Редактор: Ольга Девш(О книге: Сухова Элина. Одна большая любовь: рассказы/Э. Сухова. – Смоленск: Свиток, 2023. – 152 с.)Любой автор, и опытный, и начинающий, рано или поздно приходит к мысли, что самое сложное в его работе – писать о простом. Так писать, чтобы это простое, даже обыденное, стало неожиданным открытием для читателя. Потому что по-настоящему важное всегда находится рядом, в непосредственной близости от нас.
Об этом близком, понятном каждому, о повседневной жизни людей и животных – их преданных спутников – пишет в своих рассказах Элина Сухова. Читать их непросто. Порой – до слёз непросто... Впрочем, здесь всё, как в обычной жизни: и смех, и слёзы, и радостное, и грустное, и порой трагическое. Но при всём этом есть абсолютная уверенность в том, что автор книги – счастливый человек. Объяснить этот феномен несложно, если понимать, что подлинное счастье не имеет ничего общего с традиционным представлением о нём. Это не богатство, не слава, не мещанское благополучие, а любовь – ко всему вокруг, от былинки до человека. «Одна большая любовь» и безоговорочное принятие жизни, в её лучших и худших проявлениях. Ведь, по сути, одно от другого неотделимо. Героиня Элины прекрасно понимает, что один и тот же предмет может иметь как тёмную, так и светлую сторону, что печаль и радость находятся где-то рядом, а подлинная романтика совсем не обязательно исключает грязную и опасную работу.
Об этом очаровании обыденного многие её рассказы – в том числе и те, где затронута самая важная, особенно близкая автору тема – лошади и всё, что с ними связано. Все произведения этого цикла написаны человеком, знающим тонкости своего ремесла. По словам самой Элины, вся её жизнь, начиная с 12 лет, прошла на конюшне. Любитель (в «неконюшенном» понимании этого слова – волонтёр, даром отдающий свой труд и время лошадям), ночной дежурный, конюх, наездник, судья на бегах, коневладелец – все роли без исключения были примерены, освоены на практике. Поэтому тема глубоко и всесторонне изучена и преподнесена с тонким знанием дела. Начать хотя бы со специальной терминологии, не всегда понятной читателю, но до мелочей знакомой автору. Что, например, означает фраза
«тротящие рядом шеф с помощником»? Приходится заглядывать в специальный словарь и выяснять, что трот – это тихая рысь. В то время, как мах – рысь резвая, почти полёт, сбой – переход рысака в галоп, а проскачка – обгон галопом. Но дело, конечно же, не в языковой подкованности автора, а в том особом чувстве, которым пронизана каждая строчка о лошадях. Это не только глубокая привязанность – скорее, ощущение полного душевного и духовного единения с животными, способными заменить героине друзей, даже близких родственников. Наиболее ярко эта мысль книги «Одна большая любовь» выражена в одноимённом рассказе о жеребце Грише. Здесь героине Элины становится страшно – настолько сильную психологическую зависимость, искреннюю первую влюбленность, но не в человека – в лошадь – она ощущает. Ей даже приходится прибегнуть к медицинской помощи и получить вердикт о ярко выраженной «зоофилии»:
«Я-то вначале, дурочка, рада была, что у нас с ним так. Не понимала ничего. Поняла только, когда шеф с ним, с Гриней, на гастроли уехал, на месяц. У меня тут – не знаю, как объяснить… Внутри холодно стало. Словно отопление выключилось. Мимо его пустого места в ряду прохожу – аж корёжит. От пустоты этой дышать больно. Вот тут и призадумалась я, крепко призадумалась. О том, что не так как-то я к Грише отношусь, что-то болезненное в этом есть, а то и – не божеское. А коли болезненное – лечиться надо…»Но даже когда Гриша трагически погибает при пожаре, любовь не ослабевает – она так и остается с ней. Тем первым, ярким, искренним чувством, которое она так и несёт сквозь всю жизнь. Благо, супруг всё понимает и не осуждает жену даже тогда, когда она гладит его по затылку,
«где шёрстка плотная такая», и называет Гришенькой. В этого Гришеньку, упомянутого уже в первом рассказе «День», невольно влюбляется и читатель. Просто автору удаётся найти те самые, направленные в глубину сердца слова – цепкие, хлёсткие, настоящие – которые магически преобразуют незатейливую историю общения человека и лошади в чуть ли не божественное откровение:
«Вот теперь, когда всё стихло, я приду и буду долго стоять и разговаривать с ним, прижавшись к тёплому боку. «Гришенька, солнышко! Рыжий-рыжий, конопатый! Ножка болит? Разотрём… Морковь-то ешь, мытая!» Но Грише нужна не морковь, а я».Кажется, что ради таких минут человек и рождается на свет, и живёт с пониманием какой-то высшей цели – даже если ради этого понимания приходится убирать конский навоз и регулярно препираться с начальством. Однако Элина Сухова милосердна не только по отношению к животным – к людям она так же внимательна и добра. Хотя иногда кажется, что, периодически сравнивая с ними братьев меньших, автор отдаёт предпочтение вторым. Собаки, кошки, лошади, птицы и прочие божьи твари не способны на плохие поступки – они добры по рождению, хотя и уязвимы, беззащитны. А люди могут быть разными. Порой, совсем не добрыми... Есть и те, которые кажутся внешне суровыми, но обладают поистине золотой душой. Такова обладательница вечно орущей коровы Ленка с улицы Линейной – и внешне убогенькая, и на словцо крепкая, и, кажется, только и ждёт, чтобы избавиться от изрядно поднадоевшей рогатой подопечной. Но как только «в корове включается сирена» – в неказистой её хозяйке включается божий человек, и уже от его лица звучит монолог:
«Уй ты, лапочка, уй ты, милочка! – сюсюкающе заводит Ленка. – Пить захотела, хорошая моя! Сейчас, сейчас! – И, не прощаясь, припускает к своему дому». Кто-то подумает, что это – простое лицемерие, но лично я хочу думать иначе. Или взять дядю Колю из рассказа «Домострой». Казалось бы, ничего в нём нет примечательного, кроме странной клички Левый и смешного говора –
«из трёх слов два матом». Но это только на первый взгляд, если не знать о человеке всей правды. А правда в том, что именно дядя Коля, тогда – шестнадцатилетний парнишка –
«в тот год проклятый, сорок второй» помогал отцу главной героини заново поднимать после пожара дом. Именно дядя Коля,
«светлый человек», стал для своей двоюродной племяшки наставником, благодаря которому она «
и с молотком ловкая», и «за рубанок знает с какой стороны взяться». Но бывает и по-другому – зло маскируется под добро, а человек мельчает, как будто душа в нём усыхает. И тогда улица Линейная, по которой «проводит» нас автор в одноименном рассказе, со всеми её домами и людьми, превращается в своеобразную Йокнапатофу – вымышленный округ на юге США (штат Миссисипи), в котором разворачиваются события большинства произведений Уильяма Фолкнера. Вслед за Элиной Суховой читатель проходит по дворам Линейной, наблюдая, как вырождается сельский житель и отживает своё деревня: вот Лариса Николаевна, страдающая от того, что
«мать ей всю жизнь заела», искренне мечтающая сплавить её в дом престарелых. Вот тётя Рая, чей покойный муж был двоюродным братом отца героини – и это, оказывается, даёт ей право эксплуатировать родственников, пользоваться трудом соседки и немощной старухи для тяжёлой физической работы, пока
«внучка Раина, Ксанка, с мужем сидят, кушают, чай пьют, телевизор смотрят». А вот Витька Морозов, известный в народе как Дяденька Недодел – всё-то у него из рук валится, хозяйство находится в запустении, а потомство свою жизнь с деревней связывать не хочет
: «Машка, дочка его, – баба разумная, деловая, в городе работает, квартиру снимает. А сыну – Морозову-младшему – на хозяйство плевать. У него в жизни великая цель – обращение людей к Богу. Бог у него, правда, какой-то сектантский. Так что он с женой и двумя сыновьями вечно по окрестным деревням топчется, проповедует…»Все типажи до боли узнаваемы – немудрено и кому-то из родственников или знакомых Элины Суховой заподозрить в них себя. Но это будет правдой только отчасти. Все рассказы книги, и о людях, и о животных, связываются в единую нить повествования благодаря особому авторскому настроению – точнее, благодаря особому настрою авторской мысли. Из всего бесчисленного нагромождения подробностей, бытовых деталей, неприглядных мелочей вдруг неожиданно вырастает иной пласт реальности – как будто открывается портал, за гранью которого человек предстаёт совсем иным. Свободным от всего временного, наносного, хрупким и прекрасным в своей бессмертной сущности. Ведь всё, что от него остаётся – это любовь, которая не может исчезнуть, поскольку она – вечный мостик между теми, кто любил нас и кого любили мы. Человек продлевается и прирастает другим человеком, если он живёт во благо других и способен познать ценность любой живой души. Об этом, например, говорится в лирически-философских рассказах «Свойство памяти», «Переход», «Всё выше…», «Дух домашней бабушки»:
«Но бабушки, когда переселяются, становятся очень хрупкие. На них нельзя визжать и кидаться. Нужно только вот так – подумать, протянуть свою любовь, и бабушка непременно придёт. Их тут много вокруг, я уже не очень помню, как моя выглядела, только всегда-всегда чувствую, как она меня любит. Это потому, что бабушки состоят в основном из любви. Когда они уходят, переселяются в деревьев, духов и ауров, – их любовь никуда не девается. И всегда можно дотянуться до неё, раствориться в ней – тёплой и родной душе вечной домашней бабушки…»Чтобы понять высшую правду жизни – совсем не обязательно парить в заоблачных высях. Высокое всегда рядом – даже если оно внизу, буквально под ногами. А далёкое несбыточное небо может стать близким, если носишь его в себе и не боишься раздаривать окружающим. «Близкое небо» Элины Суховой стало для меня большой радостью, возможностью веры в человека и его духовное величие.
скачать dle 12.1