Лестничная площадка. Наталья и Илья подходят к двери. Илья отхлебывает пиво из бутылки. Наталья вдруг подворачивает ногу, падает.
НАТАЛЬЯ. Черт, каблук сломался. (Срывает туфлю с ноги, шарахает ею об пол.) Заколебало меня все, заколебало!
ИЛЬЯ. Надо Юрцу сказать - пусть новый микроавтобус покупает. Этот ломается чуть ли не каждый месяц.
НАТАЛЬЯ. Ага, купит он тебе, как же…
ИЛЬЯ. Почему бы не купить?
НАТАЛЬЯ. Будет он тратиться. Ты полный зал на наших концертах давно видел?
Илья молчит.
Вот и молчи лучше в тряпочку про новый микроавтобус. (Пауза.) Открывай. Ключ у тебя.
ИЛЬЯ. Ага…Ща… (Отпивает из бутылки.)
НАТАЛЬЯ. Слушай, брось ты это пиво свое вечное.
ИЛЬЯ. Я расслабиться хочу, Наташ. Я устал точно так же, как и ты, я тоже всю ночь не спал. (Лезет в кармашек рюкзака, шарит в нем.) Нету чего-то.
НАТАЛЬЯ. Чего нету?
ИЛЬЯ. Ключа.
НАТАЛЬЯ. Он у тебя был. На улицу вышли – Ирка позвонила, ты вернулся за чем-то. Я ключ тебе дала.
ИЛЬЯ (вспоминает). Да…
НАТАЛЬЯ. Куда ты его дел?
ИЛЬЯ. Не знаю. Я обычно в какой-то кармашек кладу (Шарит во всех кармашках.) Сигареты, телефон. Слушай, у меня тут дырка маленькая. Может, он вывалился?
НАТАЛЬЯ. Где? (Ощупывает дырку на кармашке.) Точно…У тебя тут дыра… Финиш… Ну все, мы теперь на улице. Черт, мне в два нужно быть…
ИЛЬЯ. Где?
НАТАЛЬЯ. Нигде. Черт! (Швыряет рюкзак на пол.)
ИЛЬЯ. Ну чего ты кидаешь?
НАТАЛЬЯ. Как мы домой попадем?
ИЛЬЯ. А Мишаня где?
НАТАЛЬЯ. Мишка в Питере, улетел еще вчера.
ИЛЬЯ. Да? (Звонит в дверной звонок, никто не открывает.)
НАТАЛЬЯ. У тебя память, смотрю, совсем отшибло.
ИЛЬЯ. А что ж делать-то?
НАТАЛЬЯ. Откуда я знаю?
ИЛЬЯ. Может, спасателей вызовем? Мне ребята рассказывали - они тоже ключ потеряли, им спасатели открыли за три тыщи.
НАТАЛЬЯ. Спасателям нужно показать паспорт с пропиской. Мы с тобой здесь не прописаны.
ИЛЬЯ. Да…Черт. А Мишаня когда приедет?
НАТАЛЬЯ. Откуда я знаю?
ИЛЬЯ. Ща я ему позвоню. (Набирает номер.)
НАТАЛЬЯ. А что толку-то? Он в Питере. Слушай, ну я вообще на тебя угораю. Надо же было положить ключ в дырявый карман.
ИЛЬЯ. Да не видел я. Чего тут, дырка маленькая совсем. Ключ новый, без брелка, вот он и выпал. (Слушает гудки.) Не берет трубку. Слушай! У Ани наверняка есть запасной.
НАТАЛЬЯ. Это новый замок. Он вставил его только что.
ИЛЬЯ. А я к ней поднимусь. Спрошу. Или инструменты какие-нибудь возьму, вскрыть попробую. Да?
НАТАЛЬЯ. Да иди уже!
ИЛЬЯ. Не нервничай ты так, Наташ… Щас что-нибудь придумаем. (Уходит наверх.)
НАТАЛЬЯ (достает мобильный телефон, набирает номер). Юрец, привет. Не разбудила? Просто уже десять. Слушай, мы только что до дома добрались. Микроавтобус на обратном пути сломался. Чинили его, чинили, все без толку. Нас потом на трос взяли. Слушай, у меня тут проблема. Я в квартиру не могу попасть. Твои девчонки когда придут? В два? Это те самые, которых я тогда видела? Слушай, ты ж говорил - им лет по двадцать пять. Но тем точно не по двадцать пять, тем лет по восемнадцать- девятнадцать. Нет, меня устраивает. Меня все очень устраивает. Среди них я буду смотреться, как пенсионерка.
ГОЛОС ИЛЬИ. Натах!
НАТАЛЬЯ. Я перезвоню.
ИЛЬЯ (приносит молоток, отвертку). Вот, нашел. (Пытается вскрыть замок, долго возится.) Не получается чего-то ни фига…Слушай, а ты внутри рюкзака смотрела?Может, завалился куда? (Берет рюкзак, заглядывает внутрь.)
НАТАЛЬЯ. А у тебя уже давно ни фига не получается.
ИЛЬЯ (перестает копаться в рюкзаке, смотрит на нее). Ты это о чем?
На лестнице появляется Анна.
НАТАЛЬЯ. Да так. Дверь открыть не получается. Ключ до дома донести не получается. Новых песен писать не получается. Пиво у тебя пить получается. Пиво ты любишь пить больше всего.
Илья молча смотрит на нее.
Ты знаешь, что Юрец новую группу собирает?
ИЛЬЯ. Какую группу?
НАТАЛЬЯ. Из девок молодых. Аж пять штук их там будет.
ИЛЬЯ. И что?
НАТАЛЬЯ. А то. Мы ему будем уже не нужны. Он нас либо сразу прикроет, либо потихоньку сведет на нет. На попсу наш Юрец переключается. Твой фолк-рок ему уже не интересен. А что, надо же как-то бабло рубить.
ИЛЬЯ. Он тебе так сказал?
НАТАЛЬЯ. Да.
ИЛЬЯ. А мне почему не сказал?
НАТАЛЬЯ. А потому что он тебя в новую группу не планирует. Ты не попсовый музыкант.
ИЛЬЯ. А тебя?
НАТАЛЬЯ. Возможно. Он окончательно еще не решил. Сегодня они собираются в два часа. Я об этом хотя бы знаю, ты – нет.
ИЛЬЯ. Подожди, а с «Аквамарином» как же?
НАТАЛЬЯ. Я тебе уже сказала. Скорее всего, никак.
Пауза.
АННА (спускается на площадку). Илюх…Ты веревку просил. Вот, нашла на балконе в шкафу. (Протягивает Илье веревку).
Илья берет веревку.
(Делает шаг, чтоб уйти, останавливается.) Слушай, а она тебе для чего?
Ей никто не отвечает.
ИЛЬЯ (достает мобильный телефон, набирает номер). Алло, Юрец. Есть минутка? (Уходит наверх.)
АННА. Наташ, слушай, а зачем ему веревка? Он что, через балкон лезть собрался?
Наталья не отвечает. Анна идет наверх.
НАТАЛЬЯ. Пусть лезет.
АННА (возвращается). Что?
НАТАЛЬЯ. Ничего.
Анна молча смотрит на Наталью, потом уходит.
(Звонит по мобильному, ждет, набирает снова.) Юрец, у тебя занято было. Ты не с Илюхой сейчас говорил? Ну да, я ему сказала. А что такого? Думаю, ты должен только рад быть. Не пришлось самому. Слушай, вот мысля какая созрела…
Снова появляется Анна.
АННА. Наташ, он собирается лезть!
НАТАЛЬЯ. Куда?
АННА. Через балкон. Он привязывает веревку. Останови его, Наташ!
НАТАЛЬЯ. Я сейчас приду.
Анна убегает наверх.
(В трубку.) Слушай, помнишь тех девок из Ростова? Может, давай их, а? Все-таки у них уже есть какой-то опыт, им лет по двадцать семь. Ну потому, что я не хочу быть старой коровой на льду. Вообще давай встретимся, обсудим этот момент вдвоем где-нибудь. Ну где…Где скажешь…
Сверху слышен страшный крик Анны.
Подожди…(Нажимает отбой, хочет бежать наверх.)
Ей навстречу выбегает Анна.
АННА. Наташ…он там лежит…
НАТАЛЬЯ. Где?
АННА. Там. (Показывает на улицу.) Он лежит и смотрит на меня… Наташ, он лежит и на меня смотрит…
Бегут по лестнице вниз.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена 9
Наталья в квартире одна. Раздается звонок в дверь.
НАТАЛЬЯ. Открыто!
Входит Юрец.
ЮРЕЦ. Ты чего с открытой дверью сидишь?
НАТАЛЬЯ. А что?
ЮРЕЦ. Ну так… странно…
НАТАЛЬЯ. Я ненавижу ее, дверь эту.
ЮРЕЦ. Понятно. Значит, это дверь виновата. Ну да, из-за нее же все случилось. Вот виновник и найден.
НАТАЛЬЯ. Мишка ушел недавно. Я закрывать не стала. Знала, что ты придешь.
ЮРЕЦ. Надолго он ушел?
НАТАЛЬЯ. Не знаю. А что, прикидываешь, удастся ли по-быстрячку перепихнуться?
ЮРЕЦ.А ты для чего-то другого, что ли, позвала?
НАТАЛЬЯ. Вообще-то я поговорить хотела.
ЮРЕЦ. Ну давай разговаривать.
НАТАЛЬЯ. Что, так разочарован?
ЮРЕЦ. Да нет. Так. Было один раз, и ладно. Случайно, в общем-то... Хочешь еще - давай, не хочешь - не будем. Мне, в общем-то, все равно. Непреодолимого желания я к тебе не испытываю.
НАТАЛЬЯ. А-а.
ЮРЕЦ. Ну… говори.
НАТАЛЬЯ. Он звонил тебе тогда?
ЮРЕЦ. Когда?
НАТАЛЬЯ. Ну перед тем, как…
ЮРЕЦ. Звонил.
НАТАЛЬЯ. О чем вы говорили?
ЮРЕЦ. Он спрашивал, не собираюсь ли я прикрыть «Аквамарин». Не собираюсь ли его уволить.
НАТАЛЬЯ. И что ты сказал?
ЮРЕЦ.Я сказал, что все будет зависеть от того, сможет ли он вывести «Аквамарин» на новый уровень.
НАТАЛЬЯ. А он - чего?
ЮРЕЦ. Он сказал – сможет.
НАТАЛЬЯ. А ты?
ЮРЕЦ.Я сказал – хорошо.
НАТАЛЬЯ. Но ты ведь уже тогда знал, что «Аквамарина» не будет.
ЮРЕЦ. Знал.
НАТАЛЬЯ. И зачем ему соврал? Или ты передумал?
ЮРЕЦ. Да. Я передумал. Я решил подождать с закрытием «Аквамарина».
НАТАЛЬЯ. Когда?
ЮРЕЦ. Тогда, когда он позвонил.
НАТАЛЬЯ. Почему?
ЮРЕЦ. Ну… я не хотел его обижать.
НАТАЛЬЯ. Как-то это на тебя не сильно похоже.
ЮРЕЦ. Да?
НАТАЛЬЯ. Да. Врешь ты, вот что я тебе скажу.
ЮРЕЦ. Слушай, чего тебе от меня надо?
НАТАЛЬЯ. Я хочу знать, что ты ему сказал.
ЮРЕЦ. Зачем?
НАТАЛЬЯ. Просто, если ты ему сказал, что «Аквамарина» не будет, значит…
ЮРЕЦ. Что? Я виноват, что он с балкона упал? Ты это хотела сказать? Он так расстроился, что полез, не глядя? Не видел, что веревка хлипкая? Не смотрел, куда ногу ставит?
НАТАЛЬЯ. Ты ему сказал или нет?
ЮРЕЦ. Фигней прекрати страдать. Возьми себя в руки, иди на массаж, на фитнесс. Приведи себя в порядок. Им всем по восемнадцать, тебе сколько - тридцать?
НАТАЛЬЯ. Да.
ЮРЕЦ.В том виде, как сейчас, я тебя на сцену не выпущу. А будешь меня доставать, вообще никуда не возьму.
НАТАЛЬЯ. Да нет, ты меня возьмешь. Я уверена. Тебе же надо, чтоб хоть кто-то у тебя на сцене пел, а не только задницей тряс. Кто бы с этими сосками малолетними репетировал, разучивал голоса.
ЮРЕЦ. Знаешь что, Наталья, я могу прекрасно без тебя обойтись. А соскам я педагога найду. И вообще, если уж пошел у нас такой откровенный разговор, я тебе скажу: ты всегда была к Илюхе дополнением, придатком, нужным по большей части для того, чтоб его контролировать, направлять. Я тебя поэтому и взял. Безо всякой, в общем-то, биографии. Думаю, ты это прекрасно знаешь. Короче, хочешь работать - займись собой. Не хочешь - обойдусь… Ну что ты на меня так смотришь?
НАТАЛЬЯ. Ты ему сказал или нет?
ЮРЕЦ. Слушай, чего ты ко мне пристала?
Наталья молчит.
(Кричит.) Да! Я ему сказал! Сказал!!!
НАТАЛЬЯ. Что?
ЮРЕЦ. Что «Аквамарина» не будет, что надоел он мне и всем тоже. Сказал, - все, хватит! Пусть сам собой занимается! (Пауза.) Ну не специально же он после этого с балкона кинулся?
НАТАЛЬЯ. Понятно.
ЮРЕЦ. Что понятно? Что тебе понятно?
НАТАЛЬЯ. Ничего. Завтра девять дней. Придешь?
Юрец молча уходит.
Сцена 10
Девятый день. Поминки. За столом Наталья, Валерка, Юрец. Нет только Анны. Ирина хлопочет у стола. Михаил открывает бутылки.
ИРИНА. А Аня-то где? Не придет, что ли?
МИХАИЛ. Ань… Мы тут Илюху поминаем. Девятый день. Зайдешь? (Слушает, нажимает отбой.)
ИРИНА. Ну что?
МИХАИЛ. Трубку бросила.
ИРИНА. Чего это она?
МИХАИЛ. Не знаю.
Пауза. Сидят. Наливают, молча, не чокаясь, пьют.
НАТАЛЬЯ. Снился кому в эти дни Илюха?
ВАЛЕРКА. Мне снился. Едем мы на моей машине, я – за рулем. Он говорит: «Давай я поведу». Я: «Как ты поведешь? У тебя же руки связаны». Смотрю, у него на руках - веревка.
Ирина толкает Валерку ногой под столом.
Чего?
Ирина делает ему «страшные глаза».
НАТАЛЬЯ. Ну… А дальше?
ВАЛЕРКА. Ну это… (Ирине.) Да чего ты? (Продолжает.) Выходим из машины, смотрю, а его уже нет. Кругом лес какой-то, а его нигде нет. Пошел искать его среди кустов. Возвращаюсь, а он вдалеке на дороге стоит, руки вверх держит и руки у него опять этой веревкой связаны. И кричит мне: «Иди, здесь твоя машина, я сюда перегнал». Иду к нему. Тут, короче, проснулся.
ИРИНА. Хороший сон. Это значит, он живой там и весточку передает. Реальный сон.
НАТАЛЬЯ. Реальный? Он машину никогда не водил.
ИРИНА. А это неважно. Это, значит, он активен и там что-то делает.
ВАЛЕРКА. А ты его видела, Наташ?
НАТАЛЬЯ. Нет. Я вообще, когда сплю, ничего не вижу. Проваливаюсь куда-то, а когда просыпаюсь, понимаю, как была счастлива секунду назад, когда спала.
ЮРЕЦ. Мне он тоже сегодня приснился. Просил ему дверь открыть.
НАТАЛЬЯ. Какую дверь?
ЮРЕЦ. Не знаю. Говорит, открой мне дверь, я войти хочу, не могу.
ИРИНА. Это, значит, он помощи просит.
НАТАЛЬЯ. Какой помощи?
ИРИНА. Молитвенной. Молиться о нем больше нужно. Я сорокоуст заказала в трех церквях. Мало, надо где-то еще заказать. Нужно, чтоб он там прошел через все двери. Это тоже хороший сон, тоже что-то значит.
НАТАЛЬЯ. Слушайте, да ничего это не значит. Просто подсознание у всех работает по мотивам произошедшего, вот и все.
Звонок в дверь.
МИХАИЛ. Я открою. (Идет открывать.)
Входит Анна. Садится так, чтоб быть как можно дальше от Натальи. Выражение лица напряженное, на лице следы слез. С ней, как всегда, радионяня.
ИРИНА (Анне). Ну что, спит твоя?
АННА. Да.
ИРИНА.А дочка так и не приехала?
АННА. Нет.
ИРИНА. Получается, она совсем на тебя ребенка сбагрила?
Анна не отвечает.
А сейчас это сплошь и рядом. У молодых совести совсем нет. Рожают и скидывают на родителей. Удивляюсь я этим современным молодым мамашам.
АННА. Она учится. В Питере поступила.
ВАЛЕРКА. Как же ты теперь работаешь?
АННА. А я консьержкой. Из косметической компании уволилась. Дежурю сутки через трое. Беру ее с собой, она в коляске рядом лежит. Ничего, справляюсь.
ИРИНА. Нормально. То работала в хорошей компании, а теперь консьержкой. Отличный карьерный рост.
НАТАЛЬЯ. Давайте не отвлекаться. Кто хочет что-то сказать?
Все молчат.
Юрец…
ЮРЕЦ. Что?
НАТАЛЬЯ. Скажи что-нибудь.
ЮРЕЦ. Чего говорить?
НАТАЛЬЯ. Ну что-нибудь-то скажи.
ЮРЕЦ (наливает всем водки). Помянем. Царствие ему небесное, земля пухом. Все такое, короче.
НАТАЛЬЯ. Этого мало.
ЮРЕЦ. А что еще нужно?
НАТАЛЬЯ. Подумай.
Юрец молчит.
Сегодня опять здесь все свои, все только самые близкие. Я специально не стала никого еще звать, потому что хочу поговорить. Пусть каждый расскажет о том, о чем он постоянно в эти дни думает.
АННА. А сама-то расскажешь?
НАТАЛЬЯ. Расскажу. В конце. В девятый день что там с душой происходит? (Ирине.) Поделись, ты же у нас адепт.
ИРИНА.В девятый день? Сейчас вспомню. Ну там… Ой, что-то я забыла, сейчас в Интернете посмотрю. (Достает телефон.) Вот, нашла. В течение шести дней, с третьего по девятый, душа посещает обители рая. В девятый день она снова возносится к Богу. С девятого по тридцать девятый начинаются странствия души по обителям ада. Душе показываются все обители ада, чтоб в сороковой день, когда будет определено место ее вечного пребывания, душа знала, где ей предстоит быть.
ВАЛЕРКА. Интересно, обители рая - за шесть дней, а обители ада - за тридцать. Их что, больше, что ли?
Пауза.
НАТАЛЬЯ (прерывает молчание). Короче, все эти дни я думала-думала и поняла: построилась цепь. В этой цепи каждый из присутствующих был звеном. Пусть каждый расскажет свою часть. Юрец, давай начнем с тебя.
Юрец молчит.
Ань, скажи, Илюха говорил по телефону перед тем, как… Ну перед тем, как полез?
АННА. Говорил.
НАТАЛЬЯ. Что он говорил?
АННА. Не помню. Про «Аквамарин» что-то.
НАТАЛЬЯ. Вот. (Юрцу.) Давай, скажи всем, что ты ему сказал про «Аквамарин».
ЮРЕЦ. Чего ты пристала? Я тебе сказал? Все, хватит.
НАТАЛЬЯ. Нет, я хочу, чтоб ты всем сказал.
Юрец молчит.
ИРИНА. Не хочет он говорить, ну чего ты?
НАТАЛЬЯ. Ну тогда я скажу. Перед тем, как полезть, Илюха звонил ему и спрашивал, что будет с «Аквамарином». И он ему сказал, что распускает «Аквамарин».
ВАЛЕРКА. И что?
НАТАЛЬЯ. А то. Для Илюхи – «Аквамарин» был всем. Перейдем к следующему персонажу. За неделю до того, как все случилось, он (Показывает на Михаила.) бросил веревку на ее балконе, потом поменял замок, а Илюхе проделал дырку в кармане рюкзака.
ВАЛЕРКА. Чего?
НАТАЛЬЯ. А когда мы вышли из квартиры, чтоб ехать на концерт (показывает на Ирину), позвонила она и попросила по дороге отдать ей диск какой-то, который ей зачем-то вдруг срочно понадобился.
ИРИНА. Ну да. Сборник херувимских. А чего, Валерка как раз мимо вас ехал.
НАТАЛЬЯ. Я дала Илюхе ключ, чтоб он вернулся и взял диск. Если б ты не позвонила, ключ остался бы у меня. Так что в этой цепи вы, дорогие мои, тоже звенья, вы тоже участники.
ИРИНА. Ну, это совсем уж случайность, Наташ, не хочешь же ты сказать, что…
НАТАЛЬЯ. Случайность? Случай - лишь орудие в руках Бога. Через случай он старается до нас достучаться.
ИРИНА. Слушай, прекрати этот бред.
НАТАЛЬЯ. Бред? Это мне, между прочим, священник сказал, который Илюху отпевал.
ИРИНА. А при чем тут священник?
ВАЛЕРКА(Наталье). Подожди-подожди. То есть он чего – хотел, что ли, чтоб Илюха полез и упал?
Пауза. Все молчат.
И чё, кто-то в это верит?
АННА. Да никто не верит. Главное, что она сама верит.
НАТАЛЬЯ (показывает на Михаила). Пусть он сам все расскажет.
Все смотрят на Михаила. Пауза.
ИРИНА. Миш. Ты чего молчишь-то?
Пауза.
ВАЛЕРКА. Миш… Неужели правда?
Он молчит.
ИРИНА. Вот, Наталья, доигралась ты. А я всегда говорила: нельзя вам с Илюхой здесь оставаться. Развела тут публичный дом. То с одним пожила, то с другим. Ты что, не понимала, что он ревнует? Конечно, квартира хорошая, метро рядом, неохота переезжать. Только это наша с Мишкой квартира – от родителей досталась. Нам не нужно пока, у Валерки живем, но когда ребенка родим, места мало будет – разменяем.
ВАЛЕРКА (Ирине.) Помолчи, сейчас не о квартире, сейчас о другом. Мишк, так чего - правда?
МИХАИЛ. Слушайте, идите вы все…
Пауза.
АННА. Ну, Наталья, давай теперь ты.
НАТАЛЬЯ. Что?
АННА. Давай обещанное. Каждый тут уже покаялся, каждый тут вину свою рассказал. Публично, как ты хотела. Теперь ты давай. (Пауза.) Тебе напомнить или сама расскажешь? (Пауза.) Ну раз молчишь, я расскажу. Она первая сказала Илюхе, что он (показывает на Юрца.) хочет прикрыть «Аквамарин». Слышала я, как они тут разговаривали. Сказала она, что ничего он уже не может - ни дверь открыть, ни песен писать. Из-за этого он, я думаю, и полез. Решил доказать, что еще на что-то годится. А когда я спустилась во второй раз, ну когда Илюха уже собрался лезть, сказала я ей, что надо бы пойти остановить его, опасно ему лезть, она ответила…(Наталье.) Ты помнишь, что ты мне ответила? Мне еще показалось, что я ослышалась…
Наталья молчит.
Она сказала: «Пусть лезет!» Я говорю: «Наташ, иди, останови его, он собрался лезть», а она сказала: «Пусть лезет!» Слышите?
ИРИНА. Наташ, ты правда такое сказала?
Наталья закрывает уши руками.
АННА. Что? Колются тебе эти слова? Мучаешься? Не хочешь слышать? Ничего, помучаешься еще пару недель, выветрится. У тебя это чувство вины долго не задержится.
НАТАЛЬЯ. Ань, ты пришла специально это сказать?
АННА. Да!
НАТАЛЬЯ. А раньше-то что ж молчала? Или только сейчас вспомнила?
АННА. Да не хотела говорить. Щадила тебя. Еще на тех поминках могла сказать, да не до того было, ком в горле от собственной вины стоял.
НАТАЛЬЯ. Ну и молодец. Иди теперь со спокойной душой. А я тебе, может быть, еще и спасибо скажу. У самой язык не повернулся.
АННА. Да не успокоюсь я, пока не пойму, что ты на него (показывает на Михаила) всю вину не перекинула, а он, дурак, и взял. Такая уж ты, всех затягиваешь в свою воронку.
НАТАЛЬЯ. Миш, пусть она уйдет, я тебя прошу, пусть она уйдет!
АННА. Да уйду я, уйду. Не позволю ему меж тобой и мной метаться. Это ты смотрела бы, да наслаждалась, видя, как мужик мечется, а мне того не надо. Понимаю я, что ты есть, и какие чувства в нем вызываешь. Про Илюху скажу последнее и уйду: не подумала она о том, что уставший он был, что стресс у него из-за всех этих новостей. Ни о чем об этом она не подумала, а о чем-то другом радела, когда он там веревку привязывал, по телефону с кем-то тут трепалась - уж видно что-то очень важное для себя выясняла. (Уходит.)
Пауза.
ИРИНА. Короче, я ничего не поняла. Кто виноват-то? (Смотрит на Михаила.) Ты? (Смотрит на Наталью). Или ты?
ЮРЕЦ. Слушайте, никто не виноват. То, что Наталья это сказала, тоже ничего не значит. Мало ли, кто из нас когда что говорил? И вообще, хватит. это - кто сказал, что сказал, как сказал. Короче, Наталья, хватит. Ты сама видишь, это расследование коллективной вины ни к чему хорошему не приводит.
ВАЛЕРКА. Я не понимаю, а почему вообще кто-то виноват? Кто его на этот балкон гнал? Никто. Он сам туда полез. Сам! Это был его выбор. Чего друг на друга валить? Наташка сказала что-то не то, Юрец добавил, Мишка замок поменял, меня еще приплели - я мимо проезжал. Он сам на этот балкон полез, сам! Его никто туда не гнал.
ЮРЕЦ. Это тоже верно. И вообще, с каждым из нас в любой момент может случиться все, что угодно и когда и как это произойдет, никому не известно.
ИРИНА (вдруг). В Бога никто не верите, потому и случилось все. Одичали уже все от страстей и от эгоизма.
НАТАЛЬЯ. А ты в Бога веришь?
ИРИНА. Да.
НАТАЛЬЯ. Скажи, а почему тогда уже который год ты родить не можешь? Просишь, небось, его о ребенке каждый день, все монастыри объездила, коленки истерла, лоб расшибла, наверное, кланяться-то. И что он тебе дал? (Показывает фигу.) Вот, что он тебе дал!
ИРИНА.А не твое это дело. Не дал, так даст. Даст! (Плачет.) Гадина ты, Наташка. Как же так можно бить по больному?
НАТАЛЬЯ. А мне думаешь, приятно, когда бьют по больному?
ИРИНА. Зачем ты вообще только пришла в нашу семью? Появилась – вон беду какую наделала. Уходи из нашей квартиры, из нашей семьи, из нашей жизни. Уходи! Уходи! Уходи!
НАТАЛЬЯ. Да уйду я, уйду! Только тебя об этом не спрошу!
ИРИНА. Это мой дом, наша с Мишкой квартира. Миш, имей в виду, я размениваю эту квартиру, чтоб больше тут не появлялось таких, как она!
НАТАЛЬЯ. Разменяй, разменяй! Может, тогда родишь!
Ирина подходит к Наталье, толкает ее. Они начинают нелепо, по-женски драться.
ВАЛЕРКА. С ума сошли, девки, вы что?
ЮРЕЦ. Прекратите!
Их растаскивают.
ВАЛЕРКА. Ну дела!
ИРИНА (Михаилу). Смотри, кого ты в дом привел! На всех наплевала! На меня наплевала, на Илюху наплевала, на тебя наплевала! (Снова хочет кинуться на Наталью, но Валерка крепко ее держит.)
ВАЛЕРКА. Наташ, ты знаешь, что она чуть не каждую ночь ревет?
НАТАЛЬЯ. А я что делаю – хохочу, что ли?
ВАЛЕРКА. Была б ты мужиком, я бы тебе сейчас так врезал!
МИХАИЛ. Ну ладно, ладно! (Закрывает собой Наталью.)
ИРИНА. Всех поссорила! Из-за нее уже мы все скоро передеремся!
ВАЛЕРКА (Ирине). Пошли отсюда. (Уводит ее.)
Пауза. Михаил внимательно смотрит на Наталью, на дверь, и вдруг уходит вслед за Ириной и Валеркой.
ЮРЕЦ. Зря ты ей про детей сказала.
НАТАЛЬЯ. А что? Мне так и смотреть, как она тут из себя помазанницу Божью строит? Хватит, достала уже.
ЮРЕЦ. На таких, как она, вообще не нужно обижаться.
НАТАЛЬЯ. Что мне делать, Юрец, что делать?
ЮРЕЦ. Ты на репетиции будешь ходить?
НАТАЛЬЯ. Я приду, Юрец, обязательно приду. Понимаешь, я каждый день хочу придти и не могу. Правда, что-то во мне сломалось. Дай мне в себя немного придти. Юрец, пойми меня хоть ты, что ли… Помоги мне, Юрец, а?
ЮРЕЦ (подходит к ней близко, обнимает, гладит по животу, груди).
Приедешь ко мне?
НАТАЛЬЯ. Приеду.
ЮРЕЦ. Когда?
НАТАЛЬЯ. Приеду. Ну все, все. (Отстраняет его.)
ЮРЕЦ. Мишки боишься? (Пауза.) Он-то тебе зачем?
НАТАЛЬЯ. Сама пока не знаю.
ЮРЕЦ. Ну ладно. Даю тебе еще три дня. Потом – все, и это уже навсегда для любых проектов. (Идет к двери.)
Возвращается Михаил. Проходит в квартиру, смотрит на Юрца и Наталью. Она отходит от него подальше. Юрец уходит.
МИХАИЛ. Я не стал им говорить про ключ.
НАТАЛЬЯ. Какой ключ?
МИХАИЛ. Который был в рюкзаке за подкладкой.
НАТАЛЬЯ. Зачем?
Он молчит.
(Резко.) Я буду спать в его комнате. Не заходи ко мне. (Уходит в комнату Ильи.)
Сцена 11
Михаил спит на диване. Перед ним полупустая бутылка водки. На полу стоит его сумка с вещами и кофр для фотоаппаратуры.
В квартиру входит Наталья, смотрит на Михаила, направляется в комнату Ильи.
МИХАИЛ. Наташ...
НАТАЛЬЯ. Да?
МИХАИЛ. Где ты была?
НАТАЛЬЯ. На репетиции.
МИХАИЛ. Подойди.
НАТАЛЬЯ. Куда?
МИХАИЛ. Сюда.
НАТАЛЬЯ. Зачем?
МИХАИЛ. Подойди сюда и сядь.
НАТАЛЬЯ. Да что с тобой?
МИХАИЛ. Я сказал – подошла и села.
НАТАЛЬЯ. Ты бухой, что ли?
МИХАИЛ. Я был пьян. Но сейчас я уже трезв.
НАТАЛЬЯ. Никогда тебя таким не видела.
Михаил встает, берет ее за руку, тащит, сажает на диван.
Ты чего, совсем обалдел?
МИХАИЛ. Запах…
НАТАЛЬЯ. Какой запах?
МИХАИЛ. Его одеколон, да?
НАТАЛЬЯ. Да отпусти ты меня! (Пытается выдернуть руку.)
МИХАИЛ. Сука…
НАТАЛЬЯ. Пошел к черту!
МИХАИЛ. Заткнись! Сядь!
Наталья пытается встать, но он снова сажает ее.
НАТАЛЬЯ. Ну села…
МИХАИЛ. Сиди. Слушай. Сегодня десятый день. И я хочу, когда будет сороковой… В сороковой день там что происходит? Душа, что ли, уходит?
НАТАЛЬЯ. А это ты у своей сестры спроси.
МИХАИЛ. Короче, я хочу, чтобы в сороковой тебя здесь не было. Я хочу, чтоб ты ушла отсюда вместе с ним.
НАТАЛЬЯ. Да не вопрос, чего ты? Уйду я. Я могу и раньше.
МИХАИЛ. Нет. Можешь остаться. Эти тридцать дней я даю тебе на переезд. Фух… сказал…
НАТАЛЬЯ. Долго готовился, видать.
МИХАИЛ. Три года. Я сейчас делаю то, что должен был сделать еще тогда. Знаешь, у меня в мозгу вдруг образовались какие-то новые связи. Как будто вот шла артерия, полная крови, а потом ее вдруг перерезало. Я дома сегодня целый день. Ты ушла еще днем. Я слушал, как ты одевалась, собиралась, и понял, куда ты идешь. Я даже не пошел вечером на съемку, я решил остаться дома, сидел тут, пил, думал обо всем и знаешь, я понял…
НАТАЛЬЯ. Что?
МИХАИЛ. Вот ты говорила мне, как сильно ты любишь Илюху, что как-то особенно у тебя с ним. Сначала я не верил, думал, пройдет полгода – год, расстанетесь, но если ты уедешь, то уже не вернешься. Потом, когда я понял, что у вас с ним надолго, я стал относиться к вам по-другому, я стал уважать ваши отношения, я начал верить, что между вами действительно что-то особенное и именно это поддерживает его самого и группу «Аквамарин» в активном творческом состоянии. Поэтому я вас не трогал. Потом я так к вам привык, что уже не мог с вами расстаться. Но сейчас я понял, что… (Пауза.) Понимаешь, ты любишь не кого-то конкретного, а себя в том качестве, которое открывает тебе новый человек. Все это получается у тебя неосознанно. Тебе кажется, что ты горячо влюбляешься, а на самом деле ты просто принимаешь за любовь то состояние интенсивности жизни, которое тебе этот новый человек дает. Возможно, с Илюхой это ощущение интенсивности было больше, чем с кем бы то ни было другим. Когда он приехал, возник проект, и ты в него влезла. А до этого ты была со мной, ведь тебе очень хотелось выбраться из общаги, а потом нужно было оплачивать твою учебу. Конечно, ты сказала: «Пусть лезет» не потому, что хотела, чтоб он разбился и упал, а просто потому, что он выдохся, иссяк и уже не мог дать тебе нового взлета. Вот что я, сегодня тут сидя, понял. И, знаешь, это открытие меня почему-то более всего добило. Я вдруг понял, что очень сильно любил его. Я считал вас своей семьей. И то, что ты его так…Меня просто как-то перевернуло…
НАТАЛЬЯ. Ну а что такого, в конце концов, я сделала? Ну да, я была невнимательна к нему, не подумала о том, что нужно быть осторожнее. Я не перетряхнула этот гребаный рюкзак. Ты виноват гораздо больше. Ты поменял замок, подбросил веревку.
МИХАИЛ. Наташ, очнись! Я ничего этого не делал. Я не подбрасывал веревку, не менял замок. То есть замок поменял, но только потому, что старый заклинивал. Я сказал это, чтоб тебе стало полегче. Я же видел - ты мучаешься и ищешь, на кого бы спихнуть вину. И я понял, что в таком качестве – человека, на которого можно спихнуть вину, я тебе нужен. И если я буду поддерживать в тебе мысль о том, что виноват, то снова смогу быть рядом. Ведь ты так нуждалась в том, чтоб найти виноватого. Но знаешь, сегодня я решил, что не готов на себя эту вину взять. Короче, я хочу, чтоб ты ушла отсюда вместе с ним. Я поживу пока у Ани, а ты найди квартиру и, когда сможешь, переезжай.
Наталья начинает тихо плакать.
Ты плачешь? Наконец-то, ты не плакала все эти десять дней.
НАТАЛЬЯ (сквозь слезы). Мишка …
МИХАИЛ. Что?
НАТАЛЬЯ. Послушай… Мне нужно время. Мне нужен кто-то, кто помог бы мне все это пережить.
МИХАИЛ. И на кого можно спихнуть вину. Я это понял. Поэтому ты допустила близость со мной. А потом, когда ты чувство своей вины изживешь, я стану опять не нужен. Нет, знаешь, я лучше пойду туда, этажом выше. Может быть, там не будут так свирепо пользоваться моей душой и брать ее напрокат на какое-то время для того, чтобы утвердить свое новое качество.
НАТАЛЬЯ. Миш, если ты меня оставишь тут одну, я не выдержу, я сойду с ума…
МИХАИЛ. Думаю – нет. Ты выживешь. (Подходит к окну, открывает его.) Смотри. Он упал почти с этой высоты. Постой тут, представь себя на его месте. Мне кажется, очень даже надо, чтоб ты побыла тут одна. Послушай тишину в этой квартире. Здесь еще не выветрился его запах. Углы, вещи пахнут им. Здесь еще звучат песни, которые он сочинял. Останься с ним наедине. Я был с ним сегодня, когда тебя не было, я даже с ним говорил. Иногда мне даже казалось, что он мне отвечает. Послушай, что он скажет тебе. (Берет фотоаппарат, сумку, уходит).
Наталья подходит к окну, стоит, глядя вниз, потом вдруг залезает на подоконник, открывает окно.
Сцена 12
Сороковой день. Анна хлопочет вокруг стола, Михаил помогает ей. Валерка сидит рядом.
АННА (Михаилу). Все готово. Зови их.
МИХАИЛ. Ир, тетя Лиз, пойдемте.
Входит Мать. За истекший месяц она изменилась, очень похудела. В руках у нее альбом с фотографиями.
МАТЬ(показывает Ирине фото). Это мы в парке. На коньках учу его, держу, чтоб не упал.
ИРИНА. Ага.
Мать переворачивает страницу альбома.
Ой, а эту фотографию я знаю. У нас есть такая же.
Мать снова переворачивает.
Ой, а это же я! Помните, мы с мамой и Мишкой к вам в Омск приезжали? Илюхе тут года два. Мишка, смотри - ты тут тоже есть. Вьюноша такой, весь из себя. И мамочка наша...
МАТЬ. Светланочка, любимая моя сестренка была, самая старшая, самая умная. Тоже ушла рано.
Садятся за стол, раскладывают еду, наливают, смотрят друг на друга: кто скажет тост. Все молчат.
ВАЛЕРКА. Ну что, помянем?
МАТЬ. Знаете, я хочу сказать. Я решила в сороковой день к вам сюда приехать, захотела его здесь среди вас проводить. Все-таки он жил здесь, тут жизнь его последняя прошла. А там, в Омске к нему на кладбище моя подруга сходит. Мне здесь с вами как-то легче. А там мне плохо совсем. Только на могилке, когда сижу с ним и разговариваю, мне чуть полегче, а так тяжело, очень тяжело. Я дома фотографию повесила, цветочки в вазу каждый день новые ставлю и разговариваю с ним. То вспоминаю, это. У меня деньги его остались. Он мне деньги присылал, а я не тратила, копила. Думала ему на квартиру накопить. Вернется, а я ему ипотеку открою. Ну теперь я на эти деньги ему памятник поставлю хороший, оградку сделаю, а потом тоже там лягу и буду лежать. Хотела накопить на жизнь, а накопила на смерть…
ВАЛЕРКА. Помянем.
Пьют. Пауза.
МАТЬ. Скажите, а Наталья, она что, здесь больше не живет?
Молчание.
Просто она в прошлый раз все спрашивала: почему, да почему это все случилось. Я тоже много думала об этом. Хотела бы я об этом с ней поговорить. Где она?
Пауза.
ИРИНА. Сказать ей?
Михаил пожимает плечами.
Тетя Лиз, Наталья здесь не живет уже месяц. О ней нужно просто забыть.
МАТЬ. Но почему ее сегодня-то нет? Все-таки такой важный день.
ИРИНА. Тетя Лиз, понимаете, мы решили… Миша, вернее, решил, что Наталья… Она не должна сюда больше приходить, потому что… Это она виновата в том, что это случилось. Она торопилась, требовала, чтоб он открыл ей дверь. Из-за нее все произошло.
МАТЬ (Михаилу). Это правда?
МИХАИЛ. Мы решили, что это так, но правда это или нет, я не знаю.
На лестничной площадке появляется Наталья. Она останавливается, потом подходит к двери, прислушивается к разговорам, доносящимся из квартиры.
ВАЛЕРКА. Слушайте, может, хватит, а? Тете Лизе все эти разговоры точно не нужны. Сколько можно? Уже третьи поминки подряд одно и тоже. Ну что она – убить его хотела? Нет! Это все простое совпадение, случай. Все просто. Каждый день кто-то где-то умирает. Кому повезло, - тот выжил. А кому не повезло, тот умер. Вот и все. Нет тут ничего, никаких сверхпричин. АННА.Знаете, мне тоже кажется… Нельзя Наталью одну во всем обвинять. В конце концов, ну что она…Торопилась, нервничала, устала… И вообще – знать бы, где упасть, соломки подстелить.
ВАЛЕРКА. Я повторяю – никто его на этот балкон не гнал. Он сам туда полез. Сам!
АННА.Надо как-то связаться с ней, поговорить. Пусть успокоится. Тоже ведь, наверное, переживает.
МАТЬ (после паузы). Тут я, наверное, больше всех виновата. Отец у него был такой… непростой. Он поэтому мальчик вырос такой нервный, незащищенный. Еще когда вынашивала его, много чего случалось. Отец его то бросал меня, то снова приходил. Я все сомневалась: рожать - не рожать. Слышала я - нехорошо это на детях сказывается. Маленький - он все чувствует и очень этого боится. А потом, когда Илюша уже родился, отец к нему всегда был какой-то недобрый. Потом убили отца в драке. Характер такой был, все на рожон лез. Так что это я виновата, я. Вы Наташу не вините. Виновник тут я. Плохой отец у него был. Я виновата, что с ним связалась.
ВАЛЕРКА. Тетя Лиза, ни в чем вы не виноваты. Это просто несчастный случай.
МАТЬ. Нет, Валера, знаешь, мне легче думать, что у всего этого все же есть какая-то причина. Потому что, если никакой причины нет, если просто случай - повезло, не повезло - мне почему-то совсем тяжело. Совсем.
Пауза. Наталья достает телефон, посылает смс. У Михаила сигналит мобильник. Он читает сообщение, выходит на лестницу. Наталья и Михаил молча смотрят друг на друга. Михаил показывает на дверь: «Войдешь?» Она отрицательно качает головой. Пауза.
МИХАИЛ. Там мать приехала. Она хотела с тобой поговорить.
НАТАЛЬЯ (пожимает плечами). Вообще-то я не собиралась к вам заходить. Хотела тут просто постоять, повспоминать. Потом решила все-таки сообщить тебе, что я здесь. И потом вот. (Отдает Михаилу ключ от квартиры.)
МИХАИЛ. Ты как вообще? Где живешь?
НАТАЛЬЯ. Нормально. Квартиру сняла.
МИХАИЛ. Работаешь?
Наталья кивает.
И как?
НАТАЛЬЯ. Да так. Нет ощущения, что это какое-то свое дело, - ну как с «Аквамарином» было. Деньги платят, и хорошо. (Пауза.) Высоты стала бояться. По мосту иду, вниз смотрю, голова начинает кружиться. Даже квартиру сняла на первом этаже.
МИХАИЛ. Знаешь, я не во всем тогда был прав, ты прости меня. Разозлило меня, что ты… что ты с ним, короче. Я тоже виноват. Я удерживал вас, вернее, тебя тут потому что… Ну, короче, я говорил почему. Засела ты в меня. Глубоко засела. Потихоньку вот начинаю отдирать.
НАТАЛЬЯ. Знаешь, я тут тоже много думала, пыталась хоть что-то понять. Случай-то оно, конечно, случай, Валерка прав. Только он ведь из чего-то складывается. Просто в какую-то минуту сила разрушения… она уже запущена… Какие-то качества внутри нас усиливаются, другие ослабевают и в какой-то момент смыкаются с качествами другого человека. Тогда-то и происходит вот это… А когда сила разрушения запущена, она может коснуться кого угодно. Каждого, кто оказался рядом. (Пауза.) Но, знаешь, в одном я с тобой не согласна. Ты не прав, что любви не было, любовь была. Это, правда, что-то особенное. Не знаю даже, как это назвать. Но у меня к нему это было. Просто она не могла его защитить. Моя любовь не могла его защитить от меня же… Ты меня понял?
МИХАИЛ. Думаю, да.
Долго молчат.
НАТАЛЬЯ. Я пойду?
Михаил кивает.
Скажи им, что я тут была. Приходила попрощаться.
МИХАИЛ. Скажу.
Пауза. Наталья не уходит. Михаил стоит рядом с ней.
Сцена 13
Илюха лежит в гостиной на диване. Перебирает струны гитары, пытается сочинять. Из ванной выходит Наталья в банном халате, с полотенцем на голове. Садится рядом с ним, пилит ногти.
ИЛЬЯ. Натах…
НАТАЛЬЯ. Что?
ИЛЬЯ. Давай уедем отсюда.
НАТАЛЬЯ. Откуда?
ИЛЬЯ. Из этой квартиры.
НАТАЛЬЯ. Зачем?
ИЛЬЯ. Странно, что мы здесь живем.
НАТАЛЬЯ. Он сам хотел, чтоб мы тут жили.
ИЛЬЯ. Да?
НАТАЛЬЯ. Слушай, что ты тут канитель развел, а? Уже в который раз. Он хочет, чтоб мы жили тут. Всякий раз, когда об этом заходит разговор, он настаивает, чтоб мы остались.
ИЛЬЯ. Не надо нам тут жить.
НАТАЛЬЯ. Не знаю, мне тут нравится. Мне так удобно. Если мы переедем, мне надо будет тебя кормить. Мишка хорошо готовит.
ИЛЬЯ. Я сам буду готовить.
НАТАЛЬЯ. Я тебя умоляю.
ИЛЬЯ. Неужели ему не неприятно, что мы тут?
НАТАЛЬЯ. Он хотел, чтоб мы остались. Он сказал это в самом начале. Слушай, он давно нас простил. В конце концов, он тебе брат. И вообще, хватит об этом. (Встает.) Нам выходить через десять минут.
ИЛЬЯ. Подожди.
НАТАЛЬЯ. Пусти, мне нужно одеваться.
Открывается входная дверь, появляется Михаил.
МИХАИЛ. Наташ, вот ключ от нового замка. Тут в комплекте два. Один – мне, другой вам.
НАТАЛЬЯ. Ага. (Подходит к двери, пробует новый ключ.)
МИХАИЛ(уходит в свою комнату, возвращается с дорожной сумкой и кофром; Наталье). Получилось?
НАТАЛЬЯ. Да. (Уходит в комнату Ильи.)
Михаил одевается в прихожей.
ИЛЬЯ. Мишань…
МИХАИЛ. А?
ИЛЬЯ. Слушай. Сядь, а?
МИХАИЛ. Илюх, у меня самолет через три с половиной часа.
ИЛЬЯ. Буквально на минутку.
МИХАИЛ. Давай потом, а?
ИЛЬЯ. Мне сейчас надо.
МИХАИЛ (садится.) Ну.
ИЛЬЯ. Слушай, я решил. Надо нам отсюда двигать.
МИХАИЛ. Откуда?
ИЛЬЯ. Ну… из твоей хаты.
МИХАИЛ. А …Наташка как на это смотрит?
ИЛЬЯ. Она не хочет, но я ее уговорю. Сейчас в машину сядем, сразу начну ей на ухо давить.
МИХАИЛ. А почему ты сейчас об этом говоришь?
ИЛЬЯ. Ну, надо же когда-то… Мы же тебе мешаем.
МИХАИЛ. Нет.
ИЛЬЯ. Что – нет?
МИХАИЛ. Я к вам привык. Я хочу, чтоб вы остались.
ИЛЬЯ. Но послушай…
МИХАИЛ. Вы столько времени тут уже живете, что случилось-то?
ИЛЬЯ. Ничего. Просто, мне кажется, нужно что-то поменять.
МИХАИЛ. Я вам мешаю?
ИЛЬЯ. Ты? Нет, ты - нет. Мы тебе мешаем.
МИХАИЛ (после паузы). Вы мне не мешаете. Я хочу, чтоб вы остались. Я говорил это много раз и готов повторить еще. Я к вам привык. Да и вы ко мне, надеюсь, тоже. (Берет свои вещи и уходит.)
НАТАЛЬЯ (выходит из комнаты). Ну, что я тебе говорила?
ИЛЬЯ. Но это неправильно.
НАТАЛЬЯ. Слушай. Это «неправильно» продолжается уже три года.
ИЛЬЯ. И оно должно когда-то закончиться!
НАТАЛЬЯ. Я так хочу. Мне так удобно, ясно тебе?
ИЛЬЯ (после паузы). Да, вас двоих мне не одолеть. (Встает, укладывает гитару в чехол, идет в прихожую, надевает куртку).
Они выходят из квартиры. Наталья запирает дверь, кладет ключ в сумку. Идут по лестнице вниз. У Ильи звонит мобильный.
ИЛЬЯ (голос). Привет. Какой диск? А, хорошо. (Наталье.) Ключ дай. (Возвращается, открывает дверь; в трубку.) Хорошо, я Валерке отдам. Да ничего я не убитый. Устал просто. Ты как, нормально? Опять не получилось? Сидишь, ревешь? Ничего, все получится, я уверен. У вас будет двойня или тройня. Не забудьте в крестные отцы позвать. Все, нашел твой диск. Пока. (Отключает телефон, делает несколько шагов, останавливается, думает.)
Снова звонит его мобильный.
(Смотрит на экран, неохотно принимает вызов.) Да иду я, иду. (Выходит из квартиры, запирает дверь, кладет ключ в наружный карман рюкзака.)
Занавес.
_________________________________________
Об авторе: ВИКТОРИЯ ДОЦЕНКО
Родилась в Горно-Алтайске. Театральный режиссер и драматург. Окончила режиссерский курс Марка Розовского на базе театра «У Никитских ворот», где с 2012 года ставит спектакли как приглашенный режиссер. Первая опубликованная и поставленная в театрах России и СНГ пьеса – «Легкий воздух». С другими пьесами – «Поворотный пункт», «Вариации на тему мультикультурности», «Третий, девятый, сороковой», «Рейс обратно и туда» участвовала в фестивалях и конкурсах драматургии «Евразия», «Свободный театр», «Любимовка», «Действующие лица», «Авторская сцена», Фестивале женщин-драматургов в Стокгольме. Лауреат Волошинского конкурса мини-пьес (пьеса «Звезды высыпали»), премии «Долг. Честь. Достоинство» (пьеса «Исповедь уцелевших»).