РЕДАКТОРСКИЙ СПЕЦВЫПУСК(О книге: Б. Азарелло, Л. Бармехо. Бэтмен. Проклятый. – М.: Азбука-Аттикус. 2020)
В этом году издательство Азбука-Аттикус выпустило сразу несколько интересных комиксов, в том числе издан был перевод буквально недавно законченного сценаристом Брайаном Азарелло и художником Ли Бармехо графического романа «Бэтмен. Проклятый».
Сказать о нем следует хотя бы потому, что, по сути, авторы попытались создать продолжение (хотя и крайне своеобразное) их же собственного, уже становящегося классикой бэтманианы, «Джокера». Уточню, что с одноименным фильмом «Джокер» работа Азарелло и Бармехо не имеет ничего общего: в книге мир Готема показан глазами мелкого подручного главного злодея вселенной DC.
Связь между двумя книгами творческого тандема весьма условная. Объединяет их, пожалуй, только то, что новая начинается там же, где заканчивался старая: на мосту (там Джокер сражается с Бэтменом) и в воде, из которой Бэтмен после падения выбирается. Так что, несмотря на этот прозрачный образ, нельзя сказать, что писатель и художник намеренно пытаются войти дважды в одну и ту же реку.
Однако, помимо того, что роман является условным продолжением «Джокера», он же открывает импринт DC Black Label. И в данном случае, кажется, это обстоятельство перевесило. Сюжет (насколько его можно обнаружить) в «Проклятом» более всего напоминает сюжет фильма «Сердце ангела» Алана Паркера. Видимо, пытаясь создать свой гибрид детектива и триллера, Азарелло использовал фильм как образец (возможно, неосознанно). Изначально он писал сценарий как конструкцию весьма шаткую – как поток ночных видений, кошмаров. Действительно, флешбеков, воспоминаний (в частности детских воспоминаний) здесь едва ли не больше, чем основного действия. Мы узнаём, что убийство родителей было далеко не единственной травмой для юного Брюса, а жизнь в семье Уэйнов была совсем не сахар – неожиданный ход, надо отдать ему должное.
И всё же получилось что-то напоминающее, скорее, нарезку рекламных роликов. Может быть, предполагалось, что персонажи, возникшие в романе, будут главными героями DC Black Label (чего не произошло) или планировалось как-то привлечь внимание к выходящим сериалам или фильмам. Ещё за несколько лет до выпуска комикса была анонсирована подготовка фильма «Тёмная лига справедливости».
В «Лиге» как раз и должны были блистать Джон Константин, Болотная тварь и другие герои «Проклятого». О картине нет сведений примерно с 2017 года, но, возможно, в начале работы Азарелло и Бармехо над «Проклятым» у DC и партнеров ещё оставались надежды, что её удастся завершить. Показательно, что в 2020 году в сети появились работы Ли Бармехо (впрочем, и не его одного) по мотивам несостоявшейся ленты. В 2019-м вышел первый сезон сериала «Болотная тварь», сериал явно не получился и был немедленно закрыт, но не исключено, что и к нему издательство пыталось привлечь внимание.
Но собственно о комиксе. Перед читателем предстаёт череда аттракционов, захватывающих, но друг с другом, кажется, никоим образом не монтирующихся. Вот Харли Куин, пытающаяся изнасиловать Бэтмена, вот Болотная тварь, разрывающая гроб, в котором заживо похоронен Бэтмен, вот голый Брюс Уэйн. Сцены должны поражать, заинтриговывать, и они действительно поражают и интригуют: визуальная составляющая романа более чем впечатляет. Здесь и фигура Христа в гриме Джокера, и тот же обнаженный Брюс Уэйн, в отчаянии закрывающий лицо и странно напоминающий прибывшего из будущего терминатора Т-700 (внезапно в этой же позе мы видим Уэйна, уже притворяющегося нищим – но зачем, зачем он притворяется нищим?..); здесь и «оживающий» – вырывающийся из подчинения и сам стремящийся захватить, поглотить душу Брюса Уэйна костюм-сущность Бэтмена: этакое, всего на несколько кадров заскочившее из вселенной Марвел, воплощение Венома. И так далее – можно перечислять и перечислять. Но во что-то единое эти аттракционы никак не складываются. Ожидаешь, что они будут куда-то вести, ведь каждый из таких образов можно развить во что-то большее, но все эти ружья спешат выстрелить, не успев хорошенько повисеть на стене. Они оставляют читателя в недоумении: и это всё? а зачем это было, к чему? Даже эпизоды более-менее осмысленные, имеющие значение для понимания сюжета в целом – вроде упоминавшейся попытки (только ли попытки?) изнасилования – в подобной смене декораций тонут. И ждёшь продолжения ещё на несколько более чем объёмных томов.
Джон Константин, от лица которого и ведется в комиксе повествование, или глумится, или задвигает пафосные речи по поводу происходящего. Градус пафоса и «философичности» в его монологах такой, что их можно произносить хоть на необитаемом острове. Да, он спасает Бэтмена несколько раз, и, да, во вселенной DC Константин – главный специалист по потустороннему, но в целом для развития сюжета он, со всеми речами и несмешными шуточками, нужен разве что как эрзац, заменитель, отсутствующего по причине смерти (или не совсем смерти – см., опять же, «Сердце ангела»), Джокера. Однако джокеровской харизмой наделить своего героя у Азарелло всё-таки не получается: Константин уже сложившийся персонаж с собственным стилем, его так сразу не переделать: он циник, но не психопат, тем более не злодей.
В итоге можно сделать вывод, что перед нами роман с виртуозной визуальной составляющей, но, увы, сильно провисающей историей. В отличие от «Джокера», классикой он вряд ли станет. Впрочем, хотя авторам и не удалось подняться на достигнутые когда-то вершины, это не значит, что работа дуэта не заслуживает внимания. Интересные находки и неожиданные интерпретации образов в книге, безусловно, есть. А уж если вам интересней смотреть, чем читать, смело беритесь за этот комикс.
_________________________________________
Об авторе:
ЮРИЙ УГОЛЬНИКОВ — редактор отдела нон-фикшн (четные выпуски) в Лиterraтуре
Журналист, критик, поэт, культуртрегер, популяризатор науки. Родился в Подольске в 1984 году. Окончил РГГУ, по образованию историк-архивист. Занимается изучением творчества Я.Э. Голосовкера. Публиковался в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», в «Независимой газете» и др. изданиях.
Фото - Регина Соболеваскачать dle 12.1