 (Бабушка Коли) покинула группу.


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Кабинет директора детского садика «Балапан». Дверь закрыта, гудит кондиционер. На искусственных ветках драцены колышутся искусственные листья.  

ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА (поправляя воротник на клетчатом пиджаке). Ну-у-у, значит по-хорошему не хочешь, Коммунаровна? Хочешь, чтобы по-плохому?
РИММА КОММУНАРОВНА (отодвигая от себя бумагу и ручку). Ещё раз повторяю - никакого психического насилия над детьми я не совершала! Я выполнила свои обязанности в соответствии с планом работы. Ребёнок меня спросил, а я ему ответила! Что мне надо было делать? Молчать?
ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Да уж лучше бы молчала, честное слово!
РИММА КОМУНАРОВНА. У меня во всех методичках написано, что я должна делать разбор непонятных слов с детьми. Именно это я и сделала! Я личность ребёнка уважаю!
ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Да, только теперь мать этой личности, которую ты уважаешь, до суда грозится дойти, если тебя не уволят! Ну что ты, не могла по-другому как-то про этот кол дурацкий объяснить?
РИММА КОММУНАРОВНА (вздыхает). Может, и могла. Не знаю. Но про «кишки» я точно не говорила.
ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Коммунаровна, дорогая! Пойми пожалуйста – для всех сейчас лучше, чтобы ты по-тихому ушла. А то нам эта дама тут всё разнесёт. Я таких, как она, не впервые вижу.

Елена Фёдоровна снова пододвигает Римме Коммунаровне бумагу и ручку.

Отдохнешь от всех этих соплей и колготок! Зубами своими в кои-то веки займёшься – пенсия-то у тебя не сильно маленькая, поди. Заведи себе кого-нибудь для веселья. Кота или собаку.
РИММА КОММУНАРОВНА. Уже.
ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Ну не мне тебя жизни учить. Подписывай, в общем…

Римма Коммунаровна встаёт, молча идёт к двери, распахивает её.

РИММА КОММУНАРОВНА. Не буду подписывать. Тоже судиться буду.

Римма Коммунаровна уходит.
Елена Фёдоровна подскакивает, бежит к двери, кричит в коридор.

ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Кондиционер же работает, твою мать!


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Римма Коммунаровна гуляет в лесу. Деревья без листьев, уродливые и кривые – словно их кто-то жевал, а потом выплёвывал. Света в лесу нет, Римма Коммунаровна не понимает, как здесь оказалась, куда идёт. Ей страшно. Вдруг вдали мигает оранжевый огонёк. Римма Коммунаровна следует за ним и выходит на полянку. Огонёк оказывается – волосами рыжего мальчика из группы «Гулдер». Римма Коммунаровна с удивлением обнаруживает, что на полянке собралась вся её группа. Даже те дети, которые в последнее время не ходили в садик, потому что болели. Они окружают Римму Коммунаровну кольцом. За детьми на длинных шестах болтаются какие-то мрачные тени. К Римме Коммунаровне подходит кудрявая девочка и молча указывает на тени пальцем. Тогда Римма Коммунаровна понимает, что это не тени, а сказочные персонажи. Красная шапочка, Колобок, Серый Волк, Кощей, Баба-Яга, Домовой, Крошечка-Хаврошечка – все насажены на острые колы, по которым стекает кровь. Римма Коммунаровна кричит от ужаса. Неожиданно колы начинают двигаться, встают в один ряд, превращаясь в гигантский гребень. Гребень приходит в движение – он вычесывает Римму Коммунаровну из леса. Римма Коммунаровна бежит…спотыкается и… просыпается.


СЦЕНА ПЯТАЯ

Журналистка новостного интернет-портала «КеспеKZ» делает стендап на фоне детского сада «Балапан». Позади неё гирлянда из выцветших флажков и скульптурная композиция – два аиста в гнезде. 

КАЛАМКАС ЕЛИКБАЕВА. Именно в этом детском саду разыгрался настоящий скандал. В центре – Римма Коммунаровна Файзулина. Педагог с тридцатилетним стажем. На неё подала в суд и выиграла его – мама одного из воспитанников. Из материалов разбирательства следует, что ребёнок после чтения «Конька-горбунка» и объяснения выражения «посадить на кол» стал нервным. У него появился страх смерти, начались истерики.

Каламкас Еликбаева встаёт на ступеньки. Из дверей детского сада выходит женщина с малышом на руках, отворачивается от камеры, быстро уходит. Каламкас Еликбаева, не обращая на неё внимания, продолжает.

КАЛАМКАС ЕЛИКБАЕВА. Однако Римма Коммунаровна не согласна с решением суда. Она утверждает, что «Конёк-горбунок» был выбран в рамках утверждённой учебной программы, а долг преподавателя – отвечать на вопросы учеников. Сомнительна, по её словам, и процедура увольнения. Ведь детей никто не опрашивал. Как всё было на самом деле? Обоснованы ли жалобы? В заключительном апелляционном определении говорится, что «педагог обязана соответствовать своему высокому званию, предполагающему повышенные требования к соблюдению морально-этических норм. Причём как на работе, так и в частной жизни». А её трактовка жестокого наказания расценивается как серьёзное и недопустимое отступление от установленных правил.

Каламкас Еликбаева открывает дверь, машет рукой, оператор следует за ней. В коридоре детского сада на фоне плаката о пользе мытья рук, Каламкас Еликбаева останавливается.

КАЛАМКАС ЕЛИКБАЕВА. Сегодня Римма Коммунаровна не отвечает на звонки. Но нам удалось узнать, что воспитательница пыталась трудоустроиться в другие детские сады, но получила отказы. По слухам, теперь педагог работает уборщицей во Дворце школьников, куда…

В коридоре появляется Елена Фёдоровна, закрывает объектив камеры рукой.

ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА. Кто вам давал разрешение на съёмку!? 


СЦЕНА ШЕСТАЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Блошиный рынок «Зелёного базара». На раскладном стульчике сидит Римма Коммунаровна. Перед ней на земле, на полотенце лежат значки, монеты эпохи Советского Союза, потрёпанные книги.

ПРОХОЖАЯ. Сколько ваш «Конёк-горбунок» стоит?
РИММА КОММУНАРОВНА. 500 тенге.
ПРОХОЖАЯ. За 400 тенге отдадите?
РИММА КОММУНАРОВНА. Это букинистическое издание 1953 года.
ПРОХОЖАЯ. Тогда тем более. Книга ж развалится же скоро.
РИММА КОММУНАРОВНА. Забирайте.
ПРОХОЖАЯ (отсчитывая мелочь). А слышали, у нас за чтение «Конька-горбунка» недавно воспитательницу из детского сада уволили?
РИММА КОММУНАРОВНА. Слышала.
ПРОХОЖАЯ (качает головой). Совсем люди с ума посходили. Уже от сказок шарахаются. Будто больше не от чего.

Прохожая забирает книжку и уходит. Римма Коммунаровна молча смотрит ей вслед.
Римме Коммунаровне мерещится, что из-под плаща у Прохожей выглядывает павлиний, огненный хвост.







_________________________________________

Об авторе:  ТОНЯ ШИПУЛИНА 

Родилась в 1982 году, в Казахстане, в городе Алматы. В 2004 году окончила факультет журналистики Казахского Национального университета им. Аль-Фараби. Работала корреспондентом и редактором в казахстанских газетах и журналах. В сентябре 2011 года вошла в лонг-лист премии «Рукопись года», организованной российским издательством «Астрель-СПб», со сказочной повестью. В том же году, в этом же издательстве тиражом 5 000 экземпляров вышла первая книга «Волшебные желуди. Одно удивительное приключение трусливого рюма и глупого норика». В 2014 году попала в лонг-лист премии «Новая детская книга» российского издательства «Росмэн». В том же году в издательстве «Астрель-СПб» издаются сразу две книги: «Три чайных дракона и сверкающая пыль», «Ведьма Страны Туманов». В 2016 году вышло продолжение предыдущей книги «Тайна ведьмы Урсулы». В 2016 году прошла конкурсный отбор для участия в 8-ом международном фестивале «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА», прошедшего в Санкт-Петербурге. В 2017 году в московском издательстве "Самокат" в тандеме с писательницей Еленой Сокровенной вышла книга "Зефирный Жора. Крупная кость". Книга попала в каталог библиотеки им. Гайдара "100 лучших новых книг для детей и подростков". По повести "Зефирный Жора" в алматинском театре АRTиШОК был поставлен одноименный спектакль. В 2018 году в издательстве "Абрикобукс" вышла книга, рукопись которой годом ранее попала в шорт-лист Международной премии имени Крапивина. "Землеройки и Щелезубы". Рукопись была отмечена специальным призом от Российской Государственной Детской Библиотеки. Общий тираж книг – 20 тыс. экземпляров.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
703
Опубликовано 01 апр 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ