ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Александр Журов. ЛОЦМАН ЗАШУМЛЁННОГО МИРА

Александр Журов. ЛОЦМАН ЗАШУМЛЁННОГО МИРА

Александр Журов. ЛОЦМАН ЗАШУМЛЁННОГО МИРА
(О книге: Галина Юзефович. Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – (Культурный разговор)


Хотя книга с громоздким названием «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» на собственной же обложке обозначена как дебютная, поддержать этот эпитет язык поворачивается с трудом. Формально книга, конечно, дебютная – в том смысле, что первая. Однако за плечами автора уже состоявшаяся литературная судьба и репутация «одного из самых авторитетных российских критиков», как вполне справедливо сообщает аннотация.

На деле перед нами своего рода opus magnum Галины Юзефович – книга, в которой отразилась история российского книжного рынка последних 10 лет. Важно, что речь идёт именно о рынке, а не о литературе или литературном процессе. Проблематичность концептуализации последних и выстраивания литературной системы автор и сама подчёркивает с первых строк предисловия: «…собрать нечто осмысленное из бесчисленных объектов нашего до невозможности зашумленного мира едва ли удастся». Отказываясь от соблазна отыгрывать Белинского, Галина Юзефович отвергает для себя и роль критика как «санитара леса». Она признаётся, что в «злые критики» не годится «по причине драматического несоответствия темперамента», и работать, питаясь энергией ненависти, ей не очень интересно.

В основе методологии Галины Юзефович – любовь, то есть искренняя увлечённость и заинтересованность предметом. Откровенно говоря, этот момент можно было и не уточнять: любой знакомый с её рецензиями получает дозу увлечённости непосредственно в процессе чтения. Поделиться интересным, рассказать о вещах, которые тебя лично трогают, – базовая эмоция, которая и порождает подавляющее большинство текстов критика. И собственный читательский интерес, который она умеет передать уже своему читателю, – быть может, главный секрет Галины Юзефович.

Сама она даёт ёмкую формулировку тому, что такое литературный критик, – «это совокупность читательского опыта и персонального вкуса», некий камертон, который помогает определённым образом выстраивать свой читательский опыт. Или – следуя за названием сборника – проводник (он же лоцман) в нашем «зашумлённом» литературном мире.

И вот здесь важно понять – в каких же водах мы ходим вслед за увлечённой и удивительной рыбой. Уже открыв содержание и пробежав имена, поражаешься широте интересов критика. Галина Юзефович пишет буквально обо всём – от лёгкой жанровой прозы и качественной беллетристики до так называемой «высокой литературы» и самого разнообразного нон-фикшна. Сразу стоит отметить, что практически все эти тексты мы читали в периодике, однако, будучи собранными под одной обложкой, они дают новое качество. Мы получаем моментальное и наглядное представление о масштабе работы, которую Галина Юзефович совершает уже не первый год – описывает и каталогизирует значительный массив новейшей русской и зарубежной литературы. В рамках одного каталога рецензии Юзефович превращаются в своего рода путеводитель, который можно читать с любого места. Естественно, путеводитель этот очень личностный и не претендующий на исчерпывающий характер. Перед нами авторский маршрут – в большей степени проложенный по центральным магистралям, однако временами отвлекающийся на просёлочные дороги и почти нехоженые тропинки.

Если мы попробуем проследить траекторию, по которой ведёт проводник, станет ясно, что она выстраивается внутри чётко очерченного поля – российского книжного рынка, который становится тем обобщающим и связывающим контекстом, где и существуют разрозненные, казалось бы, рецензии Галины Юзефович. Ведь интерес критика, поставившего во главу угла полезность для читателя, неизбежно оказывается зажат между политикой издателя, с одной стороны, и политикой издания, для которого он пишет – с другой. Первая во многом оказывает влияние на выбор рецензируемых книг (конечно, не лишая критика свободы), вторая – на формат, в котором он может позволить себе писать.

Тексты Галины Юзефович – это критика быстрого реагирования. Короткие и ёмкие рецензии, которые решают сразу множество задач – от аннотирования и встраивания в литературный процесс (Белинский время от времени в авторе всё-таки просыпается) до беглого анализа из разряда «как это сделано». Вряд ли стоит лишний раз говорить, что со всеми задачами Галина Юзефович справляется более чем убедительно. И всё же, прежде прочего, она – очень увлекательный рассказчик, который умеет в нужном объеме передать и всю необходимую, чтобы зацепить читателя, фактуру, и мягко направить его в ту сторону, где сподручнее получить удовольствие от чтения каждой конкретной книги.

Не всегда за лёгкостью, с которой читаются рецензии Галины Юзефович, сразу видно, насколько редким сегодня талантом она обладает – говорить со всеми и обо всём. Юзефович пишет для максимально широкого круга читателей, при этом всегда держит планку качества. Выбранный формат не слишком позволяет идти вглубь и вширь, но критик вырабатывает его ресурс по максимуму.

Важно, что «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» – не просто выставка индивидуальных достижений Галины Юзефович, но инструмент, полезный для любого (особенно не слишком искушённого) читателя. Если ваше знание современной литературы не идёт дальше Пелевина и Бегбедера, в этой книге вы найдёте десятки новых имён, да ещё и получите примерное представление, с каким из них будет интересно познакомиться в первую очередь.
Заядлым же читателям, которые и сами не плохо ориентируются в книжном мире, рецензии Галины Юзефович дадут, прошу прощения за банальность, пищу для ума. Несмотря на простоту и внешнюю лёгкость формата, каждый текст Юзефович – это не просто полезный пересказ (чем бессовестно грешат почти все «непрофильные» СМИ, пишущие сегодня о литературе), но законченное высказывание, с которым можно соглашаться или спорить.

Вообще говоря, Галина Юзефович сегодня – один из немногих мейнстримных критиков, создающих пространство для разговора о литературе вне толстых журналов и специализированных изданий. И в силу своей принципиальной открытости максимальному числу читателей она с этой задачей справляется лучше многих. Осталось только подождать, когда в этот разговор включатся не только читатели, писатели и критики, но и издатели, потому что одна еженедельная колонка о книгах в исполнении одного постоянного критика – едва ли не максимум, который сегодня готовы отдавать под литературу наши ведущие медиа – это, откровенно говоря, для стосорокамиллионной страны немножко стыдно.

Рецензии Галины Юзефович заставляют вспомнить Умберто Эко и его прогулки по литературным лесам, но сама прагматика её высказывания направлена если не в противоположную сторону, то куда-то вбок. Большую часть времени она не столько занята попыткой раскрыть перед читателем удивительное устройство самых разнообразных литературных миров, сколько пытается убедить его в том, что знакомство с этими мирами в принципе имеет смысл. И если говорить о задачах литературной критики, приходится признать, что в наше время эта – едва ли не самая актуальная.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
3 860
Опубликовано 10 дек 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ