ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Николай Подосокорский. СТРАХ И КРОВЬ

Николай Подосокорский. СТРАХ И КРОВЬ

Колонка Николая Подосокорского
(все статьи)


(О книге: Стивен Кинг. Будет кровь / Пер. с англ. Т. Покидаевой, В. Вебера. – Москва: АСТ, 2021. – 544 с. – (Серия: Темная башня).



Читать Стивена Кинга всегда увлекательно и в высшей степени полезно, хотя до сих пор приходится опровергать расхожее заблуждение, что главное его достоинство как писателя состоит в нагнетании иррационального ужаса. Конечно, величие Кинга состоит вовсе не в этом, а в глубоком гуманизме и мудром взгляде на жизнь, которую многие современные публичные интеллектуалы часто пытаются загнать во всей ее сложности и многообразии в прокрустово ложе позитивизма.

Сборник «Будет кровь» – одна из последних переведенных книг Кинга на русский. В связи с т. н. «военной спецоперацией» России в Украине, начавшейся 24 февраля 2022 года, разгневанный мастер заявил, что больше не будет заключать договора на публикацию своих произведений в нашей стране. Хочется верить, что этот его запрет не продлится слишком долго. А пока можно прочесть то, что успело выйти из его книг в последние годы.

В сборник «Будет кровь» вошли четыре повести с мистическим сюжетом. В первой из них – «Телефон мистера Харригана» – рассказывается об одной из ранних моделей айфона, позволявшей герою держать связь с миром мертвых. О том, что техника есть разновидность инструментов черной магии, писали многие знающие исследователи эзотеризма и мистицизма вроде Алехандро Ходоровски, Евгения Головина и Татьяны Касаткиной. Стивен Кинг создал на основе этой идеи потрясающий рассказ, который, впрочем, оставляет поле для самых разных интерпретаций. Одна из них состоит в том, что даже мысли человека имеют свойство материализовываться, и за пожелание кому-то смерти или несчастья каждый несет такую же ответственность, как и за физические преступные действия.

Вторая повесть – «Жизнь Чака» – очень созвучна текущему трагическому моменту, который мы все сейчас переживаем, наблюдая уже третий год подряд, как рушится привычная нам картина мира – сперва от пандемии ковида, теперь – от «военной спецоперации». В ней говорится о человеке Чарльзе Кранце, который умирал, а вместе с ним заканчивался и угасал весь мир. Представление о человеке как о микрокосме, содержащем в себе целую Вселенную, уходит корнями в древность, но Кинг показывает, как это может быть, на конкретном примере окончания жизни, казалось бы, самого обычного человека. Замечу, что одно из значений имени Чарльз и означает «человек», а в форме Карл – это не просто человек, но тот самый «маленький человек» (карла, карлик), о котором столь проникновенно писали Гоголь и Достоевский. И вот Кинг в очередной раз напоминает, что жизнь такого маленького человека абсолютно бесценна и уникальна, и что если она вдруг прерывается, то в каком-то измерении в это время гибнет целая планета и гаснут мириады звезд.

Третья повесть – «Будет кровь», давшая название всей книге, – продолжает историю о «чужаках» в обличье людей, которые буквально питаются человеческим страданием и болью. Наш поэт-визионер Даниил Андреев называл таких демонических существ «игвами». У Кинга здесь, как и в романе «Доктор Сон», акцент делается не столько на всесилии этих существ, сколько на непобедимости настоящей человеческой дружбы, преодолевающей любое зло. Последняя тема, как мне видится, традиционно слабо разработана в русской литературе, но очень органична для литературы англоязычной.

Наконец, заключительная повесть сборника – «Крыса» – являет нам еще одно демоническое существо, возможно, порожденное воспаленным воображением писателя Дрю Ларсона, мечтающего написать выдающийся роман любой ценой. Здесь есть отсылки и к «Сиянию» самого Кинга, и к сказкам немецких романтиков, и к «Сталкеру» Тарковского, и к гримуарной литературе. О демонах (внутренних и внешних) Кинг знает многое, и умеет приоткрывать дверь злу ровно настолько, насколько это необходимо для реалистичности повествования. Урок этой повести опять же состоит в том, что человек нередко сам дает пищу дьяволу, поскольку не может контролировать свои эгоистические желания. Конечно, дело не в самой по себе избитой и отвлеченной сентенции, а в живой ткани нового мира, созданного художником во всех причудливых деталях. Когда герой платит за свое счастье чужой кровью, выясняется, что и автор получившегося шедевра вовсе не его гений, а банальная Крыса.

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
626
Опубликовано 01 май 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ