ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Анна Аликевич. В КВАРТАЛАХ ДАЛЬНИХ НЕПЕЧАЛЬНЫХ

Анна Аликевич. В КВАРТАЛАХ ДАЛЬНИХ НЕПЕЧАЛЬНЫХ

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Дана Курская. Спросите Кошкину. – М.: Романов, 2023.)



Четвертая книга стихов известного челябинского поэта, преподавателя, издателя, культуртрегера и просто «скандальной личности» Даны Курской посвящена самой любимой теме классической поэзии – весне школьной юности и воспоминаниям о земле детства. Нередко русский парнас такие размышления посещали в конце жизненного пути, однако здесь все иначе. «Я Данте, через день мне тридцать пять», – жизнеутверждающе заявляет автор, и мы радуемся вместе с ним, поскольку итальянский учитель нашей соотечественницы прожил относительно долгую и благополучную (да-да) для большого поэта жизнь. Конечно, ностальгические мотивы, возвращение в счастливые годы – неизменно критикуются как единственная знаковая тема послепушкинской поэзии в принципе. Однако сборник хронологически перемещает нас, как на канатке, от подросткового бунта лирической героини, лихорадочно вкушающей первые блага постперестроечного времени, через не всегда благополучную молодость (алкоголь, сомнительные компании, потерянная беременность), к современности, где уже психологически зрелую, стабилизировавшуюся личность встречают внешние беды. Пандемия, предчувствие войны, гибель ровесников и учителей; сложности семейной жизни, вынуждающей запереть блуждающий огонь в склянке; наконец, издержки профессии – противоречивые отношения с коллегами из богемной тусовки, когда в каждом гении преобладает человек, и подчас не самый лучший, – вот что такое взросление.

Ты помнишь, Кошкина, как было нам смешно,
Когда мы представляли нас за тридцать.
Мы думали – какое же говно!
А это вот, гляди, – уже оно.
То ль похмелиться, то ли застрелиться. 

<…>

Признайся, что внутри тебя болит
Киоск с кассетами, в тетрадке имя «Данка».
Или хотя бы просто сделай вид.
С ребенком пусть твой папа посидит.
Я жду тебя в семь тридцать возле танка.

Есть такой феномен, называется он по-разному: поэт своего двора, голос своей эпохи, певец земли родной – но очевидно, что явление это особое и предопределенное. Бог посылает миру дудку, посредством которой думы и жизнь народная рождаются вторично, претворенные в образы, для будущих поколений. Обычно мы выстраиваем ряд вроде Есенин – Рубцов – Высоцкий – Рыжий. Вот они, наши 20-е, 60-е, 70-е, 90-е. Иногда, конечно, для порядка в 30-е добавляют Васильева, в 40-е – Исаковского, а в 80-е – Кузнецова. А нулевые никого не дали – не народные были, видимо. Очевидно, что образ Курской претендует в современной поэзии именно на эту вакантную нишу. Но кто может сказать, кем будет занято место в действительности в глазах историка литературы 20 лет спустя? Конец 90-х – начало 00-х одновременно богаты поэтами, как никогда, но в то же время систематизированы в критике очень мало, а феномен бардовской культуры усложняет ситуацию еще больше. Тем не менее, нельзя плыть по океану без компаса, хотя бы самого условного и даже неправильного, читатель доходит порой до того, что изготовляет его сам. Чем сегодня мы и займемся.

Персонаж Даны Курской – тот самый национальный герой, который был с нами всегда, но отношение к нему (вернее, к представляемому им набору качеств) менялось, в зависимости от... политического курса – на консерватизм или либерализацию. Нежный хулиган – едва ли не самый почитаемый тип лирического alter ego в земле Российской, а уж почему, скажите сами. Несвятая святая троица в лицах Есенина, Рубцова и Рыжего, в сопровождении фигур помельче, Васильева и  Корнилова, осеняет неожиданную женскую ипостась прототипа своим благословением. Феминизированная бунтарка и лихая бабенка – это две большие разницы. Если первая с переменным успехом, в тех или иных латах, шефствует в современной поэзии – это героини Полозковой, Рымбу, Павловой в первую очередь (но ряд очень длинный), то «свойский парень» без примеси черт нежеланной / «страшненькой» девушки, которая выбирается главным героем на роль жилетки или друга по переписке (см. образы Дарёны Хэйл, например), – редкость. Вот так-то, пред нами, как ни удивительно, своего рода уникум.
А пристало ли ей, бабе, такими делами заниматься, как спрашивает анекдотический Кутузов о кавалерист-девице Дуровой? Конечно, традиция травестирования давно никого не шокирует, вот только перед нами не толстовская Сонечка в костюме гусара, а скорее предыдущий психотип – но в мирное время. Уж так устроен наш уклад и поныне: что привлекает в разудалом первом парне на селе, точно оттолкнет в почетнице. Умение пить не напиваясь, как ни в чем не бывало просыпаться в неизвестной местности, но предположительно за гаражами, сборища ночные, но отнюдь не ахматовские, поездки на Кудыкину гору чуть не со Змеем-Горынычем и прочее «неописуемое безобразие» создают образ двусмысленный: чем-то, безусловно, привлекательный, но в определенном ключе. Проблема глубинного принятия маленькой атаманши в сердце отечественного читателя видится мне неизбежной, а все лишь потому, что она девушка, а уж будь она парнем, то цены бы ей, как говорится, не было.

Или вот так: как будто ты за школой
впервые пробуешь украденный «ЛМ»,
дрожа от этой сладостной крамолы,
исследуя взрослеющий Эдем.
И выпускаешь в небо светлый дым,
И знаешь, что исчезнешь молодым. 

Мир, в котором обитает лирическая героиня, – статья особая, это такой провинциально- вселенский космос конца 90-х, дальний непечальный квартал, утративший категорию времени и растянувшийся кое-где в инвариант потустороннего мира, куда уходят и откуда порой выглядывают выбывшие из живых. Конечно, погибшие в дворовой сваре или в благородном поединке за шкалик в Валгаллу не попадают, но рассчитывать на альтернативное загробное пристанище вполне могут: некое чистилище, где нет ни особых радостей, ни страшных мук, пограничное, близкое к живущим пространство. Больше, чем город подъездной романтики нулевых, но меньше, чем блатные москворецкие дворы, странноприимный дом Курской собирает вечных подростков, по тем или иным причинам не перешагнувших – физически или психологически – во взрослую жизнь. Неблагополучие здешнего народа – самого разного характера: это нравственные жертвы катастрофы перестройки («Оказалось, граждане, всё обман»); короли двора («Походкой космос взявшего космонавта»), не нашедшие себя в зрелом возрасте; девушки, не встретившие своего единственного и упавшие в беспорядочную жизнь (Ночью тело творит неприличное. // А душа, коготками птичьими // Уцепившись за спинку кровати, // думает: «Боже мой, Боже, хватит!»); женщины, чья любовь закончилась квалифицированным абортом, благодаря уровню медицины, но жизнь так никто и не вывел на новый уровень.

Наконец, тут обитают многочисленные знакомые главной героини, которые просто не дотянули до сорока, погубленные болезнью, образом жизни или несчастным случаем. Важно отметить, что речь чаще не о рабочих маргиналах или социальном дне – мрачноватый фон здесь, как и в поэзии Б. Рыжего, порождение скорее интеллигентской депрессии переживающего непростое время города. Только вот есть отличие – здесь все-таки хоть стремно, но весело. Не пир во время чумы, конечно, не пляска на костях или в их компании, как в средние века, а то ли лирические карнавальные поминки по усопшей империи «между прошлым и будущим», то ли плач по уходящей бесшабашной, но не напрасной юности. Книга-переход во взрослое состояние, где, словно указатели к правильному умонастроению, сияют из темноты огромными буквами строчки классиков: мы все теперь уходим понемногу (Памяти Ильи Лиружа), Земную жизнь пройдя… (Польское кладбище), не уходи побудь со мною («по воле рока так случилось…»), Мое лицо в его простой оправе («Ты прав, Антон. Они меня отравят…») и так далее, и так далее. Перед нами не что иное, как похороны молодости и всех тех, кто уже никогда не станет старшим поколением. Лоскутное одеяло элементов центона, детища постмодернизма, переходит в неявные и явные отсылки к ближайшим родственникам героев Курской – неприкаянным персонажам Высоцкого, меланхолическим, подверженным спиртному и тоске интеллигентам Рыжего, пассионариям Цоя, у которых сначала было все впереди, а теперь всё позади, даже погрузившимся во вселенскую печаль «двойникам» Вампилова. У всей этой развеселой грустной братии, как правило, нет красивого будущего – в отличие от главной героини книги, все-таки по-рубцовски уехавшей из города Ч. У нее, кстати, есть и еще одна редкая для современной поэтической женской фигуры особенность, а мы и не заметили леса. Это состоявшийся человек, которому мир ответил взаимностью – в лице близкой подруги, дворового ухажера, сердобольного родственника, надежного товарища. И пусть были нюансы, например, с некоторыми разделили расстояния, с другими убеждения, а с иными – вредные привычки, однако все же это «девочка-да», а не отвергнутая героиня Ахматовой-Полозковой, не вечное плечо Тушновой-Хэйл. Нежную хулиганку, как и положено каноническому варианту «первого парня на деревне», мир любил и принимал, но как и чем мог, разумеется.

В одном из эссе поэт С. Гандлевский называет творчество родом аттракциона, на котором автор катает читателя, дабы тот не заскучал и оценил оригинальность удовольствия. В отношении поэзии Курской это как нельзя более верно. Многие стихи являют собой игру в угадайку, во «всё на всё похоже», одновременно связывая себя с классическими текстами русской литературы и, таким образом, аккуратно обозначаясь, как их продолжение. Выворачивание наизнанку, пародирование известного в данном случае означает рождение нового художественного витка, а не вторичное произведение с функцией высмеивания. Например, традиционное обращение к Музе / Вдохновению, программное стихотворение сборника, откровенно снижает высокопарное Ахматовское: «Когда я ночью жду ее прихода…». У Даны: «Оно пришло, и вот его симптомы: // Как будто опускаешься на рель, // и тягостно горит любой сустав, // и вдруг понятен собственный состав». Если в первом случае речь о категориях души, которая вот-вот вылетит из тела, оборвав волосок, то здесь все физиологично, почти по-медицински: сустав, состав, а дальше и водка, и внезапно обнаруженный ушиб, и папироса. Однако автор рассказывает иначе ту же самую вечную историю, и мы ему верим, эстафета передана. Есть и обратный пример – не снижения, а углубления понятия. Старая формула «мир – театр» обыгрывается в стихотворении «Поле чудес», неожиданно приобретая вовсе не шуточные смыслы. Мир – это крутящийся барабан, а по сути лохотрон: «ведь разверзся черный большой экран, // ежеси не проси уж о чудесе – // в гулком космосе крутится барабан, // на котором крутятся как-то все». Если не считать ассоциативного поля, включающего очевидную непристойную аналогию с вращением на известном предмете, здесь идет параллель с «народным» моностихом Полякова «Машина власти не буксует – она не едет никуда» («В свете камер, вспышек и прочих фар // проигрался главный автомобиль»). Мы смеемся. Но перед нами на деле совсем другое произведение – оно о концепции мира по Курской. Трагедия разрушения Союза преподносится через философскую призму, отсылку к провиденциализму автора, который осознает себя объектом в отношении тайных сил мироздания. И такая серьезная тема завернута в развлекательный фантик с малоприличной картинкой. Полезно сравнить этот текст со стихотворением «Тишина. Приготовились. Начали» современницы автора – барда Дианы Коденко. Практически та же самая метафора – телепередачи (то есть, в сущности, театра, но в то же время страны прошлого) – выражает то же самое желание героини – передать привет родне – раз уж больше ничего изменить по большому счету нельзя.

Стиховая реальность, построенная по принципу скрытого или явного цитатного поля как для читательского увеселения, так и для эффекта узнавания – один из самых рапространенных приемов современной поэзии. Однако у Даны игра заходит еще дальше – она вступает с читателем в секретный разговор, как в детской книжке, и вот, мы уже ломаем голову: «В имени твоем – слегка колючем – спрятан ежик таинством лексем». Наконец, нас осеняет, мы ощущаем «катарисис» и гордимся своим умом. Сеанс связи с человеком по ту сторону книги прошел на ура. Наверное, самый яркий пример пародирования, переходящего в самостоятельный текст – иронический реквием по морской свинке Сафизе. Отсылка к «В этой жизни умирать не ново – Но и жить, конечно, не новей» видится хулиганством, как и существенная часть творчества автора афоризма. Балансирование между трагическим и комическим в сюжетах о похоронах – конек Даны. Так, в совершенно серьезных стихах о гибели Памурзина мы читаем: «Большая слава ждет великих звезд. // А по тебе рыдают: «Славка, Славка…». Учитывая, что поэт и правда мало известен в народе, игра слов про «славку» попадает в цель, и нам грустно, но в то же время немного смешно. Реквием по свинье. Поэт, за которым летит не слава, а славка. Возможно, автор не хотел такого эффекта, но если что-то можно понять неверно… Хотя где-то умышленная сниженность несомненна: «Гляди, тут некто Кшиштоф похоронен, // И он до сорока не дотянул».

Не секрет, что поэзия Даны Курской интересна не столько глубокой философией, сколько богатой фактологической канвой. Событийность придает стиху балладный оттенок, жанр «случайное происшествие» ставит текст между высокой классикой и народной потехой. Интересно, что курс автора – одновременно на элитарность и народность, причем оба косых схвачены за уши. И вот какой хитрой уловкой: «народ» видит, что «непростой человек» – точно такой же внутри, как и он сам (Снова Есенинское: «Потому мы любим Сашу, // Что вся жизнь его – как наша!»). А «непростой человек» ощущает себя близким к «народу», общим с ним душой, но в то же время и исключительным, даже на уровне списка в прямом смысле слова (Майфест 2018). Тусовка «избранных» незаметно переходит во все более расширяющееся пространство и показывает свою пропускную способность: однажды, если повезет, ты тоже сможешь отодвинуть невидимое стекло и стать ее частью, дорогой читатель… Ну, может быть. Конечно, писательская общность сегодня не воспринимается гораздо менее литературоцентричной, чем при Советах, публичностью, как что-то небожительское – позолота прилично осыпалась. Но все же какая-то дымка осталась, и здесь мы можем ощутить ее сконцентрированное свечение. 

Потом, дело ведь не только в отношениях условного писателя и читателя – это лишь социальные роли, а что будет, если мы выйдем за их пределы? В каком-то смысле, всё пространство текстов Курской – бывший Советский Союз, где все условно равны, родны и формальная сторона отношений ослаблена. Такое волшебное царство, где подруги детства сохранили в себе прошлое, безусловно, в реальности став другими людьми за эти 20+ лет. Где запросто встречаются на одной странице забулдыга с далекой окраины и московский бард, педагог, издатель – ведь оба родились на одном пространстве, не дураки выпить, да и вообще, есть что-то общее в их характерах, несмотря на все различия. Такое фантасмагорическое начало (как и чудесное стирание границы между текстом и реальностью, пишущим и читающим) – основа привлекательности мира Курской. В ленте «Слова» в уста немолодого писателя вложена истина, что реальный мир и созданное на базе его произведение – очень близкие, но параллельные прямые, они никогда не пересекутся. При попадании в мир Даны у нас возникает стойкая иллюзия, что стоит лишь читателю протянуть руку, и он прижмет к себе Кошкину, выпьет с Давыдовым и чуть ли не с самим Есениным отправится на бульвар. И это свидетельство мастерства заклинателя, но, в то же время, в последней главе гость понимает, что его обморочили. И он так и стоит в прихожей в своей единственной калоше, украденной у профессора Преображенского, а праздник с иллюминацией и музыкой где-то наверху. А где у нас еще сначала все обнимаются и целуются, несмотря на разницу капиталов и сословий? Христианско-языческий средневековый праздник, на котором ленлорд скачет вместе с крестьянином и его женой! Так и  «Спросите Кошкину» даже самим названием объединяет, возможно, и неизвестную дотоле никому гражданку Челябинска 00-х (а значит, и самого демократического читателя) с такими известными лицами, как педагог С. Арутюнов, писатель Д. Давыдов, поэт Памурзин, летчик Экзюпери, Данте, а также с многими работниками литературы, которых мы, во избежание обид, не будем перечислять, потому что показывают их отнюдь не самым приглядным образом. В общем, на этом острове зеленом… А когда карнавал кончится, все разбредутся исплясанные по домам, на следующее хмурое утро снова начнется обычная рутинная жизнь, у каждого – своя. Сборник чем-то похож на веселую попойку, когда сначала всем и сразу весело, а потом по отдельности плохо и депрессивно, и ничего не изменилось, каждый остался при своем, нам ничего не посоветовали и не пообещали вдогонку, голубой вагон уходит, а мы остаемся на платформе – аллегория истории, если угодно.  

Допустим, что… Ну ладно – не допустим.
Действительно – зачем нам допускать?
Но все мы были найдены в капусте,
И все ложимся в общую кровать.

Прохладная бескрайняя постелька –
Там будет место каждому дано:
И тем, кто в среду напивался в стельку,
И тем, кто в воскресенье шел в кино.

В то же время, сводить поэтику Курской к беззаветной «любви к безобразиям», как в ленте «За двумя зайцами», к высмеиванию, пародийной игре, переходу на личности, развлекающему фактору, заведению читателя в Чеширский лес и прочим второстепенным нюансам обрамления картины – ошибочно. Она увеселительная, но вовсе не веселая. Лирическая героиня – человек тревожный, ведущий свою собственную дуэль со смертью, забирающей то друзей, то родню; за ее смеховой культурой кроются страх, бег, недоверие, отсутствие внутренней близости при показной внешней, сомнения в смысле бытия и в целом довольно трагическое мироощущение. Она тоже часть того ушедшего в прошлое провинциального мира, который до сих пор несет в себе, как в шутке про деревню и девушку. Именно поэтому я бы не стала рекомендовать творчество автора людям, склонным к тревожности, депрессии и «влияниям» – хотя, по иронии, основная часть героев принадлежит именно к этой категории.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
772
Опубликовано 01 янв 2024

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ