ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Юрий Угольников. ТИХОЕ СПОКОЙСТВИЕ АБСУРДА

Юрий Угольников. ТИХОЕ СПОКОЙСТВИЕ АБСУРДА

Редактор: Ольга Девш


(О книге: Алексей Паперный. Пьесы. М.: Культурная инициатива. 2021.)



В прошлом году вышла книга пьес Алексея Паперного.

Пьесы из-под пира Паперного выходят все как на подбор – абсурдные и при этом, как ни парадоксально, все удивительно жизнерадостные. Так могли бы, быть может (это конечно очень лестное для Паперного сравнение, но пусть уж будет), писать Даниил Хармс или Александр Введенский, если бы их абсурдизм не питался ощущением трагичности человеческого бытия. Впрочем, нельзя сказать, что при несомненном оптимизме и жизнерадостности тут этого оптимизма и жизнерадостности через край.

Ничего трагичного не происходит, но и ничего гомерически смешного. Паперному удаётся как-то избежать крайностей. Его юмор мягок, его печаль светла, в его мире нет ничего непоправимого, даже когда влюбленный умирает, его голос становится голосом любимой, как происходит в пьесе «АнЛе» – первой из цикла «Четыре пьесы». В нем, так получилось, собраны наиболее интересные из вошедших в сборник произведений. Вообще, если лет через 20 уроки русской литературы ещё будут преподаваться в школах, надеюсь, в грядущем учебнике словесности найдется место и для «АнЛе».

Сами названия пьес Паперного по большей части настраивают на эпически-умиротворенное состояние: «Пустыня», «Река» или «Август», «Обещание». Только «Байрон» как-то из этого эпического спокойствия выбивается, и это действительно самая насыщенная так называемым действием пьеса Паперного (и самая длинная к тому же), впрочем, и в ней всё оказывается более-менее благополучно.
С одной стороны, получается, что перед нами такой, можно сказать, анархический абсурдистский соцреализм, с более-менее хэппи-эндистым хэппи-эндом или хотя бы с надеждой на хэппи-энд.

Оговорюсь, когда я говорю о социалистическом реализме, я, в общем-то, имею в виду его молодёжно-романтический извод а ля гениальный Юрий Коваль. Кстати и Коваль, в постсоветские годы в некоторой степени превратился в яркого абсурдиста (имею в виду его роман «Суер - Выер»). И, кажется, хотя могу и ошибаться, в чем-то на Паперного «Суер» повлиял, особенно на первую пьесу сборника «Пустыня», впрочем, далеко не только «Суер» и не только Коваль – влияние, например, А. Сент-Экзюпери и его «Маленького принца» (и не только) тоже чувствуется.

Это всё с одной стороны…  С другой, именно этой основательной доброжелательности, может быть слега растерянной, но от того не менее прочной, этой уверенности в добре сейчас, именно в сегодняшнем мире (и особенно русском мире) очень не хватает. Её не хватало и в 2021-м, когда пьесы только вышли, но когда идет такая борьба за мир, что камня на камне скоро не останется, пьесы Паперного читаются иначе, несмотря ни на что – утешительней.

Никого нет. Как тихо. Уже светает. Скоро придут эти бабы
с колясками. Надо уходить. Я не знаю, куда идти,
что делать...
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
690
Опубликовано 02 июл 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ