Редактор: Ольга Девш(О книге: Екатерина Басманова. Миллионы не моего отца. — М.: Стеклограф, 2022. — 328 c.)С творчеством современного писателя Екатерины Басмановой я знакома уже около 10 лет: со времен её публикаций в литературном журнале Союза писателей Москвы «Кольцо А». Из них особо запомнился рассказ «Инквизитор Марко». То была колоритная история времен инквизиции в средневековой Испании, по насыщенности событиями и психологизмом схожая с повестью. Проникновению в психологию персонажей и в их моральные и идейные дилеммы помогала переписка между инквизитором и юной аристократкой, безуспешно молящей его о снисходительности к «еретикам».
Рассказ ассоциируется у меня с новой книгой Басмановой «Миллионы не моего отца» несмотря на то, что этот роман не исторический, а современный, даже вызывающе актуальный. Его коллизия – порождение эпохи нового первоначального накопления капитала предпринимателями из России и не могла разыграться иначе как в «постдевяностые». В 90-х кроются истоки драмы, с которой начинается книга: внезапной и загадочной гибели двух русских олигархов. «Две недели назад легкомоторный самолет Виктора Мещерского встретил снежную бурю в альпийских горах. …Вместе с Мещерским погиб его друг и партнер по бизнесу Георгий Смирнов». Покойные бизнесмены вели дела совместно и оставили по себе не завещание, а «джентльменское соглашение»: на их общее имущество смогут претендовать наследники обоих, если вместе явятся в банк на Кипре и вскроют ячейку, где хранится нечто неизвестное, но важное. В связи с этим условием в повествование входят главные действующие лица: родная дочь Смирнова Лиза и Михаил Старостин, по бумагам сын Мещерского, по факту – чужой принятый в семью отпрыск. С Лизой прочно связан законными узами её нелюбимый муж Вадим. За ним, наделавшим в России долгов, всюду таскается коллектор Бавыкин. Это четвёрка центральных «игроков» романа. Но если первые трое, даже никчемный Вадим, называются по именам, то бывшего опера автор пренебрежительно кличет Бавыкиным, демонстрируя отношение к социальной язве наших дней «выбивание долгов».
Фабулу телеграфным слогом передает аннотация: «Пытаясь разгадать тайну крушения самолета отцов, герои колесят по Европе. Возможно, ответ скрыт в сейфе, который погибшие арендовали в кипрском банке. Но путь на остров может оказаться не безопасным, ведь героев не оставляет чувство, что враги отцов следуют за ними по пятам». Но книга намного шире совокупности событий и сюжетных поворотов. Именно этим она близка «Инквизитору Марко». В крупной форме обрела развитие авторская манера, примечательная ещё в рассказе: сочетание авантюрного сюжетного начала с размышлениями о глубинных темах бытия (таких, как чувство Родины и человеческое достоинство), выписывание характеров несколькими выпуклыми штрихами и привлечение писем персонажей для выразительности. Чего стоит СМС от Вадима почти уже бывшей жене:
«Лиз, привет.
Мне нужны деньги.
Из-за того, что машина разбита в аварии, арендодатель списал залог, а банк заблокировал карту.
Помоги».
Самая крупная вставная линия повествования – дневник Лизы, который читает Михаил, постигая натуру этой женщины. Связанные одной целью, они всё не могут понять друг друга и не знают, чего от кого ждать. Такой литературный прием, точно сакраментальное ружье, становится «спусковым крючком» финала – неожиданного для приключенческого романа. Но вдумчивый читатель задолго до концовки поймет, что текст развивается «против» жанровой схемы.
Возьмем сцену, где Вадим наперегонки с Бавыкиным едет к Лизе в Брюссель и одновременно боится, что тот его опередил и убил женщину – и втайне надеется на это. В классическом приключенческом романе явление мужа в квартиру заняло бы несколько строк – ворвался, пробежал по комнатам, не обнаружил тела, перевел дух, бросился прочь от преследователя. Здесь же эпизод занимает более двадцати страниц, на протяжении которых автор знакомит нас с полной панорамой мыслей Вадима и Бавыкина. Зато из «ментальной плоскости» романа проистекает понимание развития его событий, сколь бы парадоксально они ни выглядели, как неизбежности. Фатум создает текст вместе с автором.
В остросюжетный каркас вписан социально-психологический роман, писателя гораздо больше волнует, что думают, чувствуют и переживают его создания, чем получат ли дети активы отцов, и даже что таится в кипрском банке. Использовать привлекательную жанровую форму для демонстрации травм, вскрытия социальных язв либо бичевания человеческих пороков (или всего сразу) стало если не трендом, то заметной тенденцией текущей литературы. Таких книг сегодня все больше, но справедливость требует заметить, что один раз получается интересный результат, а другой – погубленный сюжет. Басманова вышила по канве боевика размышления героев и объяснила все «разрывы шаблона» с приключенческим жанром записью Лизы в её желтой тетради:
«То чувство, что играешь, играешь, а потом заигрываешься. Улыбаешься, тебе улыбаются в ответ, тобой довольны, и ты довольна вроде бы, — как актриса своей хорошей игрой. Но аплодисменты не будут звучать вечно — время удалиться за кулисы. Из света и ликования — в темноту. Где, наконец, можно расслабиться и почувствовать себя собой. Но только за кулисами никакой тебя нет. Есть только темнота. Небытие и темнота».
Басманова, как и Лиза, отвергает саму идею игры за её бессмысленность и разрушительность. Жанровая проза ведь тоже игра. Похоже, писательница сделала выбор в пользу философичности текста как средства достижения более высокой художественности. Возможно, благодаря этому ей удалось сказать новое слово в поле романов «родом из 90-х». Все, что я ранее читала в этом духе, так или иначе сводилось к деньгам, причем никто не задумывался, достоин ли он богатства – чужого, кровавого, случайного и т. п. А тут сомнения правят текстом, начиная с говорящего названия «Миллионы не моего отца». Но чтобы осознать всю полноту заглавия, нужно дочитать до конца – и пройти всю арку героя вместе с Михаилом – «Старостиным, – который сейчас только и желал снова стать Мещерским».
скачать dle 12.1