ДЖОЙС, ДЖОБС И ПОЭТИКА ФЛУДАФормулировка «поэтика флуда» на первый взгляд парадоксальна. Слово «поэтика» отсылает вглубь веков, к Аристотелю, и привычнее выглядит в окружении «инвариантов», «структур», «интертекстов». «Флуд» же означает пустую болтовню в интернете и ассоциируется скорее с концом литературы в её привычном смысле.
Однако новая эстетика — вспомним формалистов — прорастает в «низких» жанрах. Как всем известно из Тынянова, в эпоху разложения автоматизированных больших форм возникает новый конструктивный принцип в виде малых форм, черпающих свой материал из быта. В качестве примера подобной «литературы промежутка» Тынянов называл эпистолярный жанр пушкинской поры, выгодно отличавшийся от «высокой» литературы своей «интимной» простотой. Сами же формалисты, выступая против реставрации большого классического романа
ala «красный Лев Толстой», возлагали надежды на литературу факта: истории нужно брать из жизни, а не придумывать.
Филологи начала XX века изучали дневники и салонные альбомы, современные наследники формалистов штудируют блоги в соцсетях. «Социальные сети» и «литература» давно уже не воспринимаются как что-то чуждое друг другу. Уже приходилось писать о том, что «Живой журнал» в начале второго десятилетия XXI века представляет собой нечто большее, чем просто «художественное сырьё» для будущих произведений [1, с. 75—77]. Любой развивающейся системе, будь то шумный ЖЖ или тихое сообщество филателистов, свойственно усложняться. Сначала социальная сеть выполняет функцию доставки корреспонденции, затем становится инструментом распространения информации, потом у неё возникает собственное коллективное бессознательное, как в фантастическом романе Марины и Сергея Дяченко «Brevis est» (2009). Похожая история с гаджетами. IPad — универсальный заменитель и бумаги, и книги, и компьютера одновременно. Любопытен сам факт, что даже у столь незыблемого понятия как «книга» сегодня появляются альтернативные названия: если читаешь книгу, то какую: айпэд или киндл?
Вот переводчик и востоковед banshur69 (Владимир Емельянов) пишет в своём блоге от 01.09.2012 года: «Сегодня прочел роман Данилова "Горизонтальное положение", который Дм. Быков назвал современным "Обломовым". Понял, что таких романов при желании можно за год написать с десяток, пространство ЖЖ позволяет. Если собрать и издать все, что мы пишем, то как раз и получится такой глобальный роман про человеческое Я внутри глобализации» [9]. Такая прото-повествовательная техника называется лайфлоггинг — непрерывная запись и трансляция всего, что происходит вокруг. Приложений для лайфлоггинга, помимо всем привычных фэйсбука и твиттера, уже больше десятка. Одно из них — Narrato Journal, для ведения микроблога в телефоне — позволяет подключить фейсбуковские, твиттеровские, инстаграмовские и ещё какие угодно таймлайны и в итоге получать сводку своей дигитальной жизни. Другое приложение под названием 280daily.com (копия твиттера: каждое сообщение — не более 280 знаков плюс картинка) и вовсе каждый день присылает вам письмо с напоминанием, что пора писать.
Литература вымысла сегодня снова уступает литературе факта, если вовсе не проигрывает ей по многим значимым позициям. Назовём четыре самых ярких примера последнего времени, иллюстрирующих эту тенденцию.
Книга «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» [2] — расшифрованный монолог переводчицы «Карлсона» — издаётся в 2009 году и выдерживает несколько переизданий, притом что и показанный по ТВ перед выходом книги фильм посмотрели десять миллионов зрителей.
В 2010-м Дмитрий Данилов публикует роман «Горизонтальное положение» [3] — хронику издевательски однообразных будней среднестатистического москвича, описанную столь же издевательски однообразным слогом; привычный в Живом журнале, этот слог фраппирует «романного» читателя («знаменский» критик Елена Сафронова начинает рецензию на книгу с характерной реплики: «Этот текст — все что угодно, только не роман» [4]). В этом же году рукопись номинируется на премию «Национальный бестселлер», а в 2011-м роман, уже ставший заметным литературным событием, попадает в финал премии «Большая книга» и в шорт-лист премии «НОС».
В самом начале 2013 года выходит в свет роман Антона Понизовского «Обращение в слух» [5]. Известный тележурналист Первого канала придумал нечто странное: арендовал на Москворецком рынке торговый павильон и некоторое время внимательно фиксировал истории обитателей этого рынка об их жизни — а затем включил эти истории в роман, придумав вдобавок рамочную конструкцию: компания русских волей случая застряла в швейцарской деревне, от скуки они слушают «свободные нарративы» жителей современной России (аспирант Федя записал их на плёнку для своего научного руководителя), а потом живо обсуждают вечные русские вопросы. Несмотря на то, что в романе Понизовского мало собственно «романности», зато много привычных по интеллигентскому дискурсу отвлечённых рассуждений и споров, об этой книге спорили больше, чем о новом пелевинском романе.
Наконец, летом 2013 года выходит книга Людмилы Улицкой «Детство 45—53. А завтра будет счастье» [6] — точнее, Улицкая в данном случае выступила в роли автора-составителя: в прошлом году она объявила конкурс «После Великой Победы», где предложила тем, кто был ребенком в послевоенные годы — с 1945 по 1953 годы — написать о своём детстве. Теперь эти письма объединены в тематические главы («Жизнь города», «Жизнь деревни», «Коммуналки и соседи», «Пили», «Ели», «Одевались», «Мылись»), каждая предваряется текстом Улицкой. Вообще, если проследить творчество писательницы последних лет — от «Даниэля Штайна» (полудокументального повествования о еврейском священнике) к «Священному мусору» (автобиографической прозе, собранной за 20 лет), а теперь и к письмам о послевоенной жизни — становится очевидно, что постепенный переход к «чистому» нон-фикшну был для Улицкой весьма последовательным.
В ноябре 2013 выходит роман Ксении Букша «Завод «Свобода» — сорок коротких историй о жизни ленинградского оборонного завода, рассказанных его служащими. Настоящий производственный роман – но без надрыва и пафоса, поперёк традиции. При этом за «Свободой» стоит реальный питерский завод, чей брендбук Букше поручено было сделать — и она в ходе работы выслушила десятки историй экс-директоров, токарей, наладчиц и т.д. А в итоге получилось трогательное, лирическое повествование.
Весной 2014 Алексей Иванов выпускает книгу «Ёбург» — хронику города в тот непростой период, когда он уже переставал быть Свердловском, но ещё не превратился в Екатеринбург. По факту — образцовый нон-фикшн, по степени увлекательности — настоящий роман.
Кроме того, продолжает печатать свои дневники Евгений Гришковец; блог Бориса Акунина «Любовь к истории» существует одновременно и в сетевой, и в книжной версии; Денис Драгунский выпускает один за другим сборники таймлайн-миниатюр (как замечает Лев Данилкин, одновременно с выходом этих сборников «трендом» стал новый жанр флеш-фикшн – «короткие такие, "айфонные", как вы их определяете, рассказики» [7]).
Понятно, что такая проза адресует читателя не к классической традиции, а к новой текстуальности. В современной литературе, похоже, происходит то, что Шкловский когда-то назвал «разроманиванием» [8, с. 233]: факты ценятся больше фабул, а умный рассказчик — больше придуманного героя, структура повествования монтируется заново. Каким образом?
В ХХ веке мир можно было вместить в книгу, и получился «Улисс» — текст, корни которого пронизывают всю мировую культуру. А у нового «Улисса» нет одного автора; всё, что многочисленные пользователи ежедневно пишут в своих блогах, не есть ли метароман, протороман, не застывший под книжной обложкой, а создающийся ежедневно миллионами авторов — текучая, зыбкая целостность, что на порядок сложнее привычных гипертекстов (ведь даже такие сложные гипертексты, как «Бесконечный тупик» Галковского или «Хазарский словарь» Павича, нужно читать как обычные книги, то есть подряд). Дмитрий Быков однажды сравнил Джойса и Джобса, выразивших, каждый по-своему, дух своего времени: Джойс показал это как поток сознания, Джобс — как поток информации, заменяющей сознание. Недаром, как только твиттер вошёл в моду, «Улисс» был немедленно уложен в 140 символов: «jamesjoyce: Man walks around Dublin. We follow every minute detail of his day. He’s probably overtweeting».
Поэтика флуда ещё не приобрела черты жёсткой структуры — но неверно понимать её и как хаотичную ризому: современный интернет — отнюдь не только пространство постмодерна. Это смысловое пространство организуется скорее по типу матрицы — гибкой модели, контуры которой пока расплывчаты, однако порождающие механизмы уже явлены. В том-то и дело, что новые «низкие жанры» романоидов, концептуальных постов и перенесённых на бумагу статусов куда лучше чувствуют себя на границах, чем в окружённой со всех сторон научными комментариями резервации: не пост в блоге, но и не рассказ; не хроника «трудов и дней», но и не роман.
Сегодня писателям важно мыслить в рамках какого-то альтернативного, внероманного мышления; исследователям же стоит подождать, пока этот «конструктивный принцип» не приобретёт более определённые контуры — надо полагать, новой, полифонически усложнённой формы романа, поскольку «жизнь человека, рассказанная им самим» таит в себе неисчерпаемые сюжетные возможности. Литература факта ведь главенствовала в ХХ веке не слишком долго — она уступила место сложной неомифологической прозе. Так и сегодня: из тысяч литературно одарённых блогеров рано или поздно найдётся один, уже снискавший известность, но ещё не создавший своей главной книги, у которого однажды возникнет желание описать злоключения незадачливого современника в один ничем не примечательный летний день. Скажем, 16 июня.
______________________
Список литературы
Оробий С. Рождение романа из музыки блога? // Homo legens. 2012. № 1. С. 75—77.
Дорман О. Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. М.: Астрель, Corpus, 2010.
Данилов Д. Горизонтальное положениею М.: Эксмо, 2010.
Сафронова Е. Прочитывание, обдумывание, понимание (Рец. на: Дмитрий Данилов. Горизонтальное положение) // Знамя. 2011. № 9.
Понизовский А. Обращение в слух. СПб.: Лениздат. 2013.
Улицкая Л. Детство 45-53. А завтра будет счастье. М.: АСТ, 2013.
Драгунский Д. Герой «Денискиных рассказов» о каше, гаджетах и литературе // Афиша. 2010. № 284.
Шкловский В.Б. К технике внесюжетной прозы // Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа / Под ред. Н.Ф. Чужака. Переиздание 1929 года. М.: Захаров, 2000. С. 229—234.
Блог Владимира Емельянова: запись «Пропущенная дата». – 1 сентября 2010 г.скачать dle 12.1